16 декабря 2025
Коса, ухват, безмен и другие атрибуты Коляды и ее свиты
Гармонь и коса, ухват, палка или посох, безмен и мешок – с такими предметами ходили колядовщики по дворам на Куликовом поле. Малая лишь часть из них – для увеселения, большинство – для устрашения и привлечения внимания. Коляда была суровой героиней святочных гуляний.
«… палку вазьмуть, вроде, как пабирашка» - вспоминали старожилы памятного места об одном из атрибутов, с которым ходила Коляда. Другие запомнили с детства посох и мешок у нее в руках. И, кажется, все логично и прилично: ряженой чудной старухе или цыганке, в каких преображались селяне, нужно что-то, на что опереться и куда сложить гостинцы от соседей. Но этим еще и грозили детям, а те по малолетству верили.
Анна Дмитриевна 1922 года рождения из куркинской деревни Даниловки рассказывала: «Коляды спрашивали детей: «…слушаешь бабушку или мать? Не слушаешь - щас накажем вас... палкай, палкай...». А это уже сценка от Лидии Ивановны 1941 года рождения из деревни Подмоклое: «…памагаешь бабушке, дедушке?.. - Если не памагают, то атругают, заставят... Если памагаеть - пагладять па галовачке, канфетачку дадуть»
Выросшие дети деревни Ивановки и села Себино тоже помнили строгую Коляду. В Починках и Знаменском она угрожала забрать от матери неслухов. В деревне Курцы пугали: «щас в сумку пасажу и унесу...». В Чебышах звучала угроза пострашнее: «Счас поймаю, подвешу, пупок начну у тя выжигать...» - пересказал этнографам музея-заповедника «Куликово поле» свои детские впечатления Михаил Егорович 1930 года рождения.
Коляде, как позже Деду Морозу, ребятня рассказывала стихи. «Приходят стучатца... Аткрывают, а мы небальшие... Идет Каляда, так, гаварит, ну-ка давайте, рассказывайте стихи... Стихи рассказали... «Ну, ничево, маладец» и ушла... А если кто на пути встренется, их начинают в снегу катать...» - делилась Любовь Михайловна, жительница Кимовского района Тульской области 1917 года рождения. Снежные купания при встрече с колядующими претерпел брат женщины.
Доставалось и взрослым…

Ухват начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»
Спутники Коляды, по воспоминаниям жителей деревни Хворостянки, что поблизости с эпицентром места Мамаева побоища, ходили с печными ухватами или рогачами. Так в разных местностях называли один предмет, которым ставили в печь и доставали оттуда горячие горшки. Попробовать его в деле можно в Туле. Филиал музея-заповедника «Куликово поле» - музей «Тульские древности» – познакомит с устройством избы и научит обращаться со старинной кухонной утварью.

Ухваты в экспозиции «Секреты тульских мастеров» в музее «Тульские древности»
Было у колядующих свое шумовое сопровождение. Шутники били в косу, чтобы привлечь внимание к процессии и вызвать хозяев на встречу Коляды. Несмотря на то, что это был вполне себе серьезный народный музыкальный инструмент, звуки от него разносились надрывные.

Ухват конца XIX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»
Во многих местностях этнографам музея-заповедника «Куликово поле» рассказывали, что коляды носили с собой безмен. Это приспособление для взвешивания. Предмет знаком старшему поколению, но в прошлом он выглядел иначе. Безмен представлял собой увесистую тонкую полосу металла, на одном ее конце был крюк для подвешивания товара, на другом – груз или крюк для весов. Большая коллекция весов-безменов представлена в купеческой лавке епифанского музея.

Подвал купеческой лавки в епифанском музее: меры, тара, весы
На Святки этот предмет колядующие использовали и по назначению, и как колокол, и как средство устрашения. «…стучать этим безменом... все испугаются, все харонятся» - вспоминала детство Любовь Михайловна, ровесница Революции 1917 года из деревни Софьинки.
Безмена боялись хозяйки. В некоторых деревнях Куликова поля долго жила традиция ритуального взвешивания шерсти колядовщиками, для чего и нужно было это устройство. Анна Ивановна из села Себина отмечала, что Колядами обряжались «женщины-пряхи». Фольклорист Владимир Пропп, приводя сведения этнографов прошлых веков в книге «Русские аграрные праздники», не раз упоминает шерстобитов. Так называли мастеров, которые взбивали шерсть перед прядением или валянием, чтобы удалить грязь и примеси. Наверное, профессионалы-ремесленники, могли по достоинству оценить «чево работали» другие осенью.
В основном, пряжу взвешивали колядующие на Рождество. Считалось, что до Святок необходимо все сырье переработать на нитки: «…кто не дапрядёть, то ани пугали... Гаварили, што на животе далжны жечь намытки...» – пересказывала Татьяна Павловна 1925 года рождения из деревни Сафоновки. «Намытками» называли необработанное сырье. Существовало поверье, почему не стоило прясть в праздник: «Пряха крутитца - и овцы, мол, будут кружитца...» - рассказывали жительницы деревень Даниловки и Починок. В деревне Хворостянке перевернули примету так: «…на Святках нельзя прясть, вязать, а то волки овец будут есть». В деревне Красный холм отступали от этого правила, но шить и прясть после Рождества разрешалось только днем.
Если с детей - стихи, то с женщин был другой спрос. К приходу Коляды хозяйки готовили клубки: «…коляды придуть вешать... вот вешали, кто сколько напрял» - в один голос уверяли рукодельницы из Софьинки, Казинок, Орловки, Грибоедова, Донских Озерок. Безменом подгоняли, грозились «по пяткам наступить». Если пряжи было много, то коляды хвалили и благодарили за хорошую работу. Если мало – хозяек ругали, называли плохими и ленивыми, толкали в снег и в шутку колотили – «мяли бока».
Часто после ритуального взвешивания шерсти колядовщикам давали ее в подарок. С собой ватаге подавали и угощение - «хто што нагатовит...»: блины, пироги, холодец, горячительное, мясо, яйца…

Куликовской угощение по записанным этнографам рецептам в Пространстве «Археология»
И какой праздник, какие гуляния на деревне - на селе без гармошки?! «... па деревне хадили, песни играли...» - рассказывали старожилы о колядках, не сдерживая улыбки. Были они разные, но это отдельная история…
Любовь Котикова
Публикация создана по материалам этнографических исследований специалистов музея-заповедника «Куликово поле» и на основе труда Владимира Проппа «Русские аграрные праздники» 2000 года. В качестве иллюстраций использованы изображения предметов из музейной коллекции. Специально для проекта «Поле. Русское поле» газеты «Аргументы и факты в Туле» к 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию сражения.
