25 июня 2024
Андрей Рублев и Андрей Тарковский в кинолектории музея-заповедника «Куликово поле»
22 июня в Научном центре «Археология и реставрация» впервые состоялся кинолекторий музея-заповедника «Куликово поле».
Новый формат общения с посетителями родился спонтанно – в прокат вышел документальный фильм «Андрей Рублев. Воспоминания о фильме». Его показа в Туле не планировалось, и музей-заповедник «Куликово поле» договорился о возможности посмотреть работу сына Андрея Тарковского, созданную к юбилею отца. Желание это – оправданное. В первоначальном сценарии «Андрея Рублева» режиссер видел сцену финала Куликовской битвы. В ходе работы мастер отказался от своего замысла, «не имеющего права быть всего лишь прологом к первой части фильма…». Спустя годы в документальной работе сын воплотил первоначальную идею отца – вместе с именами Андрея Рублева и Андрея Тарковского зазвучало Куликово поле.
Первый кинолекторий длился два с половиной часа. В представительстве музея-заповедника «Куликово поле» в Музейном квартале собрались почитатели таланта Андрея Тарковского из Тулы и Москвы, студенты Тульского областного колледжа культуры и искусства. Встреча состоялась в сотрудничестве с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Заведующая отделом музея имени Андрея Рублева в Туле Юлия Корнакова подготовила выступление о предпосылках создания фильма «Андрей Рублев» 1966 года, отражении эпохи в культуре того десятилетия, об иконописцах Феофане Греке и Андрее Рублеве, воплощенных в картине на основе личностей реальных людей, о сохранившихся работах мастеров в музеях и храмах России.
Юлия Корнакова (Тула) о наследии Андрея Рублева и воплощении его образа Тарковским-старшим:
Наверняка каждый русский человек слышал имя Андрея Рублева. К сожалению, мы очень мало о нем знаем. Не знаем даже точно, когда и где он родился. По одной из версий, это 60-й год, по другой 1380-е годы. По одной из версий, это Московская область, по другой, это Великий Новгород. Но этот человек сумел достаточно суровое и сложное искусство иконописи пробудить своей любовью к миру, к жизни, к каждому человеку, к каждому проявлению этой жизни.
Самая известная монументальная работа Андрея Рублева - это росписи в Успенском соборе во Владимире. Но в Спасском храме Спасо-Андроникова монастыря тоже сохранились фрагменты росписи Андрея Рублева - это геометрические орнаменты на откосах алтарных окон храма.
Конечно, самое известное произведение - это Троица, которую он пишет в 20-е годы 15 века для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Троица поражает человека своей простотой, своей красотой, своим всеобъемлющим глубоким смыслом и единением. То есть, когда ты смотришь на Троицу Рублева, ты не только понимаешь, что иконописцу удалось воплотить церковный догмат о единой Троице. Но ты понимаешь также, что с ней погружаешься в искусство, погружаешься в религию, погружаешься сам в себя и ищешь Бога внутри себя.
На мой взгляд, Андрей Тарковский сохранил, в какой-то степени, хронологию тех событий, которые связаны с Андреем Рублевым. Но не нужно путать Андрея Рублева как историческую личность, иконописца и Андрея Рублева, которого создает Андрей Тарковский. Все-таки фильм - это всегда что-то личное. И любой творец вкладывает в свое творчество часть себя, частичку своей жизни, частичку своей души и частичку своих чувств. Может все эти чувства, которые испытывает Андрей Рублев, его метания, - это больше метания и поиск истины, жизненной опоры самого Арсения Тарковского?...
Для участников кинолектория доктор исторических наук, профессор, заведующий Музейным комплексом «Куликово поле» в Моховом Олег Вронский записал видеолекцию об исторических прототипах других ярких героев «Андрея Рублева» - князьях Василии Дмитриевиче и Юрии Дмитриевиче.
Олег Вронский о наследниках Дмитрия Донского – сыновьях Василии и Юрии:
В нескольких новеллах фильма Андрей Рублев встречаются конкретные исторические деятели, князья. Великий князь Московский и Владимирский Василий I, Василий Дмитриевич, - старший сын Дмитрия Донского. Мы знаем, что у него был старший брат Даниил, но тот прожил совсем недолгую жизнь, умер в 9 лет.
Василий I родился в 1371 году и прожил довольно длинную, по тем временам, жизнь. На престоле находился 36 лет - дольше, чем его родитель Дмитрий Донской. Начало его жизни было трагичным: Василий Дмитриевич стал свидетелем нашествия Тохтамыша, был вынужден с 11 до 14 лет провести в заложниках у него в Орде. Роль заложника его многому научила. Он увидел Орду изнутри, понял механизмы взаимодействия с ней и основы международной политики.
Он совершает побег из своего плена, непрямым путем возвращается на родину. Сначала он находился у молдавского господаря Петра, потом в Великом княжестве Литовском. Развернулась борьба Ягайло и Витовта, последний решил на чашу весов своего противостояния бросить авторитет Москвы и организовал помолвку будущего великого князя Московского Василия Дмитриевича со своей единственной дочерью Софьей.
Вернулся в Москву Василий Дмитриевич в 1388 году. И его родителю Дмитрию Донскому оставалось жить совсем недолго – в 1389 году победитель Куликовской битвы умер. Престол занял Василий.
В отличие от своего отца, он не был ни великим воином, ни великим государственным деятелем, но это был довольно крепкий правитель. Он сумел использовать ситуацию в Орде - противостояние Тимура, Тамерлана и Тохтамыша – в свою пользу. Он купил у Орды ярлыки на великое княжение в нескольких русских городах, в том числе это был Нижний Новгород, Муром, Городец. Главенство в Нижнем Новгороде было принципиальной позицией. Великое княжество, было соперником Москвы, не привело свои войска на поле Куликово, хотя великим князем там был тесть Дмитрия Донского. Также он бросает платить дань Орде, как считают историки, в течение 13 лет.
За время его правления было несколько внешнеполитических потрясений, связанных с взаимоотношениями Руси и Великого княжества Литовского. Интересы Великого Новгорода привели Василия I к трехлетней войне с Великим княжеством Литовским. Правда, война эта была странная: ни та, ни другая сторона не хотели доводить противоречия до страшного кровопролития. Это было цепью стояний. Первое стояние было на реке Плава, что неподалеку от современной Крапивны. Второе - неподалеку от современной Вязьмы. Третье - стояние на Угре. Его не надо путать с Великим стоянием на Угре Ивана III и хана Ахмата. Войско Василия I встретилось с войском Витовта в 1408 году. И после этого все закончилось миром.
Фильм «Андрей Рублев» показывает нам Василия Дмитриевича человеком крайне нелицеприятным. Не случайно Андрей Арсеньевич Тарковский одного актера попросил играть обе роли - и великого князя Василия Дмитриевича, великого князя Московского и Владимирского, и малого князя, Юрия Дмитриевича Звенигородского, Галицкого.
Юрий Дмитриевич родился в 1374 году, и это был великий год. Его рождение и крещение в Переславле-Залесском Дмитрий Донской использовал для созыва князей. И там были его покорные союзные князья, его воеводы. Там был митрополит Алексей, Сергий Радонежский, его племянник Федор Симоновский и даже представитель Константинопольского патриархата - будущий митрополит Киприан. И собравшись как бы на крестины малого князя Юрия Дмитриевича, русские князья Московского и Владимирского великого княжения договариваются о создании военно-политического союза. В его основе - неуплата дани и союзное ведение войны против их главного противника - Орды.
Символичным были крестины Юрия Дмитриевича - его крестным отцом выступает не кто-нибудь, а преподобный Сергий Радонежский. Надо сказать, что и духовником его на протяжении долгих лет был преподобный Савва Сторожевский, один из авторитетнейших русских святых, один из старших учеников Сергия Радонежского.
Малый князь Юрий Дмитриевич был великолепным военным. У него были шикарные учителя, и он был мечом в руках своего старшего брата – Василия. Источники нам не оставляют ни одного свидетельства об их конфликтах. Скорее наоборот. Юрий Дмитриевич ходатайствовал за старшего брата в Орде о ярлыке на великое княжение. Отправился во главе русского войска в поход на Среднюю Волгу и покорил 14 городов - Болгар, Казань и еще 12 городов. Известны походы Юрия Дмитриевича на Новгород: он шел вместе с дядей, двоюродным братом Дмитрия Донского - Владимиром Андреевичем Серпуховским Храбрым. Очень эффектно он смотрится и в более поздних противостояниях Орды и Руси, пришедших на правление его старшего брата. Его верная служба ему заканчивается в 1425 году - Василий I умирает и начинается настоящий кошмар для русских земель.
В советские годы его называли феодальной войной второй четверти XV века. В основе конфликта лежат разночтения завещания Дмитрия Донского. Его по-разному понимали сын Василия I - Василий II и Юрий Дмитриевич Галицкий - Звенигородский. Первый считал, что он как внук Дмитрия Донского и как сын его старшего сына должен возглавить великие княжества Московское и Владимирское. Юрий Галицкий считал иначе. Развязывается война. Вначале воюет сам Юрий Дмитриевич, потом его дети - Василий Косой, Дмитрий Шемяка. Потомки Дмитрия Донского, сыновья его сыновей, чтобы убрать противника из политики даже ослепляют друг друга. И эпизод с выкалыванием глаз резчикам по камню в «Андрее Рублеве» – это дух времени, кочующий сюжет в исторических произведениях. Андрей Арсеньевич Тарковский показывает, как мастера уходят в Звенигород делать палаты для младшего князя, выполнив свою работу, по мнению Андрея Рублева, очень хорошо, изящно, а в пути их жестоко останавливает старший брат Василий Дмитриевич, ослепляет страшным образом. Эта сцена держит в напряжении зрителя: палачи не говорят ничего, они выполняют приказ князя, да и дело с концом.
Еще один момент фильма «Андрей Рублев» незабываемый. Это новелла «Набег»: на Владимир приходит русская и ордынская рати, врываются в город, страшное насилие творят над людьми и даже животными. Захватчики врываются в Успенский собор, где ищут сокровища и не могут найти. И здесь разворачивается предательская, подлая сущность малого князя, который привел врага. В действительности в 1411 году Владимир подвергся разорению – нижегородский князь послал туда ордынцев. И не только в целях разорения древнего русского города, но и чтобы похитить нового Митрополита Фотия и диктовать свои условия Московскому князю. Но не получилось. И суть этого страшного события схвачена и передана Андреем Тарковским великолепно.
Мы знаем, что Юрий Звенигородский, Юрий Галицкий был человеком весьма набожным. В Звенигороде построил Звенигородский городок, Успенский и Рождественский храмы. В обители Сергия – Троицкий храм. И он приглашал Андрея Рублева расписывать эти храмы. И Андрей Рублев принимал эти приглашения. Конечно, он не мог пойти к негодяю, каким он показан в фильме. Но, показывая русских князей, в том числе и так, Андрей Тарковский говорит нам о ситуации Средневековья, в том числе XIV века. Тогда многократно страшные деяния повторялись, и в этой обстановке вызревает талант Андрея Рублева в противовес тому, что происходит на его глазах. Мы, историки, когда смотрим этот материал, узнаем свой XIV – XV века - это самое главное.
Что касается картины Андрея Тарковского младшего «Андрей Рублев. Воспоминания о фильме»… Это личные истории актеров и съемочной группы, исследователей творчества Тарковского, реставраторов снятого в 60-х материала и создателей авторской версии фильма. Это разговор о гении Андрея Тарковского с соавтором сценария Андреем Кончаловским. В фильме демонстрируется хроника и фотографии из архива Музея кино, материалы из личного архива режиссера, а также уникальные фрагменты из режиссерской версии «Андрея Рублева» - ряд кадров и документов впервые. Особенно тепло поклонниками Куликова поля были встречены кадры Куликова поля.
Юлия Волнова (Москва):
Фильм «Андрей Рублёв» знаю достаточно хорошо и продолжаю думать, что в моей древне средневековой Руси так всё и было. Не знала, что по замыслу Тарковского начинаться повествование должно было с Куликовской битвы, и материал был отснят. Теперь тема для размышления - какой смысл придавал Тарковский в этом фильме Куликовской битве. Какую роль отводил и, главное, очень хочется увидеть ту съёмку, как видение Тарковского и оператора В. Юсова. Фильм-воспоминание Андрея Тарковского-младшего начинается с современного Куликова поля (места сражения, слияния Дона и Непрядвы), а заканчивается, как оказалось, Непрядвой. И даже лошади Конного двора Музея-заповедника «Куликово поле» снимались. Ну, сразу было ощущение в последних кадрах, хотя еще не знала, где снимали, что до боли родное всё.