19 июля 2019
Казанская икона Божьей Матери – одна из самых почитаемых на Куликовом поле
21 июля православный мир отмечает явление образа Богоматери в Казани. Это одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Научный сотрудник музея, краевед Сергей Кусакин подготовил материал о почитании образа Казанской Богоматери в храмах Куликова поля.
В 1579 году в Казани произошел пожар, который уничтожил часть города. Богородица явилась во сне десятилетней Матроне и велела откопать ее икону на пепелище. В указанном месте 8 июля (21 по новому стилю) был действительно найден образ. Этот день стал общецерковным праздником. На месте явления Казанской иконы был построен Богородицкий девичий монастырь. Его первой монахиней стала Матрона, принявшая имя Мавры. А потом в 1612 года образ Богородицы помог русскому ополчению Пожарского и Минина освободить Московский кремль от польско-литовского гарнизона. Так появился в православном календаре еще один праздник Казанской Богородицы – 22 октября (4 ноября по новому стилю). Общегосударственное почитание образа было введено в 1620 году.
В храмах Куликова поля церкви и придельные алтари, посвященные образу Богоматери, явившемуся в Казани, стали появляться в начале ХIХ века. В августе 1816 годы прихожане и причт Преображенской церкви в городе Епифани обратились к епископу Тульскому и Белевскому Симеону с прошением. В нем они просили разрешения на постройку новой каменной церкви вместо деревянной и об устройстве в трапезной части двух приделов: во имя великомученика Георгия и во имя Казанской иконы Божьей Матери. Всемилостивейшее разрешение было получено. В 1819 году придельный храм был полностью выстроен. С южной стороны трапезы был устроен алтарь во имя Казанской иконы Божьей Матери.
Были на славной Куликовской земле и в других храмах приделы, посвященные чудотворному образу Богородицы. В 1861 году в трапезной части Никольского храма села Рыхотка на средства священника Нежданова и помещицы Огаревой устроили алтарь с престолом Казанской иконы Божьей Матери. Спустя два года «иждивением» крестьянина Акима Гурина такой же придел был устроен в церкви святителя и чудотворца Николая в Орловке.
До середины ХIХ века крестьяне деревни Непрядва являлись прихожанами Троицкой церкви села Никитского. На общем сходе они решили открыть новый приход в своем селении. В 1852 году крестьяне сумели собрать необходимую сумму денег. С разрешения Епархиального начальства в Непрядве началось строительство каменной церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1858 году она была полностью выстроена и освящена.
Троицкий приход в селе Голинской слободы был устроен в последней четверти ХVI века сторожевыми казаками. Он являлся одним из старейших в регионе. В середине ХIХ века один из совладельцев села князь Гагарин решил организовать постройку нового каменного храма и посвятить его Казанской иконе Божьей матери. Образ Богородицы был обретен его предками во время одной из войн и хранился в их имении селе Кончакове Льговского уезда Курской губернии. Икона считалась чудотворной. К дому Гагариных стекалось множество верующих из соседних селений для поклонения святыне. Идею сооружения нового храма поддержали большинство прихожан. В 1853 году епископ Тульский и Белевский Димитрий утвердил план и фасад будущего храма. 2 августа 1855 года состоялась его торжественная закладка. Строительство Казанской церкви продолжалось 19 лет. Наконец 3 января 1874 года по благословению архиепископа Тульского и Белевского Никандра благочинный округа священник Василий Спасский освятил новый храм.
В 1903 была заложена, в 1912 году освящена и в 1917 году приняла своих прихожан школа-церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери в селе Казановка.
В 30-е годы прошлого столетия в СССР начались гонения на Русскую православную церковь. Арестовывали и расстреливали священнослужителей. По всей стране закрывались храмы, подвергались разрушению, в том числе и описанные храмы Куликова поля. Преображенский храм в Епифани в послевоенные годы был полностью уничтожен. Храмы в Орловке и Рыхотке были закрыты и разрушались в течение десятилетий. Если первый восстанавливается и в нем проводятся богослужения, то второй заброшен, как и само село.
В 90-е годы отношение к церкви и вере в Российском государстве существенно изменилось в положительную сторону. Построены новые храмы, активно восстанавливаются старые. Так, в конце прошлого века возобновились богослужения в соборе святого Николая Чудотворца поселка Епифань. В храм поступали пожертвования от разных людей. В 2007 году москвич Николай Владимирович Соломатин подарил Никольскому собору Казанскую икону Божьей Матери. В последующие годы он жертвовал в храм и другие образы. Символично, что его прадед Г.В. Соломатин более 100 лет назад, в 1880 году, дарил в собор живописный образ великомученика Пантелеймона.
Сергей Кусакин