Назад

29 августа 2018

Раскопки на посаде Пустого Красного городища Куликова поля

В 2018 году отрядом Тульской археологической экспедиции музея-заповедника «Куликово поле» были продолжены многолетние полевые исследования древнерусского посада Пустого Красного городища на реке Мокрая Табола – левом притоке верховьев Дона. 

Объектом работ стало одно из скоплений древнерусских находок селища Себино-3 на высоком речном берегу в одном километре к югу от городища. Предварительно его обследовали московские геофизики. Специалисты обнаружили здесь несколько геомагнитных аномалий, которые могли быть связаны с остатками ремесленной деятельности и сохранившимися подполами наземных построек жилого и хозяйственного назначения.

В середине июля по итогам геофизической съемки был разбит археологический раскоп общей площадью 400 квадратных метров (20х20 м). Культурный слой оказался небольшим по глубине – всего 30-40 см. После зачистки материка проявились контуры заглубленных в грунт построек. В площади раскопа их оказалось семь. После изучения их заполнения было обнаружено, что часть из них относится к хозяйственным постройкам с врезанной в материк нижней частью. Одна из ям оказалась небольшим погребом, другая – зерновой ямой. По предварительным данным самая большая из ям (4х6 м) могла принадлежать жилой двухкамерной наземной постройке. 

У северного борта раскопа были обнаружены следы ремесленной деятельности по производству сыродутного железа. Здесь было расчищено скопление металлургического шлака, древесного угля, фрагменты обожженных и необожженных глиняных сопел. В скоплении был сделана очень интересная находка. Среди отходов сыродутного процесса были обнаружены куски глинобитной летки – глиняной заслонки, которую вставляли в нижнее отверстие сыродутной печи перед началом работы по выделке железа. В нижней части заслонки было отверстие для сопла, через которое внутрь печи кожаными мехами подавали воздух. 

Надо отметить, что несмотря на небольшую мощность культурного слоя он оказался насыщен находками как керамики, так и предметов быта. При исследовании заполнения ям были расчищены несколько развалов глиняных горшков. Интересны оказались и вещевые находки. Прежде всего, это серебряная монета, отчеканенная в 1346 году при хане Джанибеке в столице Золотой Орды Сарай Ал-Джедиде на Волге. С этой находкой перекликается фрагмент бронзового браслета, на котором был выгравирован широко распространенный на Востоке «узел счастья» и арабские буквы предположительно благожелательной надписи. 

Вызывал интерес и миниатюрный цилиндрический замочек длиной всего 3 см. Таким замком могли запирать ларец или шкатулку. Обнаружены два нательных бронзовых крестика, шаровидная полая бронзовая пуговка, фрагмент еще одного браслета, два щитка перстней. В одной из ям оказалась железная оковка накидного клапана сумки-кошеля с отверстием для запора замка. Еще один фрагмент железного предмета предварительно интерпретирован как стрелка для чашечных весов. 

Интересной оказалась находка полой косточки с двумя отверстиями. Возможно, это охотничья принадлежность – манок.

В целом, большая часть керамического материала и находок датируется серединой – второй половиной XIV века. Однако ряд предметов (нательные кресты, часть фрагментов керамики) датируются более ранним временем – первой третью – серединой XIII века. Находки кремневых нуклеусов, грубых отщепов свидетельствуют, что эти места были обитаемы уже в каменном веке.