Назад

02 декабря 2025

Святки по-куликовски: магия праздничного стола

В святочном цикле жители Куликова поля выделяли четыре основных праздника: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Новый год (1 января), Старый Новый год (1/14 января), Крещение (6/19 января). Справляют эти праздники на территории памятного места и до сих пор. 

Щедрый стол – щедрый год

Как отмечает этнограф Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол», через еду на Святки люди стремились обеспечить благополучие нового года. Тем самым объясняется и ее обилие в первый день Новолетья, в Васильев вечер, который отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. Отголоски этой традиции прослеживаются в стремлениях современных хозяек. Ели наши предки на Святки все самое лучшее, что было в доме, заготавливали заранее. Подобное стремление к обжорству прослеживалось и на Масленицу, когда-то она совпадала с весенней датой празднования Новолетия, унаследованной из византийского календаря. «Старое мартовское новогоднее чревоугодие с перенесением нового года на январь не прекратилось. Наедались и в старый мартовский Новый год и в Новый год январский» - заключает фольклорист Владимир Пропп, описывая традиции аграрных праздников. 

Празднование Святок начиналось с торжественного ужина. Владимир Пропп утверждает, что в среде земледельца эта трапеза представляла собой поминальный стол, была посвящена культу предков. «Поминовение усопших в разных формах есть один из постоянных элементов аграрных обрядовых празднеств…» - пишет исследователь в книге «Русские аграрные праздники».  До появления первой звезды не ели ничего, а с ней садились за стол. 

Зовем предков на трапезу в Сочельник 

Одним из непременных святочных блюд была кутья. В ряде местностей так в народе называли и сам праздник. Тульский этнограф XIX века Иван Сахаров тоже пишет об этом блюде: «Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя – кутья сочельницкая». Блюдо готовили из цельных нераздробленных зерен. «Зерно обладает свойством надолго сохранять и воссоздавать жизнь, умножая ее… - раскрывает понимание обряда Владимир Пропп. - Семя – составляет извечный круговорот, который свидетельствует о нескончаемости жизни. Путем еды к этому процессу приобщаются люди». Другим символом, уже из животного мира, обладающим этим удивительным свойством, в обрядовой кухне выступает яйцо.

Открытка из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Еще одним блюдом поминального стола на трапезе в Сочельник были блины. О них говорят и старожилы Куликова поля из села Монастырщино. Это древнейшая форма печеной мучной еды, которую умели готовить люди, когда еще не владели технологией хлебопекарства. Земледельцы так приглашали своих предков к общему столу. 

Блины-гречишники приготовили в Пространстве «Археология»

«Для всех русских людей в этот период было характерно употребление в большом количестве мясных блюд. Символом сытости года считались свиные ноги. Их тушили, жарили, запекали», - описывает Татьяна Наумова святочную кухню жителей Куликова поля. В книге этнографа одноименного музея-заповедника есть не только рецепт приготовления этих полуфабрикатов, но и других блюд из свинины. 

Употребление этого вида мяса на новогодние праздники распространено с древних времен у многих европейских народов, не только у славянских, но и в Англии, Германии, на Сицилии, в скандинавских странах. Новогоднего, рождественского поросенка называли кесаретским – так же, как в народе святителя Василия  Великого. Васильев вечер, который приходится в ночь с 31 декабря на 1 января, празднуется в память о нем - епископе Кесарийском, одном из трех Вселенских святителей, авторе догматических и нравственных сочинений и последования Божественной литургии. 

Новогодние кулинарыне традиции представляет Музейный комплекс «Куликово поле» в Моховом

Ряд исследователей считают, что русская традиция приготовления блюд из свинины на Святки – это отголосок античного обряда. В Древнем Риме в декабре проходили праздники – сатурналии, на которых богу посевов и благородия Сатурну приносили в жертву свинью. Другие исследователи видели в свиной голове символ солнца из-за щетины, которая напоминала сияние. Владимир Пропп, анализируя разные версии, заключает, что всем животным, которые фигурируют в аграрных обрядах, приписывалась особая плодовитость. Следовательно, употребляя в пищу продукты, приготовленные из них, или обыгрывание в ритуалах их образов, приобщали семью земледельца к силам и способностям этих существ. Сюда же относится шествие с козой на Святки, ряжение с использованием масок животных, обрядовое печево – козули, которое делали в форме свинок, овечек, домашней птицы, коровок, козочек.   

Рецепт блюд из свинины от хозяек Куликова поля

Чтобы приготовить свиные ножки по-куликовски нужно хорошо промыть и почистить субпродукты, потом замочить их в холодной воде на 3-4 часа. Ножки хозяйки укладывали в горшок вместе с колечками лука, резанными морковкой и чесноком, заливали водой и варили в жаркой печи за заслонкой. По готовности – вынимали большую кость из конечностей и обваливали их в муке. Последний штрих - обжаривание на растительном масле. Рецепт актуален и в наши дни. Конечно, в печи, а не в духовке, блюдо получится ароматнее, но повторить в наших условиях стоит! Подавать свиные ножки следует с хреном! 

Новогодний символ на открытке 1915 года из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Также в числе обязательных угощений на святочном столе жителей Куликова поля были ветчина и солонина. Хозяйки запасали на зиму свинину, говядину, телятину и хранили мясо в погребе в соляном растворе. Варили к празднику различные холодцы. 

Делали домашнюю колбасу на мясном или курином бульоне со специями. Свиным фаршем набивали тонкие кишки и перевязывали их в круги, потом коптили заготовки в горячем дыму, а в финале отваривали. Для ливерной колбасы отваривали до готовности печень, легкие, сердце и другие субпродукты, добавляли яйца, сметану, лук, специи, солили фарш и перемешивали. Им также набивали кишку, а потом отваривали колбаски и запекали в печке. 

На Рождество куликовцы готовили и свиную голову. Ее разрубали на части, тушили с солью и пряностями, а в завершении обжаривали. Исследователи отмечают, что это блюдо отличало зажиточных крестьян. Голова стояла и на праздничном столе, и после в открытом доступе для угощения. По мере необходимости домочадцы отрезали себе кусочки от нее. 

Куликовское печево

В большинстве населенных пунктов Куликова поля на Рождество обязательной была лапша – молочная и «журова́я» (скоромная), как вспоминают старожилы деревни Ивановка. В Березовке подавали молоко, в Монастырщине к празднику варили каши. 

Святочной выпечке нужно уделить особое внимание. Этнографам музея-заповедника «Куликово поле» рассказывали в селе Себино о пышках и булках. В Прилипках на рождественские пышки шла ржаная мука. Старожилы деревни Красный холм выбирали плюшки, в Михайловском - пироги. 

Себинцы и селяне Шаховского хвастались «орешками из молока, сахара и муки». Так, Мария Васильевна Кучерова вспоминала: «… мать молока даст, намеси́т теста, нарежишь, накрутишь - и жарили в скавараде». Этнограф музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Наумова пишет, что орешки каждая хозяйка пекла по своему рецепту, правило для них – сдобное тесто и круглая форма. Ученая сообщает, что готовили это печево в больших количествах: на Рождество  и орешки становились символом множественности, будущей урожайности. Наверняка, ими одаривали колядующую молодежь. «Упоминания о рождественских блюдах мы находим в колядках, которые до сих пор распевают во время рождественских праздников» - пишет Татьяна Наумова. Вот одна из них: 

Авсень, Авсень,

Ходя па всем.

Па дварам, па дамам…

Кто не даст пирога —

Тому корову за рога.

Кто не даст ветчинки —

Тому свинью за щетинки.

Афсень, Афсень,

Ходи по всем —

По проулочкам,

По закаулочкам.

Хто не дасьт — пирога,

Тому корову за рога.

Хто не дасьт кишку —

Свинью за вишку.

Выпросив у соседей угощения, ватага парней и девок собиралась на общую трапезу и пировала до самого утра. 

Историю святочных угощений, бытовавших на территории Тульского края, можно узнать и даже попробовать на вкус в филиале музея-заповедника «Куликово поле» в Туле. В Пространстве «Археология» на улице Металлистов-8 с 1 декабря и до Крещения учат печь медовые колядки. Здесь же на интерактивной программе «Зимний праздничный стол Куликова поля» можно отведать сочиво – кушанье из зерен полбы с маком, в котором повара музея-заповедника соедини традиции рождественского и крещенского блюда с куликовской изюминкой. В память о хозяйках памятного места на этой программе также предложат лапшу и сытную кулебяку с курицей и гречневой кашей. 

Сочиво в Пространстве «Археология» 

Любовь Котикова

Статья создана для проекта «Поле. Русское поле» газеты  «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/  к 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию с момента сражения. Использованы материалы этнографических отчетов специалистов Государственного музея-заповедника «Куликово поле», публикации православного сайта https://azbyka.ru/  и другие источники: 

Наумова Т.В. Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол. - Тула, 2014.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. – Тула, 2000.