22 января 2025
В полку реставраторов музея-заповедника «Куликово поле» прибыло!
Недавно в большую семью Государственного музея-заповедника «Куликово поле» вошли три новых художника-реставратора - произведений из ткани, металла, кожи и меха. Они успешно прошли аттестацию в Департаменте государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации и уже работают с предметами из богатой музейной коллекции.
В области реставрации керамики, бумаги и предметов из металла Государственный музей-заповедник «Куликово поле» является одним из ведущих в Центральной России. До недавнего времени в его реставрационных мастерских, расположенных в Пространстве «Археология» в Музейном квартале Тулы, трудились четыре квалифицированных специалиста. Художник-реставратор высшей категории Виталий Шмелев восстанавливает предметы из черного, цветного и драгоценных металлов, работает как с археологическими находками, так и с этнографическими предметами, а также вооружением и снаряжением периода Великой Отечественной войны. Он же является заведующим отделом реставрации и консервации фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Реставраторы-керамисты музея-заповедника «Куликово поле» Екатерина Лапынина и Инна Маркина восстанавливают керамические изделия и их фрагменты, которые составляют почти половину всего археологического собрания музея-заповедника «Куликово поле», а также майолику, предметы из фарфора и фаянса. Сохраненные на бумажной основе объекты культурного наследия различных эпох - фотографии, документы, книги – реставрирует Любовь Поволяева.
В конце прошлого года еще три сотрудника музея-заповедника «Куликово поле» успешно прошли аттестацию в Министерстве культуры Российской Федерации и получили специальность художников-реставраторов третьей категории. Александр Кашин будет восстанавливать произведения из кожи и меха, Дмитрий Котляров – из металла, а Наталия Ченцова – из ткани.
«Художника-реставратора предметов из ткани музей-заповедник «Куликово поле» ждал давно, ведь в его фондах хранится свыше 3000 историко-бытовых предметов конца XIX – начала XX века, включая рубахи, панёвы, рушники, пояса, - утверждает главный хранитель Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Наумова. - На большинстве изделий есть разрывы и утраты по поверхности, деформации, поэтому нашему новому специалисту работы хватит надолго».
Возможность аттестоваться на первую из 4 категорий каждый сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» получил благодаря своему профильному образованию. Александр Кашин окончил Киевский технологический институт легкой промышленности по специальности «Технология изделий из кожи», стажировался во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря.
Александр Кашин
Наталия Ченцова - выпускница Тульского областного колледжа культуры и искусств по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» - обучалась основам реставрации музейных предметов из текстиля во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря и Казанском (Приволжском) федеральном университете. В столице Республики Татарстан Дмитрий Котляров немногим позже изучал историю искусств. Из Казанского (Приволжского) федерального университета он выпустился с дипломом магистра.
Наталия Ченцова
Для подготовки к аттестации этих специалистов на реставрационном совете музея-заповедника «Куликово поле» были разработаны программы для каждого, выбраны по шесть предметов разных эпох, на которых можно было опробовать различные реставрационные методики. Также были определены научные руководители, которые обозначили круг задач. У Наталии Ченцовой и Александра Кашина ими стали эксперты из Москвы, у Дмитрия Котлярова – Виталий Шмелев.
Для защиты перед комиссией аттестующимся нужно было представить паспорта к отреставрированным предметам. В документах были описаны выполненные работы и приложены снимки - до реставрации, в процессе и по завершению. Александр Кашин восстанавливал этнографические предметы из кожи - пороховницу XVI-XVIII веков и обувь разных столетий. Особый интерес у специалиста вызвала реставрация поршней – обуви эпохи Куликовской битвы. «С археологической кожей, пролежавшей в земле более шести столетий, было сложно работать, - поделился Александр Кашин. – Вещи из органики, в отличие от артефактов из металла, очень хрупкие, при неправильном обращении могут в любой момент разрушиться». Художник-реставратор по коже и меху добавил, что главное в его работе – не бояться и не брезговать предметами, так как большинство из них – находки с могильников.
Поршень в процессе реставрации
Дмитрий Котляров обрабатывал и консервировал артефакты из железа VIII-XII веков, медную золотоордынскую монету пул – ровесницу Куликовской битвы, столовую вилку из цветного металла, изготовленную фирмой братьев Фраже в 1850-е годы, прямоугольную пряжку из латуни от школьного ремня образца 1948 - 1962 годов.
Дмитрий Котляров
С еще одним предметом для аттестации - свинцовой торговой пломбой, иллюстрирующей торговый оборот Российской империи начала ХХ века, - Дмитрию Котлярову было работать проще всего. «Свинец, если он в хорошем состоянии, но уже начал коррозировать, не требует механической очистки, а восстанавливается химическим способом – электролизом, а занимает работа всего один день».
Товарная пломба до реставрации
Наталию Ченцову аттестационная комиссия оценила по отреставрированным этнографическим предметам из ткани конца XIX - начала XX века региона Куликова поля и его окрестностей, Липецкой области и Белевского района. Мастерица восстановила два полотенца и рушник, занавеску-передник, женскую рубаху и колодочку к женскому головному убору. В этих предметах использованы различные материалы, среди которых: конопляное полотно, хлопчатобумажная и льняная ткани, домотканая и фабричного производства, ситец, парча, золотные и шерстяные нити, атласные ленты и кружева.
Полотенце до реставрации
«Непросто далось восполнение кружева на льняном полотенце первой половины ХХ века, попавшем в фонды музея-заповедника «Куликово поле» из села Жуково Белевского района, - поделилась Наталия Ченцова. – Нужно было брать за основу рисунок, который состоит из фрагментов - раппортов, и аккуратно, шаг за шагом, узелок за узелком, повторять его в местах разрывов. Также нелегко было работать с утратами на посеченных шелковых лентах, украшающих полотенце». Весьма трудоемкой, по словам специалиста, стала реставрация рубахи первой четверти ХХ века, бытовавшей на Богородицкой земле, так как на одежде были множественные разрывы и загрязнения, почти полностью утрачена вышивка на ткани манжет, а нити выцвели.
Кружево после реставрации
Руководитель отдела реставрации музея-заповедника «Куликово поле» Виталий Шмелев отметил сложность выполненной Наталией Ченцовой работы - с этими предметами, при наличии достаточного стажа можно было претендовать на вторую или даже на первую категории. Специалист уверен, что взявшие старт в возглавляемом им отделе художники-реставраторы будут успешно применять свои знания на практике, выбирая для каждого музейного предмета оптимальные реставрационные методики, и в будущем смогут достичь новых высот.
В планах Государственного музея-заповедника «Куликово поле» аттестовать сотрудников отдела реставрации и консервации фондов на дополнительные специальности по реставрации цветного металла (меди, латуни, бронзы, серебра и золота), а также дерева и кости.