20 августа 2024
Об одежде и обуви наших предков в новом издании музея-заповедника «Куликово поле»
Коллекцию Государственного музея-заповедника «Куликово поле» пополнил этнографический каталог «Приобуть, приодеть – так и есть на что глядеть». Он посвящен верхней одежде, обуви и головным уборам жителей Тульской области и сопредельных регионов. Автор-составитель каталога - главный хранитель Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Наумова.
«Приобуть, приодеть – так и есть на что глядеть» - это третье издание в рамках целевой издательской программы «Костюм в собрании Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Каталог является продолжением двух выпусков – «Какова пряха, такова на ней и рубаха», изданного в 2017 году, и «И в пир, и в мир, и в добрые люди», вышедшего в 2019. Главными героями каталога стали верхняя одежда и обувь, которую носили мужчины и женщины на Руси вплоть до середины ХХ века, а также головные уборы и украсы. Большую часть предметов, хранящуюся в фондовом собрании, сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» обнаружили в ходе этнографических исследований Тульской губернии. Также в большой музейной коллекции есть вещи, имевшие распространение в Рязанской, Калужской, Курской губерниях, Белгородско-Воронежском регионе.
Свое этнографическое путешествие по элементам традиционного костюма автор-составитель, главный хранитель Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Наумова начинает с верхней одежды. Из главы, ей посвященной, можно узнать, что на рубеже XIX-XX веков мужчины и женщины носили вещи из сукна и шерстяной ткани домашней выработки, а также изделия из теплых фабричных тканей. Читатели научатся различать катанку и серяк, выяснят, где бытовали безрукавка, душегрея, коротайка, кохта, шушка и синюшка, каким термином в Тульской губернии, Белгородско-Воронежском регионе и некоторых других губерниях Южной России обозначали принадлежность женского костюма для ношения в прохладную погоду. «Некоторые элементы одежды не теряют своей актуальности спустя века, - говорит Татьяна Наумова. – Например, шубки, тулупчики и рубашки с вышивкой из натуральных материалов – льна и хлопка».
Во второй главе этнограф рассказывает об обуви, уточняя, что у мужчин и женщин на рубеже столетий обувь практически не отличалась. Читатели узнают, что в теплое время года наши предки чаще всего ходили в чунях, которые на Куликовом поле распространились в связи с нехваткой лыка, познакомятся с поршнями и «татарскими галошами». Татьяна Наумова рассказывает, где шили матерчатые – парусиновые – ботинки, когда вошли в моду женские полусапожки и какая обувь в начале ХХ века была заветной мечтой сельских и городских модниц. «При подготовке каталога мы сравнили разные виды женской обуви и увидели, что купеческая обувь - миниатюрная, не больше 36 размера, а крестьянская - по длине и ширине стопы практически одинаковая», - делится своими наблюдениями автор.
Из третьей части каталога, посвященной головным уборам, читатели узнают, что к середине ХХ века женщины повсеместно носили платки, но в некоторых деревнях еще встречались повойники. Этот традиционный головной убор в виде мягкой шапочки, полностью закрывающей волосы, замужние женщины надевали в будни и праздники. Автор рассказывает, что особенно любили местные модницы в начале ХХ века платки из «барановского» ситца, павлопосадские платки и шали. Узнают читатели и о традиционных головных уборах наших соседей – например, парчовой кичке, родина которой – Липецкая область, и кубанке - укороченной папахе.
В заключительной части каталога этнограф Татьяна Наумова рассказывает об украшениях, представляющих собой съемные убранства костюма, преимущественно женского. Читатели узнают, что в конце XIX – начале XX века модницы повсеместно носили бусы из янтаря, стекла и поделочного камня, и что для южнорусских губерний были характерны украшения из бисера и стекляруса. Автор описывает и неотъемлемый элемент женского и мужского костюма, сопровождавший человека в течение всей жизни, а также дает определения разным видам украс - ожерелкам, чопкам, разметкам, грибаткам.
Некоторые элементы традиционного костюма, о которых рассказывает Татьяна Наумова, можно увидеть в экспозиции «Дон. Вся история на берегах одной реки» в музее в селе Монастырщино. Многие предметы одежды и обуви регулярно экспонируются на площадках в разных городах России и за рубежом.
В книге представлены цветные иллюстрации фотохудожника Романа Солопова и изображения из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Издание, рассчитанное на широкий круг читателей, можно приобрести в сувенирных лавках музея-заповедника «Куликово поле» или заказать по почте.
Музей-заповедник «Куликово поле» в лице директора Владимира Гриценко выражает благодарность руководству и коллективу ООО «Газпром трансгаз Москва», оказавшим поддержку в создании каталога «Приобуть, приодеть – так и есть на что глядеть». Помощь ООО «Газпром трансгаз Москва» позволила завершить масштабную исследовательскую работу в рамках программы «Костюм в собрании Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
«Мы сотрудничаем с Государственным музеем-заповедником «Куликово поле» на протяжении пяти лет, - отметил генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Москва» Александр Бабаков. - За это время успешно реализовали несколько проектов, поддержали целый ряд предложений музея, направленных на сохранение и возрождение православных, культурных, исторических ценностей. Считаем эту задачу одной из приоритетных с точки зрения важности знания российской истории, многообразия ее культуры и традиций, опыта прошлых поколений».