Назад

21 декабря 2022

«От звезды и до воды»: праздники зимнего календаря на Куликовом поле

Наступление Нового года и другие зимние праздники издревле были одними из самых любимых для жителей села, каковые и составляли до недавних пор большинство населения огромной страны. Новый год на Руси отсчитывали то с марта, то с сентября и лишь на рубеже XVIII столетия государь Петр Алексеевич повелел отсчитывать новый год на европейский манер с 1 января, да ещё бурно радоваться по этому случаю, чего ранее делать было не принято.

Русское Средневековье таких персонажей, как Дед Мороз и Снегурочка, не знало, да и ёлок никто в дом не приносил. По церковным традициям (впрочем, зачастую приправленным ещё языческими корнями) русские люди отмечали Святки – это период с Рождества Христова до Крещения Господня (25 декабря – 7 января / 6   января – 19 января), народный праздничный комплекс зимнего календарного периода из 12 праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до Крещенского освящения воды.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино

Главными праздничными днями этого отрезка календаря считались Рождество, Новый год, Старый Новый год и Крещение. Историки и этнографы музея-заповедника «Куликово поле» могут многое рассказать о древних зимних праздничных традициях, ряд из которых, в том или ином виде, сохранились и поныне. Вот лишь некоторые из этой широкой палитры.

Дудука и коляда

В населённых пунктах на Куликовом поле, как и повсюду на Руси, практиковались календарные обряды, приуроченные к зимним праздникам. Под Новый год в ряде сёл и деревень Куликова поля (например, в Бахметьево) из домовых хозяйств вытаскивали всё ненужное и жгли. В Барыково то же самое делали на Старый Новый год. Кроме того, люди прыгали через огонь – считалось, что это действо «очищает» от всякой скверны.

Наиболее ярко до сих пор отмечается Рождество Христово. Утром в Рождество, по информации опрошенных селян, люди ходили и пели тропари – славили Христа, получая за это угощение. Так, в Ляпуновке эта традиция прервалась только после Великой Отечественной войны. В Знаменском, по словам крестьян, в середине ХХ века на Рождество дети заходили в дома и разбрасывали овёс. А в деревне Курцы детей сажали на шубу, «чтобы овцы водились». В Михайловском в 20-е – 30-е годы прошлого века накануне Рождества было принято выходить на улицу и встречать первую звезду.

На Руси повсеместно принято было «колядовать» – так называется обрядовое хождение по домам – те, кто постарше, помнят это действо, к примеру, по кинофильму «Вечера на хуторе близ Диканьки». 

Так, в Картавцево, по рассказам местных жителей, исстари ходили «коляды» с безменом – «по пяткам настучить». Сельчане в окрестностях Куликова поля делились воспоминаниями: «Девчонки соберутся, молодёжь… Тем, кто выйдет, бутылку или денег кинут». Хотя чаще за колядование выносили угощение – блины, холодец. Поэтому колядующие ходили с корзинками, в которые укладывали подаренную снедь. В Богоявленке по словам старожилов, «ходили отдельно – старики и молодёжь. С гармошкой, с плясками». В Краснобуйцах – так же: колядовщики «наряжаются, стучатся в окна, кто даёт вина, кто – закуски»; «а если кто на пути встретится, их начинают в снегу катать». В Милославщине на Святки было принято изготавливать чучело и ставить его под окна односельчан. То же – и в селе Непрядва, где, по рассказа местных, один раз чучело воткнули в печную трубу: хозяева затопили печь, но дым не шёл, они выбежали во двор и глянули на трубу, а из него чучело торчит…

Ещё в середине прошлого века колядовщики на новогодние праздники активно ходили по деревням. Было распространено ряжение. Так, в Сафоновке «коляды собирались, в лохмотья одевались, шубу выворачивали, в окна стучались, выпрашивали выпить. Ходили, только детей пугали», которые рассказывали колядам специально выученные на этот случай стихи. Например, в Знаменском коляды в лохмотьях и вывернутых шубах наводили страх на детвору: «Вот сейчас я тебя куда-нибудь унесу… А туда не ходи, там – Дудука». В селе Непрядва в 1-й половине ХХ века у молодёжи был обычай на Рождество ходить на гору, где «непрядвинские дрались с прудавскими». Кулачные бои в эту пору были явлением широко распространённым.

Традиции Святок в музее «Тульские древности»

Во всех сёлах на Куликовом поле на Крещение ходили за хранящейся весь год святой водой: «Собирались два-три парня, две-три девчонки… В полночь ходить, конечно, страшновато было». В Богдановке и Сафоновке за святой водой ходили на Барский колодец.

И о ещё одном обряде рассказал информатор из села Ростово. Там на Рождество ходили по избам и «сеяли» зерно, привлекая в дом будущий урожай. Особую роль в этом обряде играл пастух. В этом же селе в праздник было принято рисовать мелом на дверях и окнах кресты – «от всей нечистой силы, жуликов, бандитов и воров». В некоторых деревнях было принято в Рождество ритуальное взвешивание шерсти (считалось, что к Святкам её всю надо было обратить в пряжу, и хозяйка, с этим справившаяся, отмечалась как хорошая).

С Рождества по Крещение традиционно устраивались посиделки у девушек. Повсеместно были приняты в этот период гадания, что в общем-то церковью не приветствовалось и считалось греховным, но в народе бытовало мнение, что купание в Крещенской проруби этот грех смоет.

Гадаем на книге в Музее купеческого быта в Епифани

Под Старый Новый год в Никитском девушки «ходили по домам, стучали в окна и спрашивали, как звать жениха».

Так, в Ростово девушки гадали на Святки, что кому сбудется, на курах: «Поймаешь куру и на лавку её поставишь». Если курица будет бегать по лавке, цокая когтями, значит, у девушки будет злая свекровь. А если курица на лавке сидит неподвижно, то считалось, что со свекровью проблем не предвидится. А в Милославщине «под печку, бывало, кур наловим: поймаешь петуха – замуж не выйдешь».

В Никитском также «овец ловили во дворе: «Если барана поймает (девушка), то свёкр будет ругаться, а овцу – то и свекровь будет такая, смирная».

Другой вариант гадания: на стол клали глину, тёрку, молоток, шило, хлеб, ставили стопку. Девушка брала предмет с закрытыми глазами. Если в руках оказывалась глина, то муж будет гончаром, молоток – плотником, шило – портным, хлеб – пекарем, тёрка – рябым, а стопка – пропойцей. А ещё с закрытыми глазами девушки тянули солому: попалась с колоском – значит, замуж выйдет, без колоска – в девках сидеть. Популярным было и кидание ботинка, сапога, валенка, туфли – куда носок будет указывать, с той стороны и жениха нужно ждать.

Бросаем лапоть в музее «Тульские древности»  

История сохранила для нас и ряд памятников устного народного творчества жителей сёл и деревень Куликова поля, посвящённых любимым зимним праздникам. К примеру, одна из песен Святочного цикла – Рождественская:

Христос рождается – 

Хозяин догадается, 

Откроет сундучок,

Подаст пятачок. 

На Святочный каравай рот разевай

По словам исследователя Татьяны Витальевны Наумовой, вкусно поесть на Куликовом поле любили всегда, и отношение к еде было бережное. Как сейчас, так и 100-150 лет назад стол, особенно праздничный, отличался обилием, а русский дом — гостеприимством. Это же в полной мере относится и к череде зимних праздников, к Святкам.

Эти дни были особыми. Они знаменовали Солнцеворот, когда каждая мелочь имела огромное значение для будущего. Действовала магия первого дня, когда через еду стремились обеспечить благополучие нового года. Для всех русских людей в этот период было характерно употребление в большом количестве мясных блюд. Символом сытости года считались свиные ноги. Их тушили, жарили, запекали. На стол подавали с хреном. Обязательным блюдом Святочного стола была ветчина — соленая свинина. Солёные говядина, телятина, баранина назывались солониной. 

Варили также различные виды холодца, делали домашнюю колбасу, в том числе и ливерную.

Обязательно готовили на Рождество свиную голову. Её рубили на две части, тушили в небольшом количестве воды с солью и пряностями, а потом обжаривали. Ставили на стол целиком и отрезали по мере необходимости маленькими кусочками. 

В больших количествах пекли маленькие печенья — орешки, символ множественности, будущей урожайности.

Реконструируем кулинарные традиции зимних праздников в кафе Музейного комплекса «Куликово поле» в Моховом

Упоминания о Рождественских блюдах мы находим в колядках, которые до сих пор распевают во время зимних праздников.

Авсень, Авсень,

Ходя па всем.

Па дварам, па дамам…

Кто не даст пирога —

Тому корову за рога.

Кто не даст ветчинки —

Тому свинью за щетинки.

Афсень, Афсень,

Ходи по всем —

По проулочкам,

По закаулочкам.

Хто не дасьт — пирога,

Тому корову за рога.

Хто не дасьт кишку —

Свинью за вишку.

Последний Святочный день на Куликовом поле носит название «Ивана Горбатого». В этот день было принято собираться всем родственникам мужского пола и похмеляться. Название «Горбатый» связано с тем, что якобы на все Святки принято обильное употребление спиртных напитков, и к концу праздника уже всех начинает клонить к земле, то есть горбатить. 

Впрочем, информаторы сообщают, что спиртных напитков на Куликовом поле пили мало, хотя есть много упоминаний о ржаном, свекольном и картофельном самогоне. Широко употреблялась и медовуха.

Из далеких общинных времен дошёл до наших дней обычай совместных трапез на Рождество, когда все продукты, собранные в ходе колядования, собирают в одном доме и едят вместе до самого утра. 

Но понемногу уже затихают эмоции, становится строже сельская жизнь: всё ближе конец Святок с Крещенским Сочельником, предваряющим Богоявление с его очистительным характером. Кстати, у наших предков считалось, что обязательным было купание в крещенской проруби для тех, кто не только занимался гаданием, но и наряжался при колядовании – чтобы смыть с себя «бесовскую личину»…

С обычаями зимних праздников в Туле знакомит наш филиал - музей «Тульские древности» . Вспоминают традиции Рождества и Святок, а также готовят и дегустируют историческую кухню в Пространстве «Археология» в Музейном квартале.

Подаем блюда зимнего праздничного стола Куликова поля в Музее-лаборатории Пространства «Археология»

Конечно, самые яркие и живые впечатления останутся у вас после поездки на Куликово поле, где о колядках, местных блюдах бабушек и прабабушек, игрищах зимой расскажут старожилы - сотрудники музея-заповедника.