Назад

02 июня 2022

Вознесение и Троица в традициях Куликова поля

Мы продолжаем рассказывать о том, как на Руси отмечали календарные праздники. В том числе, какие традиции бытовали среди жителей Куликова поля. У наших предков праздники являлись важной частью общественной и семейной жизни, во многом отражали ее уклад. Поэтому связанные с ними обычаи, некоторые из которых сохранились и по сей день, являются неотъемлемой составляющей нашей культуры. 

Главными праздниками на Руси были даты православного календаря. Так, ранее мы уже рассказывали про Сорок мучеников, Благовещение и Вербное воскресенье, которые приходятся на время Великого поста. В конце апреля мы знакомили читателей с традициями самого важного христианского праздника - Пасхой, символизирующей торжество жизни над смертью. А затем – с Красной горкой, которая в православии  посвящалась воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе она считалась торжеством пробуждения природы - с кострами, хороводами и многочисленными свадьбами. А после наступала еще одна свадьба – «свадьба земли и неба». Так в народе окрестили промежуток времени между Вознесением и Троицей, когда распускаются цветы, ярко зеленеют поля и леса. Про эти два православных праздника, а также про связанные с ними традиции мы и расскажем в новом материале. 

Вознесение Господне – 40-й день после Пасхи – всегда приходится на четверг. В этом году христиане будут отмечать его 2 июня. Согласно церковной традиции, на праздник верующие вспоминают, как после воскресения Иисус Христос привел своих учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо. На Куликовом поле в этот день готовили лесенки – ритуальное печево. Они символизировали облегчение дороги к небу. Местные жители верили, что лесенки должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его Воскресения. Как правило, пекли лесенки из ржаной муки и хлебного теста, в более позднее время – из сдобного. Выглядели они как два жгута, соединенные перекладинами. 

Лесенки по рецепту из книги Татьяны Витальевны Наумовой «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол»

В народе праздник означал полный расцвет весны и переход к лету,  отчего восхождение Христа на небеса связывали с ростом посевов, установлением благоприятной для роста растений погоды. Поэтому с лесенками проводили различные  ритуальные действия. В Кузьминках их кидали в рожь, для того, чтобы весь год был хороший урожай. В Хворостянке при этом приговаривали: «Господь по этой лесенке полезет на небеса». В Шаховском с лесенками было принято ходить на Красный холм, в рожь и в лес. Жители Самохваловки оставляли печево дома - ставили на стол или перед иконами. В Моховом и Починках с лесенками ходили в рожь, ставили друг на друга и говорили: «Господь, подымайся!». А затем их крошили вместе с яйцами и съедали. Девушки обменивались лесенками, как бы закрепляя дружбу. Жители Огарева на Вознесение ходили с выпечкой в поле, устраивали гулянья в лесу с качелями, гармонями, песнями, плясками. В Подмоклом до середины XX века ломали лесенки только старые женщины. 

В селе Ростово и деревне Малевка до 80-х годов XX века бытовал весенний девичий обряд «крещение кукушки». Девушки мастерили символ этой птицы из березовых веточек, а затем выходили с ним на опушку леса, либо на берег реки, где «кумовались»: обменивались платками, серьгами, а в некоторых населенных пунктах - лесенками. По народным обычаям, так выбирали себе подругу на год. После завершения кумления девушки, взявшись за руки, шли в лес и в укромном месте зарывали куклу. 

Троица на Красном холме Куликова поля. 2006 год

Особо любимым блюдом на Вознесение была яичница. В селах Непрядва и Ростово в этот день ее жарила в основном молодежь, как девушки, так и парни. Затем яичницу перекладывали в чугунок и шли на берег реки трапезничать. Девушки менялись платками – еще один вариант кумления. В Новой Александровке жарить яичницу в лес ходили только вдовые женщины. А во Владимировке вместо яиц брали с собой отваренную кашу.  

Сотрудники музея в Монастырщино жарят яичницу к празднику на пеньке.

На 50-й день после Пасхи в память о сошествии Святого Духа на апостолов отмечается один из главных христианских праздников – Троица. В этом году она выпадает на 12 июня. В народе этот праздник в большинстве случаев осознавался как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы. На Куликовом поле Троицу отмечали широко. До революции помещики в этот день угощали народ: детям раздавали конфеты, а мужикам наливалось вино. На Троицу обязательно проходили шумные гулянья с песнями, играми и хороводами. На праздник собирались всей деревней – количество человек могло доходить до трехсот. Обязательно были гармошки и пляски, особо любили исполнять «краковяк» - польский быстрый танец, «цыганочку» - старинную парную русскую пляску, «кадриль» - народный парный танец. В Епифани на Троицу выезжали в лес, где устраивали прыжки через костры и водили хороводы, которые, как считали в народе, приносят плодоносящую силу земле. В Самохваловке и Шаховском на Троицу ходили на Красный холм. 

На празднике традиционными считались ритуальные драки, в том числе и массовые:  «Были драки. Палок нарежут и дерутся»; «В лес собирались со всех деревень и дрались», - вспоминали старожилы. В некоторых населенных пунктах состязались на дубинах. Повсеместно устраивались кулачные бои, в которых принимали участие парни и молодые мужчины. Лучшими бойцами в округе считались бехметьевские. Девушки же в этот день наряжались в свои лучшие наряды и ходили на поляны – плести венки. 

Троица на Красном холме Куликова поля. 2006 год

Ритуальным печевом на Троицких гуляниях были венки – булочки в виде круга с вырезанной серединой, с зубчиками по краям. Эта традиция достаточно уникальна для центральной России, так как в соседних регионах упоминания о подобном блюде нет. Выпекали венки, как и многие другие булочки, из плотного дрожжевого теста. В небольшом количестве теплой воды разводили дрожжи, добавляли муку, растительное масло, мед и сахар. Потом из настоявшегося теста лепили венки и отправляли выпекаться в печи. 

Венки по рецепту из книги Татьяны Витальевны Наумовой «Кухня Куликова поля, или Хдеб на стол»

Главным символом Троицы считается береза, которая издревле ассоциируется с возрождением души, ее расцветом и обновлением. С ней на Куликовом поле в этот день были связаны многие традиции и обычаи. Жители села Ростово ломали ветки березы, украшали ими дома, раскладывали их на подоконнике, вставляли в оконные рамы, подвешивали на дверь, клали их возле икон в красном углу. В Шаховском было принято святить березовые веточки в церкви, а после хранить их в течение года. В народе верили, что они спасают от мышей и крыс. 

На Троицу на Куликовом поле вспоминали умерших родственников. В этот день во многих населенных пунктах выходили на кладбище, поминали покойников, клали на могилы березовые веточки. 

Чаще всего Троицу праздновали один день. Однако в некоторых населенных пунктах памятного места, например в деревне Куликовка, ее отмечали в течение трех -  торжество могло продолжаться с воскресенья по вторник.