20 апреля 2023
Время полевых и огородных работ: что потопаешь, то и полопаешь
Завершился Великий пост, отзвенела радостью Пасха Христова. В домашнем хозяйстве обычного средневекового крестьянина за время воздержания от белковой пищи изрядно пустели запасы хлеба, овощей. А значит, пора начинать думать о новом урожае. Впрочем, и зимой хороший хозяин готовился к весенне-летней страде: надо было привести в порядок соху и борону, починить телегу, накопить навоз.
Район Куликова поля относится к лесостепной зоне с преобладанием чернозёмных почв. Ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежала хлебопашеству. Вся пригодная для обработки земля была разделена между хозяевами, пустой, незанятой земли не было. Использовалась трехпольная система земледелия: яровое поле, на котором сеяли весной и убирали урожай в конце лета, озимое поле — его засевали осенью, и посевы зимовали под снегом, и паровое поле, оставляемое незасеянным для естественного восстановления плодородия.
Сходил с пашни снег, подсыхала и прогревалась земля, крестьянин готовился распахивать яровое поле. Полевые работы на Куликовом поле начинались в конце апреля — начале мая. Подростки подвозили навоз: «Клади навоз густо, чтобы не было в амбаре пусто». По унавоженному полю вновь проходила соха, смешивая удобрение с истощившейся за зиму землей. Пахота, сев – важнейшие события крестьянской страды – не совершались без Божьего благословения. Семена ходили святить в церковь. Освящённые семена смешивали с остальными, предназначенными для посева. Во время вспашки обязательно служили молебен.
По множеству примет точно угадывали срок сева – не раньше и не позже, иначе не будет добрых всходов. «На всякое семя – свое время»: береза распускается – сей овес, зацвели яблони – пора сеять просо, начала куковать кукушка – время сеять лён. Таковы народные приметы. Посевные работы в районе Куликова поля обычно заканчивались к Троице, когда и устраивался большой праздник.
Что росло на полях XIV века? По словам кандидата исторических наук, научного сотрудника музея-заповедника «Куликово поле» Александра Лаврентьева, сеяли то же самое, что выращивают сегодня, однако пропорции культур были иные. Главной являлась рожь (или «жито») – неприхотливое растение, из которого изготавливалась львиная доля продуктов питания русского населения. Недаром на Куликовом поле говорили: «Помирать собирайся, а рожь – сей».
Пшеницы выращивалось намного меньше, белый хлеб считался деликатесом.
Овёс также занимал на полях значительное место – и для человеческого рациона, и для кормления основной тягловой силы – лошади. «Не воз едет, овес везет», – говорили в народе. Овёс выступал также одной из главных товарных культур, его продажа в крестьянских хозяйствах составляла основной источник денежных средств.
Гречихе на Куликовом поле также отводили немаловажную роль. Она быстро отрастает, хорошо затеняет почву, подавляет сорную растительность, благодаря чему служит хорошим предшественником для многих культур. Ценили гречиху и за то, что её можно было посеять на худой земле. Кроме того, гречиха была отличным медоносом. «Гречневая каша — матушка наша», – приговаривали хозяйки.
Хлеб занимал центральное место на столе – причём не только в деревне, но и в княжеском тереме. А ещё из зерна приготовлялись различные каши. Их варили разными способами, были и «бюджетные» на воде, и дорогие в приготовлении на молоке и с различными добавками. Например, из Греции, а позже – из Турции и Южной Европы привозили изюм, хотя понятно, что кашу с его добавлением могли позволить себе только русичи высокого положения.
Выращивали на Руси и горох разных видов, часто упоминаемый в документах, а также чечевицу. Бобовые культуры использовались как продукт в исходном виде, так и перерабатывались в муку для изготовления хлебобулочных изделий.
Также был достаточно распространён хмель. Напитков на Руси было множество, в том числе и слабоалкогольных, которые невозможно приготовить без хмеля, то же пиво.
Для того чтобы испечь хлеб, нужно, чтобы заквасилась смесь из муки с водой. Когда ещё не было дрожжей, требовался солод. В XIV же веке ржаное зерно проращивали, ростки перемалывали – так получалась солодовая закваска, без которой и хлеба на столе не имелось бы.
Крайне важном в хозяйстве эпохи Куликовского сражения была посадка растений на огороде. «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», – гласила народная мудрость, подчёркивая жизненную значимость как, собственно, жены, так и тогдашних «шести соток». В ТОПе огородных культур в районе Куликова поля значились капуста, лук, свёкла, редька и особенно – репа, из которой готовили множество разнообразных блюд и считали вторым хлебом. Также можно сказать, что она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Репой засевались значительные по площади участки.
Однозначно трудно сказать, когда репа появилась на столах наших предков, но, предполагается, что в период возникновения земледелия у славянских и финно-угорских племён. Были времена, когда на Руси неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию. Растёт она быстро и почти повсеместно, из этого овоща можно приготовить полноценный обед с первым и вторым блюдами и даже с третьим. Из репы делали супы и похлебки, варили кашу, готовили квас и масло, она была начинкой для пирожков, ею фаршировали гусей и уток, репу квасили и солили на зиму. Сок из репы, добавляя мёд, использовали в лечебных целях.
Капуста в древности сначала появилась на Черноморском побережье Кавказа – это был период греко-римской колонизации VII-V веках до нашей эры. А в IX веке капусту начали возделывать славянские народы. В Киевском княжестве первые письменные упоминания о кочанной капусте относятся к 1073 году. Постепенно этот овощ распространился по территории Руси, снискав популярность и у людей, живших в окрестностях Куликова поля. Капуста здесь пришлась ко двору. Холодоустойчивый и влаголюбивый овощ, его крепкие белые кочаны, обладающие отличным вкусом, выращивали в крестьянских дворах, знать также почитала капусту. Её употребляли и в свежем, и в варёном виде. Но больше всего на Руси ценили капусту квашеную за её способность сохранять оздоровительные свойства в зимний период.
Свёкла впервые упоминается в письменных памятниках Древней Руси в X-XI веках, в частности, в «Изборнике» Святослава. Из Киевского княжества она проникла на новгородскую, московскую земли. В XIV веке свёклу на Руси начали выращивать уже повсеместно. Об этом свидетельствуют многочисленные записи в приходно-расходных книгах монастырей, лавочные книги и другие источники. А в XVI-XVII веках свёкла совсем «обрусела», и наши предки стали уже считать её местным растением.
Репчатый лук на Руси стал известен в XII-XIII веках. Предположительно он попал к нам с берегов Дуная вместе с торговыми людьми. Вблизи центров торговли возникали первые очаги выращивания лука. Постепенно они стали создаваться и вблизи других городов и сёл с подходящими для выращивания лука климатическими условиями. Хорошо рос он и в окрестностях Куликова поля. Кстати, здесь произрастает ещё и дикий лук (черемша), который собирали и заготавливали весной скорее всего задолго до культурного выращивания репчатого лука.
Чёрная редька, по версии некоторых историков, на Руси появилась также в XIV веке и постепенно стала популярной у всех сословий. Об этом говорит и то обстоятельство, что редька, как обязательный компонент, использовалась в приготовлении одного из самых древних русских кушаний – тюри.
Не стоит забывать про традиционные российские огородные сорняки – крапиву и лебеду, которые не раз выручали наш народ в лихую годину. Лебеда утоляет голод, поскольку в ней содержится большое количество белка, а в крапиве – «залежи» витаминов и микроэлементов. И если случался неурожай, и к весне амбары и погреба стояли уже пустыми, крестьяне собирали эти растения, выраставшие сразу после таяния снега. К слову, крапива входила (и входит) в русский рацион во все времена – из неё делали превосходный суп, солили на зиму.
Крестьянин кормился от трудов своих. Сегодняшнему жителю Тульской области, как, впрочем, и любого другого региона России, трудно представить, что значило сельское хозяйство вообще и огородничество в частности для наших предков. Сейчас поход в супермаркет позволяет вообще не задумываться о происхождении хлеба насущного, полагая, что булки растут на деревьях. А в Средневековье это было вопросом физического выживания, и поэтому вся жизнь строилась вокруг крестьянских работ и забот. Из поколения в поколение занятия крестьян, живших в окрестностях Куликова поля, были однообразны с единым для всех распорядком жизни: пахота, посев, сенокос, жатва, посадка и обработка огорода. И засевая на майские праздники грядку с капустой на даче, только представьте на минуту, что ощущал крестьянин в эпоху Куликовского сражения: ведь от это грядки во многом зависело, доживёт ли он до урожая следующего года…