Назад

11 мая 2021

«В целях увековечения памяти». К 25-летию музея-заповедника

Время неумолимо. Осенью мы отметим юбилейный, 25-й день рождения Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Впрочем, четверть века – срок по историческим меркам небольшой, и у свидетелей и участников событий, сопровождавших рождение музея, ощущение, что всё это происходило буквально вчера…

…14 октября 1996 г. Правительство РФ издало Постановление N 1204 «О создании и мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Именно эта дата считается точкой отсчёта в биографии известного ныне в России и за её пределами музея, посвящённого Первому ратному полю России и подвигу наших предков. 

Документ гласит: «Руководствуясь статьей 3 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» и в целях увековечения памяти российских воинов, проявивших героизм и мужество при защите Отечества в битве на Куликовом поле в 1380 году, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Принять предложение Министерства культуры Российской Федерации и администрации Тульской области, согласованное с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Федеральной службой лесного хозяйства России, о создании на территории Тульской области научно-исследовательского и культурно-просветительного государственного учреждения – Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Министерства культуры Российской Федерации».

Предтеча нынешнего – первый музей, посвященный Мамаеву побоищу, появился на Куликовом поле в 1965 году. К 600-летнему юбилею сражения в храме-памятнике Сергия Радонежского на Красном холме открылась первая постоянная экспозиция. Над её созданием работали сотрудники Государственного исторического и Тульского областного краеведческого музеев. Образование в 1996 году Государственного музея-заповедника «Куликово поле» стало новым этапом истории сохранения памяти о важнейшем средневековом сражении Руси.

Собственно, туляки издревле знали о древней и значимой истории местности на юго-востоке региона, граничащей с Диким полем. Землепашцы, обрабатывавшие эти земли веками, регулярно находили материальные свидетельства сражения и быта живших здесь людей. О работе советских и российских археологов и историков рассказывали СМИ, местные и федеральные газеты, выходили телепрограммы.

10 сентября 1983 года кимовская газета «Заветы Ленина» опубликовала репортаж под заголовком «О раскопках в Монастырщине». Газета писала о том, что ввиду дискуссий о месте Мамаева побоища (одним из аргументов споров было сегодняшнее отсутствие известной по летописям Зелёной дубравы) Государственный Исторический музей СССР совместно с факультетом почвоведения МГУ организовали комплексную экспедицию, особенно удачным для которой оказался 1983 год. Почвоведы  нашли поле, «которое около 300 лет назад было покрыто лиственным лесом. Он располагался к югу от села Монастырщино по левому берегу речки Смолки правее от шоссе Епифань-Куркино. Таким образом, было доказано, что Зелёная дубрава существовала... При раскопках поселения Монастырщино-IIБ обнаружены наконечники татарских стрел». Газета рассказала также о находках в поселении Грызловка-II, которое было покинуто жителями за несколько лет до Куликовской битвы.

«Щедрым оказалось Куликово поле, – писала областная газета «Коммунар» в мае 1986 года, рассказывая о лекции в Туле московских историков и археологов А. Зайцева и М. Гоняного. – Деревни, городища, бескурганные могильники – удалось выявить 77 памятников домонгольского периода. Можно сказать, что самая дорогая находка близ села Монастырщино – это скромное, не поражающее взор звено от кольчуги. Оно рассказало о том, что наши далёкие предки-хлебопашцы задолго до Куликовской битвы оказывали сопротивление захватчикам, побеждали их… Добрые слова сказал начальник экспедиции М. И Гоняяный о своих помощниках – студентах пединститута Романе Клянине, Олеге Заидове, Андрее Наумове».

К слову, команде студентов-историков Тульского пединститута (ныне – ТГПУ им. Л. Н. Толстого), возродивших тульскую археологию в её нынешнем виде, было посвящено немало публикаций в местной и центральной прессе.

Газета «Тула вечерняя» 21 марта 1996 года, рассказывая о 10-летии Тульской археологической экспедиции, писала: «Отцом тульской археологии по праву считается Михаил Иванович Гоняный. Именно он в 1983 году появился в Тульском пединституте, откуда впоследствии вышла целая плеяда профессиональных археологов. Михаил Иванович, заведующий отделом Государственного исторического музея и начальник Верхне-Донской археологической экспедиции, копал тогда Куликово поле. «Когда я приехал в Тулу, – рассказывает он, – меня поразило, как много археологических памятников у вас и в то же время нет ни одного профессионального археолога».

М. И. Гоняный рассказал газетчикам, как ему удалось, задействовав замминистров просвещения и культуры, договориться о том, чтобы студенты-историки, увлечённые археологией, стали именно археологами, а не педагогами.  Так начинался пусть в науку и профессию Владимира Гриценко, Андрея Наумова, Романа Клянина, Александра Шекова, Олега Заидова и других историков, во многом благодаря которым состоялась и тульская археология новейшего времени, и государственный музей-заповедник на Куликовом поле.

По сути, держалась вся наука в то время на энтузиазме и бессребреничестве увлечённых людей, для которых история и археология стали делом всей жизни. Газета «Комсомольская правда» в августе 1996 года опубликовала заметку под заголовком «10 банок сгущёнки – это сущий клад». «В Венёвском районе Тульской области во время раскопок сотрудники музея «Археологические древности» обнаружили уникальный клад: под чугунной сковородкой в земле лежали золотые и серебряные украшения конца XIV века, а также серебряные венцы икон и фрагменты изображений Фёдора Стратилата. До сего времени подобных ликов было известно всего два: один хранится в Московском кремле, другой – в одном из европейских музеев.

По словам музейных работников, аналогичный клад был найден ещё до революции в Подмосковье. Нашедшие его мужики получили от барина по рюмке водки. Сотрудники же тульского музея попросили в качестве премии 10 банок сгущёнки. «Премиальные» им выплатили в полном объёме».

Нужно заметить, что этим ещё очень молодым тогда, в 80-е – 90-е, людям Тула обязана и становлением музея «Тульские древности», ставшего сегодня одной из опорных точек Тулы туристической.

2 июня 1995 года газета «Тула вечерняя» писала, что «в 1884 году в Туле был открыт первый музей – «Палата древностей». После революции музей закрыли, экспонаты частью разворовали, а частью передали в новые «советские» музеи.

Где-то в 1938 года археологические работы на территории Тульской области были полностью остановлены. После войны Тулу копали лишь москвичи, но планомерных исследований не проводилось. В 1982 году на Куликовом поле начались раскопки, которыми занимались опять же москвичи. В 1983 году тульский археолог Роман Клянин впервые за последние несколько десятилетий получил открытый лист. Сегодня в Туле открытые листы имеют 10 человек, 9 из них работают в Тульской археологической экспедиции и музее «Тульские древности».

Идея возрождения «Палаты древностей» принадлежала покойному доктору богословия Р. Лозинскому. Параллельно с такой же идеей выступила Тульская археологическая экспедиция. Почти все тульские археологи окончили наш истфак и ещё в институте создали небольшой музей археологических находок. … На сегодняшний день археологические музеи в России можно пересчитать по пальцам. В основном археологические находки экспонируются в краеведческих музеях. В мае 1993 года историко-археологический музей «Тульские древности» имени Н. И. Троицкого был создан в Туле. Инициативу Р. Лозинского и археологов поддержал городской комитет по культуре и историческому наследию. Конечно, в основу фондов легли коллекции находок с Куликова поля, посада Старотулицкого городища, первых российских железоделательных заводов у деревни Торхово, из разных районов Тульской области». 

В феврале 1986 года тульская областная газета «Молодой коммунар» по случаю Дня рождения Тульской археологической экспедиции заметила: «Плодом многолетних усилий археологов стал муниципальный музей «Тульские древности». К сожалению, желание не всегда совпадает с возможностями, и на обозрение публики представлена лишь малая часть экспонатов. Не хватает площадей, многое и сейчас скрыто в запасниках, а материал пополняется каждый год».

Впрочем, музейщики вообще могли остаться без занимаемого «Тульскими древностями» помещения на пр. Ленина, 47 – власти планировали передать помещения здания под другие нужды, и только настойчивость музейщиков позволила добиться приемлемого для археологов решения.

Хорошо известно, что в нашей стране сами собой возникают, раскручиваются и интенсифицируются разного рода негативные процессы, а всё хорошее и правильное, «разумное, доброе, вечное» надо пробивать и проталкивать. Только энтузиазм и настойчивость историков, археологов, краеведов, объединившихся в «пробивании» государственного статуса для музея Первого ратного поля России, позволили найти отклик в коридорах власти и добиться желаемого многими поколениями тульских историков. Сколько было обито порогов и исписано бумаги – знают только непосредственные участники событий, благодаря которым родился Государственный музей-заповедник «Куликово поле».

В марте 1996 года в интервью тульской газете «Под сенью муз» тогдашний заместитель начальник Тульской археологической экспедиции Андрей Наумов, говоря о Куликовом поле, рассказал о большой программе его исследования, в котором «участвуют учёные самых разных специальностей: археологи, историки, палеоботаники, палеогеографы, почвоведы, причём не только российские, но и американские… 

А вообще Куликово поле – это не сколько-то квадратных метров, это географическое понятие, как, например, Мещёра. Это довольно большая территория на слиянии Непрядвы и Дона. Именно в этом месте наиболее изучена история его заселения с каменного века до XVII столетия… 

Наша задача – сохранить Куликово поле, создать там историко-ландшафтный заповедник. Документы для этого подготовлены».

Тульская областная газета «Молодой коммунар» написала об этом событии в заметке под заголовком «Третий заповедник»: «В нашей губернии 14 октября 1996 года появился третий музей-заповедник. По постановлению правительства этот статус, наравне с «Ясной Поляной» и «Поленово», получило Куликово поле. Директором музея-заповедника назначен Владимир Гриценко.

Пока на Куликовом поле работает филиал областного краеведческого музея с постоянной экспозицией в храме Сергия Радонежского на Красном холме. Но проблема сохранения уникальной территории не ограничивается обеспечением сохранности экспозиции музея, колонны памятника Дмитрию Донскому и церкви Рождества Богородицы в Монастырщино.

По предварительным оценкам, площадь музея-заповедника в той или иной степени должна охватить более десяти тысяч гектаров… Вопрос с различными формами землепользования будет решаться трудно. Особенно потому, что заповедником оказываются охвачены территории трёх районов – Богородицкого, Куркинского и Кимовского… Территория будет разделена на различные зоны охраны – от таких, где нельзя делать ничего, до тех, работа на которых будет просто ограничена, чтобы не нанести ущерба ландшафту и растительности.

Всего под охраной окажутся более 350 памятников археологии от каменного дека до девятнадцатого столетия. Уникальная и растительность – участки ковыльной степи, которые необходимо сохранить и насколько возможно регенерировать.

Исследования для подготовки экспозиции начались в основном к 600-летию битвы, которое отмечалось в 1980 году. Тогда учёные выяснили, что о самом Куликовом поле они знают крайне мало, … более-менее серьёзных археологических исследований не велось до тех пор, пока Государственный исторический музей не приступил к систематическим работам.

Впервые тульские археологи присоединились к москвичам в 1983-м году. Уже четвёртый год на Куликовом поле работает сотрудник государственного музея штата Иллинойс (США) Теренс Мартин, специалист по остеологии – костям древних животных. Благодаря ему формируется уникальная коллекция, подобных которым немного в мире.

Сейчас определением границ музея-заповедника занимается мастерская института «Спецпроектреставрация», готовится концепция и программа музея-заповедника.

Естественно, как и везде в сфере культуры, серьёзные проблемы с деньгами, не финансируется даже утверждённая микроскопическая смета, так что новый музей ждут нелёгкие времена… А пока на Куликовом поле по-прежнему идут раскопки. На днях оттуда возвращаются щёкинские ребята из областного лагеря «Археолог».

Куликово поле после образования мощной структуры, взявшейся за трансформацию всего этого пространства в единый музейный организм, стало притягивать к себе ещё больше людей из многих уголков страны. Сюда ехали и едут туристы, паломники, реконструкторы. В сентябре 1997 года одна из газет Северной столицы под заголовком «Как петербуржцы на Куликово поле ездили» рассказала о первом военно-историческом фестивале «Поле ратной славы», который прошёл в рамках празднования очередной годовщины сражения. По сути, это был первый сбор реконструкторов на Куликовом поле, что впоследствии стало традицией и обязательным элементом программы всех торжеств на поле. В гости к тулякам, кроме питерцев, приехали члены военно-исторических клубов из Москвы, Калуги, Северодвинска, Котласа, Гомельской области Белоруссии. «Ведущим стал Александр Стеценко, – рассказывал питерский дружинник Михаил. – Он представил публике приехавших на фестиваль средневековых воинов разных периодов и разных стран. Перед зрителями прошли викинги, рыцари, русские дружинники с XI по XIV века».

Владимир Гриценко, возглавляющий Государственный музей-заповедник «Куликово поле» с момента его создания, в интервью тульскому порталу myslo.ru поделился воспоминаниями: «Мы не только вели раскопки на Куликовом поле, но и занимались спасательскими работами, вели раскопки в районах строительства тульских новостроек. Тогда комитет по культуре возглавлял Николай Травин, он поддержал идею создания музея «Тульские древности». Это был 1993 год, а в 1995 году в нём открылась наша первая экспозиция. Были смутные «весёлые» времена перестройки. Денег не было. По бартеру нам привозили доски, двери. Но всё это позволило родиться музею. 

И тогда, и сейчас наши научные интересы были сосредоточены на Куликовом поле. Нам повезло — там до нас работали серьёзные учёные. И я не первый, кто делал музей на Куликовом поле. Мне просто повезло, что те, кто был до меня, многое сделали, чтобы музей стал именно таким. Не только наша заслуга в том, что сохранились Колонна, храм Сергия Радонежского, комплекс в Монастырщине — мы всего лишь отреставрировали и улучшили то, что было до нас. В 1965 году был создан музей на Куликовом поле, в 1997-м — музей- заповедник.

К 50-летию Великой Победы на правительственном уровне родилась и получила своё воплощение идея проекта «Три ратных поля России» – Куликово поле, Бородино и Прохоровка. Это, по большому счёту, нормальная государственная политика обустройства святынь особого рода – полей сражений. В России есть поистине знаковые места, которые надо чтить и сохранять. К 1996 году в Бородино и Прохоровке начали работать музейные комплексы, а про Куликово поле как бы все забыли... Поэтому когда в Тулу приехал министр культуры Евгений Сидоров, мы его буквально замучили: «Когда же и на Куликовом поле будет музей-заповедник?» Нас услышали, и вскоре вышло постановление Правительства России о создании военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»…

С обзором прессы научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Антонов