12 апреля 2013
Болотная лаборатория в Пущино
28 марта 2013 года на базе Пущинской гимназии свои двери открыла выездная научно-популярная лаборатория музея-заповедника «Куликово поле» с программой «Болотная лаборатория в Зимней Пущинской Школе».
Экологическая программа разработана специалистами музея при участии при участии Тульского историко-краеведческого и художественного музея.
Праздник начался открытием выставки «Болото - мир особый», которая погрузила юных поклонников природы в таинственную «болотную» атмосферу. В глазах ребят, болота выглядели примерно так: «противное и мерзкое, грязное, топкое и опасное, заросшее тиной, ряской, где живут комары, лягушки и Баба-Яга. На болото не поеду, очень уж там скучно». Специалисты двух тульских музеев попытались представить уникальный мир болот таким, каким его видят профессионалы.
Весомыми аргументами в пользу болот стали лабораторные столы – станции по изучению функций болот, анализу питающих вод и изучению сфагновых мхов. Здесь среди колб, воронок и конденсаторов, больших и малых болотных кочек, кубов и кубиков болотного торфа вооружившись препаровальными иглами и электронными весами ученики школы под руководством опытных ученых из тульских музеев своими руками создавали модели болот, на которых проверяли:
- действительно ли болота могут предотвратить засуху и спасти нас от половодья,
- правда ли то, что болота – очищают поверхностные и грунтовые воды,
- могут ли болота предотвратить экологическую катастрофу, складируя в своих тысячелетних торфяных толщах в связанном виде углекислый газ, разрушающий озоновый слой, и тем самым смягчить «парниковый эффект»,
- почему болото держит воду.
Опытным путем, взвешивая на весах сухие и влажные пучки сфагновых мхов, юные болотоведы определили, что сфагновый мох может накопить воды в 10-13 раз больше, чем весит сам. А еще узнали, что торф низинного болота тяжелее верхового, поскольку он плотнее и состоит из более разложившихся растительных остатков, содержит меньше воздуха.
Из курса учащиеся узнали, что такое болото, какое значение эта уникальная экосистема имеет для нашей планеты и ее обитателей, какие артефакты истории природы и человечества хранят болота, как их изучают, и что дают результаты исследований современной науке.
После бесед и проделанных опытов посетителей ожидал приятный сюрприз в виде интерактивной подвижной игры «Болотные кочки». Победителем стала очаровательная «озерная лягушка», которая получила сувениры от музея-заповедника «Куликово поле».
Так весело закончился первая часть программы. И организаторов в ходе опросов ждали совсем другие ассоциации. Болото стало «красивым и приятным местом, «чистой средой, которая изумительно подходит для отдыха и является местообитанием». «Болото – это наш (лягушачий) дом! – определила Козлова Женя, пребывавшая в образе лягушки со звучным именем Зелёнка. - Оно очень интересное и познавательное, а также очень полезное с торфом и ежевикой. И еще на болоте очень радостно, если правильно себя вести и ходить по кочкам!»
Второй день работы «Болотной лаборатории» прошел еще более увлекательно. Организаторов пригласили провести занятие в рамках курса младшей школы «Микромир» и познакомить детей со строением сфагновых мхов.
Дети готовили препараты, заполняли методические карточки, а в заключение пытались ответить на вопрос: что помогает сфагновым мхам накапливать влаги в 10 раз больше собственного веса.
Финальный час «Болотной лаборатории» прошел очень насыщенно и активно: изучали растительный и животный мир болот, смотрели фильм, соревновались в командном зачете в правильном составлении коллажа «Обитатели верховых и низинных болот», исследовали торфяные находки, играя в лото «Торфяной раскоп».
Расслабляться ребятам было некогда, надо было быстро перебирать комочки настоящего торфа в поисках находок – частей растений и пыльцевых зерен! На 10 минут коллектив превратился в проблемную научную группу, которая анализирует ботанический состав торфа и делает споро-пыльцевой анализ, изучая настоящее и прошлое самого болота и окружающих его ландшафтов!
Мы благодарим всех наших участников, партнеров и организаторов Зимней Пущинской Школы за совместную интересную работу.