06 ноября 2019
Епифань готовится к празднованию 500-летия основания Засечной черты
В октябре в окрестностях старинного русского города Епифань на Верхнем Дону проводились археологические работы, связанные с первоначальной историей как самого города, так и Епифанского уезда в XVI-XVII веках. Новые данные о стрельцах и казаках, которые несли сторожевую службу у подножия Засечной черты и следили за сохранностью ее оборонительного пояса, будут представлены в музейной экспозиции. Она разместится в отреставрированном доме купцом Пучковых на Красной площади в Епифани.
Как известно, заселение Верхнего Дона в этот период началось в 1560-е годы, когда эти пустынные земли были отданы в вотчину одному из видных государственных деятелей эпохи Ивана Грозного князю, боярину Ивану Федоровичу Мстиславскому. Создавая город Епифань и заселяя Епифанский уезд, князь поселил в созданных им вокруг Епифани слободах от 500 до 700 казаков, в основном из соседнего Веневского уезда.
Как и казаки, так и все остальное военно-служилое (конные и пешие стрельцы, пушкари) и гражданское население Епифани предпочитало жить в слободах вокруг дубового острога, расположенного на высокой горе у Дона. У епифанского острога был один очень существенный недостаток – в нем не было своего источника воды, что создавало большие неудобства для обыденной жизни. Поэтому в самой крепости был только двор коменданта, его челяди и склады с продовольствием, казной, оружием и порохом. Одной из главных задач воеводы было переселить служилых людей гарнизона в крепость, а стрельцов и казаков – всячески противится этому.
Всего казацких слобод вокруг Епифани было восемь. Свои названия они получали по фамилии первых епифанских казацких сотников, к примеру, Алешина, Козлова, Алтабаева, Шевырева. Это было неспокойное время, когда пограничные русские земли терзали набеги крымских татар и ногайцев, поэтому каждая слобода представляла собой маленькую крепость, огражденную глухой стеной из бревен вертикально врытых глубоко в землю. Внутри такой ограды располагались дворы с жилыми и хозяйственными постройками казаков и их домочадцев. Значительные по площади пустые пространства внутри дворов, видимо, использовались под стойла для скота и огороды. Казаки выбирали для своих поселений укромные места среди болот и стариц широченной поймы Дона, что также было мерой предосторожности от набегов татар.
В 70-е годы московское правительство часть епифанского казачества принимает на государственную службу. Казаки становятся дворянами (дети боярские) и получают участки пахотных угодий площадью около 30 гектаров. За это казак должен был являться на военную службу в полном вооружении и на коне. Земельные наделы часто располагались далеко от места жительства казаков. Эти поля пахались наездом, т.е. пахали, сеяли и убирали урожай периодически приезжая из слободы. Службу епифанского сына боярского, бывшего казака, обеспечивала его большая семья, состоявшая не только из родителей и детей, но и из братьев, в том числе, видимо, и двоюродных, а то и троюродных, которые в случае необходимости заменяли выбывшего со службы главу семьи.
Казаки служили в русском войске в качестве легкой конницы и несли в основном дозорную и сторожевую пограничную службу. Из государевой казны они получали огнестрельное оружие, порох и свинец для пуль. В ходе археологических исследований повсеместно были найдены такие пули и формочки для их отливки. Однако, большинство казаков было вооружено пиками, луками и стрелами. Наконечники стрел также являются многочисленной группой находок на казацких слободах.
Все служилое население епифанских слобод было православным. Об этом свидетельствуют сотни находок нательных крестов, иконок. Среди украшений большим успехом пользовались персти-печатки. В ходе исследований было найдено большое количество бытовых предметов. Это фрагменты разнообразной посуды – кухонных и тарных горшков, крышек к ним, различных кувшинов, рукомоев, мисок, солонок, игрушек-погремушек, свистулек, изображавших животных, в основном лошадей. Железные изделия представлены большим количеством разнообразных ножей, конских и сапожных подков, подпружных и ременных пряжек, некоторые из которых украшены. Найдено несколько кресал, светцов, плотницких и других инструментов. Среди сельскохозяйственных орудий обнаружены фрагменты серпов, кос. Одной из частых находок были дверные пробои, замки и ключи к ним.
Полевые научные исследования последнего года проводил кандидат исторических наук Михаил Гоняный. Они еще раз показали, насколько интересна, сложна и увлекательна была жизнь наших предков, потомки которых до сих пор живут в Епифани и ее окрестностях. Поэтому особенно важно, чтобы героическая история минувших поколений епифанцев не оказалась незаслуженно забытой. Для этого в Епифани музей-заповедник «Куликово поле» планирует создать новую музейную экспозицию, посвященную истории служилого населения этого региона.