09 сентября 2024
Судбищенская битва: три года с момента открытия места сражения
Ученые Института археологии РАН и музея-заповедника «Куликово поле» на пресс-конференции в Международном информационном агентстве «Россия сегодня» представили итоги работы на Поле Судбищенской битвы, продемонстрировали яркие находки 2024 года и перспективы изучения артефактов.
В апреле 2021 года экспедицией Института археологии РАН под руководством Олега Радюша было открыто место одного из самых известных сражений эпохи Ивана Грозного – Судбищенской битвы. Она произошла 24 и 25 июня (по старому стилю) 1555 года между русским отрядом под командованием боярина Ивана Васильевича Шереметьева и войском крымского хана Девлет-Гирея. Место сражения расположено в Новодеревеньковском районе Орловской области, на ручье Ольховец, к северу от села Судбищи. Комплексные работы по его изучению совместно проводят Институт археологии РАН и Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Они включают археологические, исторические, палеопочвоведческие и геофизические исследования.
«На сегодняшний момент общее число находок насчитывает около 5000 экземпляров. Это не только оружие – наконечники стрел, копий, свинцовые пули, картечь и ядра, но и предметы походного и воинского снаряжения, монеты и нательные кресты. Обследованная площадь в районе поля сражения составляет более 1000 гектаров» - отметил ученый секретарь Государственного музея-заповедника «Куликово поле», кандидат исторических наук Алексей Воронцов.
В 2021 - 2023 годах исследователи локализовали границы распространения находок. В 2024-м - провели детальные вторичные обследования важных для понимания хода сражения мест. Главной задачей полевых работ на ближайшую перспективу считают сбор оставшихся находок, а в кабинетах - реставрацию артефактов, их научный анализ и создание геоинформационной системы, которая позволит провести пространственный анализ поля Судбищенской битвы.
В 2024 году Тульская археологическая экспедиция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» под руководством научного сотрудника Артема Крухмаля работала на памятнике в первой декаде августа. «Мы работаем на местах скопления находок, которые до этого изучали методом свободного металлодетекторного поиска», - рассказал он.
Команда исследователей изучала берег оврага, на котором располагалась артиллерия войска Дивлет-Гирея и откуда вела обстрел русского лагеря. Ученые сделали вывод, что из огнестрельного оружия того времени войска могли вести неприцельный, залповый огонь на максимальной дистанции в 300-400 метров. Отряд Девлет-Гирея через этот овраг предпринимал попытки взять русский лагерь штурмом.
В общей сложности специалисты музея-заповедника «Куликово поле» обнаружили около 2700 предметов. Проходя территорию второй-третий раз, добирают гораздо меньше. «С того участка, где мы собрали в этом году 122 находки, в предыдущие годы поднимали по 100 за день», - поясняет Артем Крухмаль. Но каждая находка важна, каждую нельзя пропустить. У ученых благодаря артефактам с Поля Судбищенской битвы есть уникальная возможность составить подробную типологию предметов вооружения середины XVI века. Исследователи работают над тщательным анализом найденных наконечников стрел. Тысячи из них были оставлены противоборствующими войсками в одно время - 24 и 25 июня 1555 года - и в одном месте, где не найдено следов древних поселений.
Помимо наконечников стрел, к типовыми находками с Поля Судбищенской битвы можно отнести огнестрельные снаряды – пули, картечь и ядра. Последних за всю историю поиска ученым удалось найти всего пять. Как говорят исследователи, поскольку и пули и ядра отлиты из цветного металла - свинца, они находятся с помощью металлоискателей быстрее всего, несмотря на то, что часто залегают глубоко. Учитывая, что местность привлекала черных копателей, некоторые категории находок потеряны для науки бесследно.
Более 500 пуль, обнаруженных на месте битвы за годы поиска, также подталкивают исследователей к более глубокому изучению оружейного дела. Специалисты музея-заповедника «Куликово поле» сравнивают их с образцами, оставленными на Куликовом поле служилыми людьми Епифанского острога и в Туле - защитниками кремля. Предварительные выводы говорят о том, что в ранний период огнестрельное оружие было более индивидуальным - важно было точное попадание в противника, в более поздний период – акцент был на массовости залпа.
Среди нечастых находок - личные вещи воинов и детали конской упряжи. Второй раз за три года работ в 2024 году археологам попался фрагмент стремени, что удивительно – и с одной, и другой стороны сражались конные воины. Удила, подковы – находили, но их бывает трудно датировать. Поле Судбищенской битвы находится в узловой точке Муравского шляха и в зоне активного хозяйственного освоения XIX века. Поэтому, что из конской упряжи относится ко времени битвы, а что нет, не для всех предметов установлено. Среди подков – тоже попадались уникальные. Этот сезон подарил новый тип – массивную подкову, на тягловую лошадь.
Последней 146 находкой выезда 2024 года стал фрагмент креста-энколпиона. Христианских реликвий также мало на месте сражения, по сравнению с количеством собранного вооружения и упоминанием погибших в летописях. Эту загадку исследователям тоже еще предстоит открыть. Маленький фрагмент энколпиона датирован временем битвы. На нем легко читается образ Никиты Бесогона.
В поиске ученым помогают исследования палеопочвоведов. В Орловской области они повторяют методику, опробованную на Поле Куликовской битвы. По данным палеогеографов, в районе Судбищ в XVI веке господствовала лесостепь. На разных элементах рельефа равноправно присутствовали степные и лесные ландшафты. Под степью формировались черноземы, а под лесами – серые лесные почвы. Ареалы этих почв, несмотря на интенсивное хозяйственное освоение, оставались относительно стабильными на протяжении нескольких веков, вплоть до наших дней. «Благодаря этим исследованиям, мы понимаем, что распространение деревьев лесного массива шло из оврага на водоразделы, а не наоборот, для нас это очень важно, - утверждает Артем Крухмаль. – Палеоисследования доказывают, что лес в XVIII веке вышел на водоразделы уже кое-где, а в XVI веке еще нет. Соответственно, в момент битвы овраг был залесен, а по свободному водоразделу могли передвигаться массы конницы».
Границы леса и поля, полную картину схваток войск археологи также видят по ареалу распространения находок. К примеру, обнаруженные фрагменты сабель, гарды на территории русского лагеря боярина Ивана Васильевича Шереметьева, говорят о ближнем бое. Отряды Девлет-Гирея наступали со стороны поля, а русское войско оборонялось на границе леса, там, где они смогли повалить (засечь) деревья для создания линии обороны.
«Поля средневековых сражений – это уникальные, памятники археологии, выявляемые сложно и редко, - утверждает директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко. – Но их пока нет в археологической типологии, а соответственно, - нет практики их охраны. Все они разные – битва могла длиться несколько часов на обширном пространстве, как на Куликовом поле, на Судбищах – два дня, но на узком отрезке оврага. Для нас работа в Орловской области совместно с Институтом археологии РАН – это еще один опыт соприкосновения с уникальным объектом, который хранит историю о летописном событии. Чем больше будет практики – тем быстрее поля сражений будут выделены в особую категорию археологического государственного надзора».
18 сентября в Орле будет представлена документальная фотовыставка, посвященная истории обнаружения места битвы, созданная Международной медиагруппой «Россия сегодня» и Орловским краеведческим музеем при поддержке Министерства культуры РФ, Администрации Орловской области, Института археологии РАН, Музея-заповедника «Куликово поле», Орловского клуба подводного плавания «Диво».