Назад

21 апреля 2022

Как на Куликовом поле отмечали Светлый праздник Пасхи

Пасха - древнейший и самый важный христианский праздник, символизирующий торжество жизни над смертью. В этом году она приходится на 24 апреля. Событие это особой важности, поэтому не только чтится церковью, но и особо любимо народом. На Руси в день Светлого Христова Воскресенья обязательно проходила торжественная служба, вслед за которой наступали гулянья. После Великого поста, длившегося 48 дней,  и отказа от развлечений празднование разворачивалось с размахом.  Жители деревень катались на качелях, устраивали кулачные бои, катали яйца и водили хороводы. Почитали и очень ждали  этот праздник и на Куликовом поле. Об этом свидетельствуют воспоминания старожилов памятного места, зафиксированные сотрудниками музея-заповедника  в отчетах по итогам фольклорно-этнографических экспедиций. В блоге мы расскажем, как в старину отмечали Пасху жители Куликова поля, какие традиции и обычаи соблюдали накануне и в первые дни пасхальной недели. 

Открытка «Христосъ Воскресе!» из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Клавдии Дмитриевне Байбаковой от неизвестного отправителя. 1912 год

К встрече Пасхи на Куликовом поле готовились основательно. Перед праздником было принято делать генеральную уборку: тщательно мыли весь дом, посыпали земляные полы песком. На Страстной седмице, за три дня до Воскресения Христова, пекли куличи, делали творожные пасхи, красили луковой шелухой пасхальные яйца. В некоторых населенных пунктах красили яйца в субботу, отчего ее прозвали Красильной. 

Пасху делали непременно из домашнего творога, который изготавливали и хранили на протяжении долгого поста в погребе в специальных кадушечках. Рецепт, которому следовали хозяйки, был несложным, но требовал немалого количества времени. На сутки творог клали под пресс, чтобы стекла лишняя жидкость,  а после перетирали через сито. Затем растирали сливочное масло сахаром, добавляли сметану, а потом полученную смесь соединяли с творогом, после чего укладывали все в пасочницу пирамидальной формы и оставляли в холодном месте для застывания. 

Форма для пасхи из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Первая четверть XX века. Экспонируется в Музее купеческого быта в Епифани

Относились с особой серьезностью жители Куликова поля и к приготовлению куличей. Набор продуктов был стандартный: молоко, яйца, сливочное мало, сахар, дрожжи. Считалось, что чем больше в тесте яиц, тем лучше пасхальный пирог. А вот изюм долгое время не добавляли, такая традиция появилась только в советское время. 

Форма для выпечки куличей из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Начало XX века. Экспонируется в Музее купеческого быта в Епифани

В субботу жители деревень завершали все дела по дому и отправлялись на ночную службу в приходской храм. «В церковь бегали, на Пасху ходили, с факелами ходили. Тряпкой керосин обмакнем, зажжем и идем, хохочем. Весело было. Как солнышко сядет, стемнеет, зажжем факелы и идем», - приводятся в этнографических отчётах рассказы старожилов. Те, кто оставался дома, обязательно зажигали лампадку, символизирующую вечный огонь веры в Христа, и молились перед иконами. 

В селе Ростово до Великой Отечественной войны бытовала традиция -  местные жители в ночь на Пасху палили из ружей. Такой праздничной канонадой местные отмечали день Светлого Христова Воскресенья: «Обязательно стрельба - у кого есть ружья, другие предметы, которые стреляют, приносили и вот салютовали». 

У жителей Куликова поля существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Утром все вставали пораньше и бежали смотреть на играющее солнце, при этом всю дорогу напевая: «Христос воскресе». В народе говорили: если оно появляется на чистом небе и «трепещется», то это к удачному году, урожаю, достатку, здоровью и счастью, радостным и многочисленным свадьбам. Для того чтобы лучше разглядеть это пасхальное чудо, специально коптили стеклышки, через которые и наблюдали за солнышком. 

Помимо ночного богослужения, местные жители посещали еще и утреннюю службу. А после всей семьей шли на кладбище. Считалось, что умерших родственников нужно навестить непременно до обеда, так как после покойники «не услышат». На могилу приносили куличи, творог, в некоторых населенных пунктах – блины. Если покойник пил, то на могилу выливали вино. 

Открытка «Христосъ Воскресе!» из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Начало XX века

Как и по всей Руси, на Куликовом поле духовенство организовывало крестный ход. В большинстве населенных пунктах принимать участие в церковном шествии и нести иконы могли все желающие жители – и женщины, и мужчины, как семейные, так и холостые. Однако в Полибино, которое находится на территории современной Липецкой области, иконы носили только девушки: «Соберут девочек 10-25 лет, незамужних, тяжелую икону – четверо девушек несли, бабы иконы не носили». 

Во время крестного хода было принято служить пасхальные молебны по домам. Священник заходил в каждую избу, где его ждал накрытый тканой скатертью стол, на котором хозяева оставляли хлеб, соль, миску, наполненную водой и зерно. Вслед за ним в дом заносили иконы. Стоявшие на столе хлеб, соль и вода во время молебна освящались, их хранили как святыни, ими лечились. Соль добавляли скоту в пойло, воду пили и опрыскивали ею животных, когда они шли на выпас. Кошелка с зерном предназначалась священнику за молебен. Такой крестный ход обходил несколько деревень: «Пройдут деревню, идут в следующую – там уже встречают. Люду-то сколько, вся деревня идет». 

Только после крестного хода начинались гулянья, которые проходили на открытом воздухе: все плясали, водили хороводы, затевали игры на лужайках и лесных полянах. В Ивановке ходили по домам, собирали яйца в мешок со словами «Христос воскресе». В Малевке устраивали кулачные бои, которые считались праздничным развлечением парней и молодых мужчин. Исключительно пасхальной забавой также было катание яиц, для чего приготавливались специальные желобки. Крашеные яйца скатывали с наклонного желоба на яйцо противника. У чьего яйца скорлупа трескалась, тот и проиграл. Выигравший забирал все яйца. 

Открытка «Христосъ Воскресе!» из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Начало XX века

В некоторых населенных пунктах – Софьино, Прилипках – на Пасху главной забавой было катание на качелях. Их возводили молодые ребята: выкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. Катались и дети, и взрослые, но по преимуществу молодежь, так как в народе считалось, что качели помогут быстрее найти мужа или жену. Девушки наряжались в свой лучший наряд, а парни раскачивали их как можно выше, демонстрируя свои ловкость и силу. Кроме того, по народным поверьям, катание на качелях в этот период символизировало весеннее пробуждение природы и стимулировало плодородные силы, благотворно влияло на урожай, а также на появление потомства у скота. 

Сычков Ф. Открытка из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле» «Встреча на Пасху в деревне». Начало XX века

В настоящее время многие из народных пасхальных обычаев уже забыты. Однако неизменным остается важность этого праздника для верующих. И по сей день жители Куликова поля каждую весну пекут куличи, красят яйца, делают творожные пасхи и посещают праздничные богослужения в храме Сергия Радонежского на Красном холме и в Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино. И в этом году в ночь с 23 на 24 апреля православные святыни ждут верующих на ночную службу, посвященную Светлому Христову Воскресенью.

С. Маркварт. Фотография участника конкурса «Я люблю Епифань» из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Освящение Пасхи и пасхальных яиц в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Епифани