07 июля 2015
Cлово о Куликовской битве
На Куликовом поле продолжается строительство нового музея, а специалисты трудятся над экспозицией, которая вскоре разместится в ней. Она посвящена новому прочтению одного из самых популярных произведений русского средневековья - «Сказанию о Мамаевом побоище».
До наших дней дошло несколько сотен рукописей XV-XVIII столетий, в которых рассказывается о Куликовской битве. Одно только «Сказание о Мамаевом побоище» имеет более 150 списков, не говоря о многочисленных летописных сборниках. Это свидетельствует о большой популярности этого сюжета среди русского народа.
Все древнерусские тексты, посвященные Куликовской битве, в исторической науке принято объединять в одно целое и называть памятниками Куликовского цикла. Они делятся на три группы: летописные повествования о битве, списки поэмы «Задонщина», и многочисленные редакции «Сказания о Мамаевом побоище», наиболее обстоятельного описания сражения, изобилующего многочисленными подробностями и деталями.
Первый рассказ о Куликовской битве был создан уже через год после события в 1381 году. Он самый краткий, зато в нем содержатся самые достоверные сведения. Этот рассказ содержится в Белорусской I Летописи, Симеоновской летописи, Рогожском летописце. В 1385 году была создана летописная повесть «О побоище иже на Дону», дошедшая до нас в составе Новгордской IV и Софийской I летописей. События битвы в повести описаны уже более подробно, содержит много деталей. В этих, самых ранних произведениях уже есть важные для нас упоминания даты битвы «се бысть побоище месяца септября в 8 день, на Рождество святыя Богородица, в субботу до обеда» и места - «… князь же велики поиде за Дон, и бысть поле чисто и велико зело ….. бе бо поле чисто на усть Непрядвы».
Долгое время историю о победе русского воинства над нечестивыми ордынцами читали и перечитывали, хранили и переписывали. В начале XVI века (через 150 лет после Куликовской битвы) было создано одно из самых популярных произведений русского средневековья «Сказание о Мамаевом побоище». До наших дней дошло более 150 списков в составе летописей и исторических сборников, из них 9 иллюстрированных рукописей с миниатюрами.
Одна из самых значимых рукописей «Сказания» – Лицевой летописный свод 70-х годов XVI века. Этот крупнейший иллюстрированный хронограф средневековой Руси в 10 томах был изготовлен лучшими писцами и художниками царских мастерских по заказу Ивана Грозного. Текст «Сказания» сопровождают 190 великолепно выполненных миниатюр.
В 1680 году «Сказание» было включено в «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», самое популярное печатное издание по истории в России, выдержавшее 25 переизданий и использовавшееся в качестве учебника до начала XIX века.
В «Сказании» содержаться все, так хорошо знакомые нам из школьного курса, детали Куликовского сражения: описание поединка Пересвета и Челубея, рассказ о засадном полке Владимира Серпуховского, сюжет о переодевании Дмитрия Донского в доспехи простого воина и о его ранении, рассказ о поездке великого князя к Сергию Радонежскому. Подчеркивая значимость события, автор приводит и огромные цифры о численности русских и золотоордынских войск.
Далеко не все в средневековье были грамотными, да и книги рукописные стоили очень дорого. Поэтому часто на пиры или празднества приглашали чтецов, которые нараспев читали сказания и былины. Подобные произведения дошли до нас, благодаря записям фольклористов. О победе русского воинства во главе с московским князем были сложены героические сказы, которые быстро распространялись по всей русской земле (подобная традиция до сих пор сохранилась в Сербии, там можно услышать героические песни о событиях югославской войны 1990-х годов). Возможно, на основе этих устных произведений и появилась поэма «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича…». Историки спорят об авторстве этого произведения. В текстах упоминается имя «Софониа старца рязанца». Одни ученые считают, что он и есть автор «Задонщины», другие доказывают, что он автор поэмы, которая до нас не дошла, но легла в основу «Задонщины».
В новом музее на Куликовом поле можно будет услышать, как звучала «Задонщина» на древнерусском, попытаться самостоятельно разобрать оригинальный рукописный текст летописи и сравнить свою версию прочтения с версией ученых, увидеть какой кропотливой была работа миниатюристов, трудившихся над созданием «Лицевого летописного свода».
Подробному знакомству со средневековым источником о Куликовской битве посвящена детская экспозиция в музее «Тульские древности», которая открылась в начале 2015 года. Здесь можно составить летописные миниатюры, услышать звуки Средневековья, поработать в оружейной мастерской и сплести кольчугу, ощутить вес оружия и примерить вооружение русского и ордынского воинов. Завершится путешествие по истории Мамаева побоища на игровом Поле битвы, где размещены полки войск Дмитрия Донского и Мамая.
Произведения Куликовского цикла опубликованы в следующих изданиях:
1. Памятники Куликовского цикла. Под ред. Б. А. Рыбакова, В. А. Кучкина – СПб., 1998
2. Сказания и повести о Куликовской битве. Под ред. Л. А. Дмитриева, О. П. Лихачевой - Л.,1982
Факсимильные издания с изображениями миниатюр содержатся в изданиях:
1. Сказание о Мамаевом побоище. Под ред. С. К. Шамбинаго. Изд. ОЛДП, вып. CXXV, 1907
2. Повесть о Куликовской битве. Из Лицевого летописного свода XVI века. Под ред. Д. С. Лихачева. Л., 1980
3. Сказание о Мамаевом побоище. Под ред. Л. А. Дмитриева. Л., 1980
4. Сказание о Мамаевом побоище. Под ред. Т. В. Диановой, М. М. Черниловской, Э. В. Шульгиной. М., 1980
5. Сказание о Мамаевом побоище. Под ред. Т. В. Диановой. М., 1980
6. Сказание о Мамаевом побоище. Лондонский список. Спб,2012