29 января 2025
С Новым годом … по-восточному!
Наступил 2025 год – по восточному гороскопу Год Зеленой Деревянной Змеи. Конечно, для многих из нас этот праздник далек - родные даты перехода в новолетье мы уже достойно отметили. Но уже давно символика восточного Нового года проникла в нашу жизнь. И мы задумались, присутствует ли она в коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
Оказалось, змей у нас не много (и это не может не радовать!). Но даже в небольшой коллекции предметов есть раритеты, несущие символизм образа змеи, проходящий сквозь века и культуры, связанный с Куликовской битвой.
«…теперь уже три памятника, а не один с изображением лица, увитого змеями…»
«… С главной стороны изображены два лица, мне неизвестные, с Греческою, не везде правильною, надписью: + АГIОΣ АГIОΣ АГIОΣ КΣ ΣАВАОθ ПΛIPIΣ O OΥРАNOΣ KAI Г, с другой же стороны лицо, обвитое змеями, у коих видно десять голов»
В этих цитатах речь идет об амулетах-змеевиках, найденных 200 лет назад на Куликовом поле первыми исследователями – местными крестьянами, владельцами имений и любителями старины. Это украшение в виде двусторонней подвески-медальона или двух створок с каноническим христианским изображением Христа, Богоматери или святых на одной стороне и нехристианским змеевидным мотивом – на другой. Последний представляет собой изображение человеческой головы или фигуры, окруженной змеями. И имя этого образа хорошо известно – Медуза Горгона.
Медуза Горгона - одна из трех сестер-чудовищ с женским лицом и змеями вместо волос. Изначально ее звали Мѐдуса — от греческого «защитница, повелительница». Древнеримский поэт Овидий описывал в «Метаморфозах» историю Горгоны – прекрасной девушки с шикарными волосами, которую богиня Афина превратила из-за осквернения своего храма в чудище с клубком змей на голове. По легенде, один взгляд на Медузу Горгону превращал смотрящего в камень. Однако, есть версия, что миф был придуман на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры, чтобы объяснить широко тиражируемый оберег. Даже Александр Македонский на древнегреческих мозаиках изображен с Медузой Горгоной на доспехах.
Образ Медузы Горгоны присутствовал на древнерусских амулетах-змеевиках вплоть до XV-XVI веков. Исследователи Т.В. Николаева и А.В. Чернецов в своей монографии, посвященной этим реликвиям, трактуют сочетание канонических иконографических мотивов с нехристианскими как проявление «бытового православия» - смешения христианства и народных верований, получившего название «двоеверия». Ученые считают, что древнерусские медальоны-змеевики имеют византийское происхождение – греческие надписи показывают, что изначально их делали греческие мастера, а повторять с ошибками могли уже наши.
Прорисовка створки амулета-змеевика с Феодором Стратилатом из статьи С.Д. Нечаева
Сколько реликвий с изображениями Медузы Горгоны происходят с Поля битвы – неизвестно. В личной или деловой переписке, в публикациях в журналах начала XIX века о подобных украшениях писали помещик Куликова поля Степан Дмитриевич Нечаев, президент Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств Алексей Николаевич Оленин, археограф и историк Константин Федорович Калайдович. Благодаря статьям в журналах сохранились прорисовки амулетов - они опубликованы в каталоге реликвий Куликовской битвы «Следы великого сражения». Оригиналы, к величайшему сожалению, утеряны в годы Революции.
Исследователи установили, что на створках амулетов-змеевиков, принадлежавших воинам Дмитрия Донского, были изображены великомученик Феодор Стратилат, целители Козьма и Дамиан, мученик Никита Бесогон. Историк Л.В. Даль считал, что на змеевиках изображен не змееборец, а воин, и медальон считал благословением на войну. Так, Федор Стратилат – покровитель воинства - изображен в рост, в доспехах, с копьем и щитом в руках.
Феодор Стратилат. Реконструкция створки амулета-змеевика из коллекции С.Д. Нечаева. Реконструкция
Оборотную сторону прорисованных в публикациях амулетов-змеевиков можно легко представить по другим экземплярам из раскопок древнерусских памятников. Один из авторов каталога «Следы великого сражения» кандидат исторических наук, заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов приводит интерпретацию В.Г. Пуцко: «На другой створке должно было находиться изображение женской головы, окруженной змеями, как на иных известных экземплярах этого изделия, датированных XIII–XIV веками и условно локализуемых Новгородом».
Амулет-змеевик с целителями Козьмой и Дамианом с Куликова поля из публикации 1836 года
На основе пропавших в годы Революции, но все же введенных в научный оборот предметов, современные реконструкторы изготовили копии артефактов для музея-заповедника «Куликово поле».
Створки амулета-змеевика с образами Козьмы и Дамиана и змеиными символами. Реконструкция
«…на время позабудем какми вудем когда ми поза...»
Неизвестно, о чем сокрушалась вышивальщица рушника первой половины XX века из коллекции музея-заповедника «Куликово поля», но вместе с этой фразой для него она выбрала сюжет со змеями. Накрюшник из деревни Болотово Белевского района Тульской области предназначался как украшение в избе, отсюда и его название – в праздничный день его вывешивали на крюк в стене. На двух концах этого домотканого полотенца крестиком нитями красного и черного цветов вышиты два крылатых змея, поддерживающие мировое древо. Над ними – цепочка из пяти петухов, вокруг еще – 12 зооморфных фигурок, символизирующих различных животных, птиц, насекомых.
Тульский накрюшник с крылатыми змеями
Возможно, этот сюжет заимствован из более архаичного образца. Истоки можно увидеть в скандинавской мифологии, в которой мировой змей Ёрмунганд опоясывает мир людей Мидгард, сушу и воды. Знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп сравнивает со змеей дракона, которого также можно увидеть в существах на вышивке. Все мы помним главного злодея сказок и былин – крылатого огнедышущего Змея Горыныча с тремя, шестью или даже девятью головами, которые рубить – не перерубить. Он жил в пещерах и охранял богатства, похищал прекрасных царевен и только настоящий богатырь мог спасти Русскую землю от этой страшной напасти. Змей Горыныч – герой средневековый. Некоторые исследователи славянских былин полагают, что под его собирательным образом прячутся несметные полчища ордынцев или других кочевников.
В мифах разных культур не все змеи-драконы злые. Изначально они охраняли воду – причем в китайских преданиях - еще и в воздушном пространстве, а в африканском – проснувшаяся весной змея, посылала воду на Землю, чем обеспечивала плодородие. У славян бытовало представление о домовой змее-покровительнице, которая оберегала, приносила благополучие и достаток, была покровительницей земельных наделов.
Связь змеи с демоническими персонажами тоже глубокая - славяне относили пресмыкающееся к большой группе гадов. Она сближала человека и с подземными миром, миром предков. Двуликость природы змеи и в другом неоднозначна – она и ядовита, а соответственно – опасна, и в то же время целебна своим оружием, и еще, вращаясь в темном царстве, обладает важными знаниями. «Помощь и защиту от злых духов, связь с ушедшими поколениями – возможно, эти смыслы заложила вышивальщица тульского накрюшника в свое произведение или просто переносила рисунок как интересную картинку» - считает автор выставки о рушниках, специалист экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елена Гончарова.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие 3:1)
Так начинается библейская история падения Адама и Евы и таким в Священном Писании предстает Змей из Эдемского сада. Владимир Даль слово «хитрый» трактует как «искусный, мудреный, изобретательный, замысловатый, затейливый». Однако, составитель «Словаря живого великорусского языка» приводит примеры употребления слова и с негативным подтекстом – «злостный, лукавый, коварный». Кто вмешался в жизнь первых людей Земли – мудрое, прозорливое существо или коварный завистливый дьявол, - наверное, не так важно. Змей зародил сомнение, повлекшее нарушение запрета Бога Отца, что изменит все для прародителей и установит наш порядок жизни.
Хрупкий мир Рая за секунду до грехопадения – вот-вот Ева сорвет запретный плод с Древа познания добра и зла под искусные увещевания Змея – отразил на гравюре 1983 года заслуженный художник России, иллюстратор, график Мюд Мариевич Мечев . Его работа есть в коллекции музея-заповедника «Куликово поле».
Гравюра «Адам и Ева» М.М. Мечева
Еще один предмет из музейного собрания обращает к символизму библейского мотива - открытка начала XX века с репродукцией картины Франца фон Штука (Franz von Stuck) «Смертный грех». Немецкий живописец творил в сложное время и его картины впитали духовное состояние общества, живущего в условиях Первой мировой войны, Революции, упадке европейских ценностей и социальных трансформаций… Грех фон Штук явил в обнаженной женщине - ее тело обвивает гигантская змея. Мрачное, опасное и мощное напряжение образа художник передает как в цветовой гамме, так и в деталях, оно усиливается на контрасте – белого женского мягкого тела и черной упругой смертоносной змеиной плоти. Демоническое существо, подчинившее себе человека, смотрит стальным взглядом в душу зрителя, будто задает вопрос – согрешишь?
Открытка с репродукцией картины Франца фон Штука (Franz von Stuck) «Смертный грех»
«Змея, которая меня не жалит, пусть хоть тысячу лет живет»
Этой поговоркой легко руководствоваться, а если столкнуться со змеей на Куликовом поле? Уверяем, все в мире лесостепи пока вполне безобидно. У нас можно легко встретиться с ужом обыкновенным – большие желтые или оранжевые пятна на черном изворотливом теле хорошо заметны и не дадут запаниковать. Змей этот не ядовитый, тяготеет к берегам водоемов. Известный литератор, фольклорист и исследователь быта туляков Василий Левшин взаимоотношения людей и ужей в начале XIX века охарактеризовал так: «Суеверие, конечно, еще от времен идолослужения оставшееся, что простолюдины сих змей не токмо щадят, но и за щастие щитают, когда в их доме оне возгнездятся. Во многих избах крестьянских ползают оне по лавкам, как домашняя тварь, и кормят их, подставляя им молока в корытцах, которое ужи очень любят».
Рядом, на памятнике природы «Красивомечье» в Ефремовском районе Тульской области, специалисты заметили гадюку, но на Куликом поле ни ученые, ни местные жители ядовитых змей не встречали. Опасных пресмыкающихся на постоянной основе едят птицы, такие как пернатый хищник из семейства ястребиных змееяд. Эпизодически ужей добывают и другие животные. Еж, к примеру, и гадюк ест. Значит, у человека есть в природе помощники, чтобы справиться со змеями. Есть и травы в помощь!
На Куликовом поле произрастает (и соответственно в гербарной коллекции музея-заповедника хранятся) змееголовник Рюйша и горец змеиный. Если первое растение получило свое имя за внешность, то второе – народная медицина рекомендует от укусов ядовитых змей.
Змееголовник Рюйша из гербарной коллекции музея-заповедника «Куликово поле»
Змееголовник Рюйша – реликтовый лесостепной вид, занесен в Красную книгу Тульской области. Научное название рода составляют два слова: «drakon» — «дракон» и «kephalos» — «голова». Оно дано растению из-за необычной формы цветка и черных приплюснутых семян с двумя белыми крапинками, напоминающими змеиную голову.
Горец змеиный из гербарной коллекции музея-заповедника «Куликово поле»
Горец змеиный, растущий зарослями в сырых местах, отрастил корневище необычной формы – оно дважды изогнуто, похоже на свернувшуюся змею. Его, как и другие травы и части кустарников, применяют в народной медицине как противоядие.
«Чудо Георгия о змие»
В коллекции музея-заповедника «Куликово поле» несколько иконографических сюжетов, иллюстрирующих предание о явлении святого великомученика Георгия и спасении им невинной девушки. Зверь держал в страхе жителей целой страны, к нему по велению царя приводили красивых девушек для жертвоприношения, и одну из них воин-христианин спас, поразив копьем чудище, тем самым положив конец языческой традиции.
В 2025 году музей-заповедник выпустит коллекцию брошюр о небесных покровителях русского воинства. В одной из глав представлена история христианских подвигов святого Георгия и традиция его прославления. Иллюстрациями к тексту выступают предметы из фондов музея-заповедника. К одному из них мы и обратимся.
Великомученик Георгий Победоносец (Чудо Георгия о змие). Икона XIX века
Икона XIX века «Великомученик Георгий Победоносец» демонстрирует композицию «Чудо Георгия о змие». На переднем плане изображен святой на белом коне, пронзающий копьем гада, показавшегося из пещеры. Змей с зеленым телом пригнулся к земле. На втором плане справа – красный терем с царевной на фоне арочного проема.
Сюжет со всадником-змееборцем стал каноническим в иконографии святого великомученика Георгия Победоносца. Он украшает герб Москвы и охраняет столицу нашего государства. Святой считается покровителем благочестивых воинов и правителей, защитником обидимых и приносящим победу всем, кто идет в праведный бой — на ратном поле, в борьбе с болезнями и искушениями.
Особое почитание святого великомученика Георгия Победоносца как покровителя Москвы и защитника русских земель начинается при великом князе Дмитрии Донском. По преданию, святого Георгия видели на Куликовом поле сражавшимся на стороне русских воинов. Не случайно, щиты с изображением конного всадника-змееборца опоясывают памятник-колонну Дмитрию Донскому, установленную в 1850 году по проекту архитектора А.П. Брюллова на Красном холме Куликова поля.
Памятник-колонна Дмитрию Донскому на Красном холме Куликова поля
Что ж, нам есть чему научиться у Змеи и существуют способы защиты от нее. История, замершая в предметах и реликвиях разных эпох, подскажет, как нам с ней прожить 2025 год.