Назад

13 июля 2025

С Петрова дня – красное лето

День святых Петра и Павла отмечается Русской Православной Церковью 12 июля по новому стилю. Он установлен в память об апостолах, проповедовавших христианство по всему миру. Начинали жизненный путь и служение Христу Петр и Павел по-разному, но закончили оба в Риме – приняли мученическую смерть, собрав вокруг Его имени множество народов. 

Икона «Святые апостолы Петр и Павел» из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле», конец XIX века 

Петр, прежде чем стать учеником Христа, был рыбаком, как и его брат – в будущем апостол Андрей Первозванный. Иисус Христос предсказал, что Петр трижды отречется от Него. Так  и произошло, но ученик после распятия Спасителя искупил свое предательство – стал праведным проповедником Христовой веры, обращал в нее тысячи людей. 

Павел был гонителем христиан. Господь призвал его к апостольскому служению через чудо, лишив зрения и вернув ему способность видеть через крещение, а также явил множество откровений. Претерпевая гонения и скорби на пути проповедничества, Павел совершил по воле Бога множество чудес.  

Апостолы оставили 16 посланий, которые вошли в Новый Завет и дают нам первую богословскую трактовку христианского учения. Святому Петру принадлежат два, наследие святого Павла составляет 14. Церковь почитает их как первоверховных, столпов и идеалов проповеднического  и пасторского служения. 

День памяти апостолов Петра и Павла был установлен в древнейшие времена. В православной традиции он завершает летний Петровский (или по второму названию - апостольский) пост. В народе этот праздник называли Петры и Павлы, Петров день, Петровки. Он был финальным в цикле купальских праздников, приходившихся на полный расцвет сил природы. 

«На Петров день солнышко играет» - так говорили туляки. Известный русский этнограф Иван Сахаров, изучавший обычаи региона в XIX веке, сохранил в книге «Сказания русского народа» и другие  мудрости: «С Петрова дня красное лето, зеленый покос», «С Петрова дня зарница зарит хлеб», «С Петрова дня и барашка в лоб»… Этнографы музея-заповедника «Куликово поле» нашли подтверждения этих примет и традиций у старожилов памятного места. Мы рассмотрим каждую, чтобы увидеть, чем жили земледельцы в Тульской губернии в середине июля 100-200 лет назад, как поддерживаются традиционные формы землепользования сегодня. 

Одна пора в году сено косить 

Совсем недавно солнце повернуло на зиму. В день летнего солнцеворота - 21 июня – мы прожили самую короткую ночь в году. «Петр-Павел день убавил» - говорили в народе, наблюдая за небесным светилом. Была еще одна поговорка, которой после дождливого июня мы поверим с радостью: «День убывает, жара прибывает».

Иван Купала и Петров день открывали сенокосы. Крестьяне говорили про этот период: «Доставай косы и серпы к Петрову дню». А вот живут ли сегодня в таком же графике современные аграрии, узнаем у начальника производственной базы Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елены Алпатовой. Мы разговаривали с ней в конце июня, помня, что по старому стилю Петров день приходился на 29-е. 

- В предыдущие годы сенокосы музей-заповедник на своей территории начинал после 20 июня, а сегодня погода другая. Думаю, в этом году все сдвинется на конец июля. Надеемся на Божью волю! Если скосим сейчас, сено сгниет, мы его выкинем. И, конечно, помним наших крестьян, местный сенокосный период, выкашивание разнотравья были в июле. 

За историю музея-заповедника «Куликово поле», который восстанавливает на памятной территории не только исторический ландшафт, но и традиционные формы природопользования, не было сезона, когда не появлялись бы «окна», в которые можно убрать сено. 

- Трава должна поспеть, - рассказывает Елена Алпатова. - Техническую спелость мы определяем по кормовым видам. У нас сеется, в основном, костер безостый. Он начинает зацветать, и мы понимаем, что пора выезжать косить траву. 

В XIX веке, регион Куликова поля отличался недостатком сенокосов - 10% лугов против 80-88% распаханных плодородных черноземных почв. Сегодня музей скашивает около 50 гектаров разнотравья. Так поддерживаются в порядке отдельные площади, не отдаются во власть сорнякам, или же готовятся к мероприятиям, как заливной луг у деревни Татинки под полевой стан ратников на годовщины Куликовской битвы. 

Современные технологии заготовки сена отличаются от древних только в замене ручного труда машинами. Сегодня техника скашивает травы, не косарь. Ворошится сено также несколько раз специальными граблями, которые цепляются за трактор. В прошлом крестьянское семейство выходило в поле с деревянным сельхозинвентарем – ручными граблями или вилами. Ими же собирали сено в копны. Сегодня в поле выходит пресс, чтобы  скатать высушенные растения в рулоны и связать их шпагатом. Сроки для всех этапов этого процесса тоже определяет погода.

- Если лето жарит, дня три нужно, чтобы сено стало сухим-сухим, затрещало, - делится наблюдениями Елена. 

Уборка сена считалась праздничной работой. До середины XX века в ряде населенных пунктов Куликова поля сохранялась традиция наряжаться на первый день покоса. В Моховом, Монастырщине, Починках женщины надевали юбки-понёвы и головные уборы – повойники.  

Повойник первой половины XX века из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле» 

Покос был не единственной заботой крестьянина в середине лета – начинали готовиться к озимому севу: «До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять» - говорили в старину. Спросим у Елены Алпатовой, как дела обстоят на Куликовом поле в XXI веке.

- Озимые мы сеем по порам, эти площади у нас не заняты. В течение сезона, до сева, мы на этих территориях боремся с сорняками. Начинаем посев в конце августа – в начале сентября, опять же, как погода.

А в прошлом, лет 200 назад, на паровые клинья крестьянин выгонял оголодавшую за зиму скотину. Известный литератор, фольклорист и исследователь хозяйственной деятельности и быта туляков Василий Левшин писал об этом так: «Довольство таковое продолжается месяц, потому что с 10 июня начинают паровой клин пахать»      

Вода и проводы русалки

На Петры-Павлы, как и на Иванов день, на Куликовом поле было принято обливаться водой. Об этом рассказывали жители Донских Озерков, Ляпуновки, Малевки.  

В других населенных пунктах сооружали чучело. В Прилипках «делали просто: руки, ноги, голова, кафтан... ставили на видном месте, потом сжигали на краю деревни». В Даниловке на Петров день чучело возили на телеге. В Березовке - ночью жгли солому. В Малиновке были «колядки». В Сабурове – ходили ряженые. 

Все эти действа из воспоминаний жителей Куликова поля очень похожи на элементы масленичных гуляний, но героиня лета была другой. В Бахметьево рассказывали, что на Петров день «…русалку справляли. Хадили в Гагарино с гармошкой». В народе верили, что эти мифические существа поднимались из воды на Русальной неделе – в период с Духова дня и до начала Петрова поста – и жили на земле, в лесах, до Петрова дня или до глубокой осени. У земледельцев бытовали обряды выманивая русалок в рожь – с помощью обитательниц водной стихии они хотели обеспечить хлебу нужную влагу для роста. 

Проводы русалки действительно напоминали  проводы масленицы. Вот как обряды описывал фольклорист Владимир Пропп. Русалкой выбирали девушку, или ее роль играла соломенная кукла. С песнями и весельем героиню праздника народ выпроваживал в поле. Если русалка была живой, она всю дорогу пыталась кого-нибудь поймать и пощекотать, а остальные участники действа защищали «жертву». Начиналась шуточная свалка, из которой русалка выбиралась и убегала прятаться в колосьях. Тогда участники обряда возвещали, что проводили русалку и везде можно ходить смело, а затем отправлялись по домам.    

Где-то проводы русалки проходили как похоронные обряды. Народная процессия также завершалась у ржаного поля. В хлеба люди выбрасывали куклу-русалку и детали носилок, на которых ее «хоронили».

С русалками был связан и обычай сторожить солнце на Петров день. Изначально он поддерживался народом, чтобы прогнать этих существ от домов и предотвратить их шалости во ржах.  

На Петров день солнышко играет

Этнограф Иван Сахаров рассказывает, что туляки гуляли на Петров день «на оружейной стороне» и само гулянье называли «облупою». «Там говорят: «Пойдем на облупу. Был ты на облупе?» - читаем в «Сказаниях русского народа». К празднику туляки окрашивали яйца в желтый цвет и продавали их на гуляньях. Использовали при этом «пупавки» - цветки пупавки красильной. 

Пупавка красильная. Гербарный лист из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле» 

Иван Сахаров настаивает, что в XIX веке только в Тульской губернии сохранилась традиция караулить солнце под Петров день. «Поселяне всех возрастов собираются на пригорки, раскладывают огонь и в ожидании солнца  проводят ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные крики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется; то взойдет вверх, то опустится вниз; то заблещет разными цветами  голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят». 

Смотреть, как «играет солнышко» или «караулить» его ходили жители Куликова поля в Прилипках, Ростово, Подмоклом, Орловке. Отмечали, что «ано как бы лентами, разноцветными шарами», «всеми цветами радуги играет... а больше никогда, только в этот день», «как кругами, кругами… да утра мы далжны были встретить эта солнце».

В деревне Красный холм это был единственный день в году, когда девушкам разрешалось гулять до утра. В Бахметьево вспоминали: «Вон идуть утром. Рана-рана, по два яйца, с тебе – два яйца, с тебе…Ну все падрушки. Каму 12, каму 13 лет. И сальца там. На скавараду нажарють. Сядим, паедим...». Ходили с косами и «звонили», в разведенных кострах сжигали ненужное. 

Анна Некрылова, составитель «Русского земледельческого календаря» отмечает, что сугубо петровских песен было мало. Девушки пели про любовь, березу, измену и тоску, про разлуку, про кукушку… В своем сборнике фольклорист приводит такую тульскую песню: 

Уж вы ночи мои, ночи темные,

Вечера ли мои веселые!

Все я ноченьки просиживала,

Все я думушки продумывала, 

Как одна мне дума все с ума нейдет,

С ума нейдет, с великого разума: 

Тут проторил милый друг дороженьку

Мимо садику, мимо зеленого.

Я сама, девка, глупо сделана,

Своего дружка я прогневала,

Назвала я дружка горькой пьяницей.   

Ночные гулянья сопровождались ритуальным хулиганством. Владимир Пропп уверено заключает в «Русских аграрных праздниках», что шуточные бесчинства творились над мирно спящими крестьянами, преимущественно над теми, кого недолюбливали. 

На Куликовом поле это действо называлось по-разному. «Городушки городить» было принято в почти двух десятках пройденных этнографами населенных пунктах, в том числе в Себино, Епифани, Шаховском, Орловке, Грибоедове и многих других. В Татинках, Березовке, Сабурове на Петров день - «чередя́ть», в Моховом - «рикоше́тят». В деревне Красный холм принято было «куроводить».

Среди проказ наиболее популярными были такие: унести посуду в другой двор, «стука́лочки» или перегородки, сооружение баррикад среди деревни. Привязывали двери, накрывали стеклом печную трубу, похищали повозки и телеги… 

«Городушки» сооружали из ворованных вещей. Так в Ляпуновке рассказывали: «Там адин был парень… Бывало, сабирёть нас, и вот ат каждаво дома, што есть окол дома, унисём... Бывало, уносять из самаво дома - диван, стол, ну, там, чугуны... И вот ат загародки до загародки дарогу перигародим... И вот утром все идуть за сваими вещами...». По обычаю, ругаться на воровство было не принято. 

В деревне Заборовке во время гуляний сочиняли матерные частушки про жителей. В Лапуновке в шутовстве участвовало петровское чучело. «У нас калодец был... Журавль был... На журавль чучело павесили и апустили в калодец... За вадой пришли - раз!..» - смеялись там старики, вспоминая молодость. Емкость с водой при такой конструкции колодца поднимала из шахты толстая жердь, закрепленная и действующая, как качели. Один конец перекладины утапливал ведро, а противовес на другом вытаскивал его на поверхность. Так на Петров день кто-то из соседей ляпуновских шутников добыл себе не только воды, но и куклу. 

Многие куликовцы в беседах с этнографами музея-заповедника в конце прошлого века сокрушались, что петровские проказы со временем больше стали походить на вредительство. Вспоминали сломанные загородки, перевернутые остановки, старые машины поперек дороги…

Разговины на Петров день 

День памяти Петра и Павла завершал Петровский пост. Он был сравним по сытости с Великим постом – никаких овощей, кроме зелени, на огороде еще не выросло, оставшееся зерно шло на посев яровых. В разрешенные рыбные дни (4 раза в неделю) можно было сварить ухи из выловленной в прудах и реках рыбы. Она и была единственным угощением. В народе пост называли «Петровки – голодовки» и ждали разговины на апостольский праздник. На Куликовом поле в празник начинали резать баранов. 

В куркинской деревне Кусты этнографы записали такую трактовку обычая: «…овец надоть резать к Петрову дню. Апостол Петр велел с Павлом, это самые старейшие два апостола... В 1380-м году, когда битва была, они появились, два апостола. Вот, они, значить, и рекомендовали, что в Петров день резать барашков... Ани были люди такие, што мясные… не всегда барашка резать - только под Петров день... каждый святой свои порядки устанавливал...».

Праздник сопровождали особые кушанья. В Монастырщине с этого дня было принято есть щи с бараниной. В деревне Прилипки варили гречневый кулеш. Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» приводит рецепт сытной мясной каши. 

Баранину нарезали крупными кусками и варили до полуготовности в чугунке на таганке. Гречку перебирали, промывали, ошпаривали кипятком и укладывали в мясной бульон. Лук мелко нарезали, обжаривали на сковороде на свином сале и добавляли в кулеш за 5–10 минут до готовности.

Вкусное Куликово поле и сегодня с нами. Традиции летних праздников, сдобренные блюдами народной кухни, приносит в наш день представительство музея-заповедника в Туле - «Пространство «Археология». До конца августа здесь на гастрономической программе «Летний стол Куликова поля» говорят о сезонных праздниках и блюдах, в которых те нашли свое отражение и интерпретацию. Подробнее здесь: https://kulpole.ru/sobytiya/istoricheskaya-kuhnya.-letnij-prazdnichnyj-stol 

 

Любовь Котикова

Материал создан на основе этнографических отчетов Государственного музея-заповедника «Куликово поле», публикаций православных сайтов специально для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ , посвященного 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию с момента сражения. 

Также использованы источники: 

Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. Некрылова А.Ф. – М., 1991.

Левшин В.А. Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год. - Тула, 2006.

Наумова Т.В. Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол. - Тула, 2014.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. – Тула, 2000.

Фотографии Романа Солопова.