20 июня 2024
Тульская городская игрушка
На самом деле «игрушка – это не игрушки», это – серьёзно: и с точки зрения истории – вчерашней и современной – и с учётом целого пласта культуры, сформировавшегося на почве народных промыслов.
И понимают это не только искусствоведы. Так, когда в Доме приёмов Министерства иностранных дел РФ для дипломатов зарубежных стран проходила презентация Тульской области, кроме «раскрученных» брендов региона – самоваров и пряников – в экспозиции развёрнутой выставки была широко представлена и тульская городская игрушка, вызвавшая неподдельный интерес представителей дипкорпуса.
В рамках Международной выставки-форума «Россия» в 2024 году проходила фермерская ярмарка, где была представлена продукция участников проекта «Сделано в Тульской области». И зона мастер-классов экспозиции стала площадкой для росписи 12 000 (!) глиняных тульских городских игрушек – гости выставки со всей страны охотно брали уроки у наших мастеров.
Первое упоминание о тульской городской игрушке относится к 1912 году. Однако лепить, обжигать, покрывать белилами и расписывать красками глиняные фигурки начали в совсем давние времена. Образцы таких игрушек тульские археологи находили с самого начала системных раскопок в городе, и исследователи тогда предположили, что это занятие гораздо более раннее, чем считалось до этого. Артефакты, найденные при раскопках, это подтвердили. В частности, в тульской слободе Большие Гончары «игрушечный» промысел существовал ещё в XVIII веке. В слободе работали мастера-игрушечники, их изделия со временем получили свой собственный художественный стиль, переросший в целый городской промысел. Кстати, есть версия, что изготовлением фигурок поначалу стали заниматься жены горшечников.
На протяжении веков промысел то активно развивался, то затухал — в зависимости от спроса. После революции 1917 года он практически исчез. Возродили же его в конце прошлого столетия Ольга Андреева, Ирина Кузнецова, Ирина Бежина и другие мастера.
Тульская городская игрушка «Монах» Ирины Евгеньевны Кузнецовой
Народными промыслы названы не только потому, что ими занимается народ, а ещё и потому, что сама продукция рассчитана в первую очередь на народ. Так, в своё время тульская городская игрушка возникла как доступный аналог дорогих фарфоровых статуэток, которые могли себе позволить только обитатели богатых домов. Тульская городская игрушка — уникальный промысел, подобного которому нет в других регионах России. Сто лет назад эта традиция прервалась и могла быть забыта навсегда, если бы не мастера-энтузиасты, вернувшие ее к жизни.
Вот, например, работы Ирины Бежиной: изящные фигурки барынь в модных платьях с оборками, бравых кавалеров, монахов, нянек с малышами. Тульские гончары лепили горожан, причём в основном представителей высшего общества, изображая их с некоторой долей иронии.
«Тульская городская игрушка – особенная, она отличается от филимоновской и многих других тем, что была предназначена для украшения жилища: фигурки ставили на комод, на подоконник — чтобы люди с улицы могли увидеть. И большинство русских традиционных игрушек — свистульки, а тульская — нет», – рассказала Ирина Бежина.
После революции 1917 года тульской игрушке не повезло прежде всего потому, что она была не крестьянской, а городской, и её персонажи и сюжеты были чужды советской идеологии.
В этом кустарном промысле, как ни в каком другом, изначально проявлялся авторский стиль и художественный талант. Никакого схематизма, каждая фигурка — индивидуальна, у каждой — свой образ. Специалисты не исключают, что свои первые работы тульские мастера ХХ века делали, подражая получившим широкое распространение фарфоровым статуэткам завода Гарднера.
Народные художники стремились сделать игрушку максимально достоверной. И даже наряды для дам лепили по последней моде, а она, между прочим, в конце XIX века менялась каждые несколько месяцев…
На несколько десятилетий эпохи советской власти игрушка была забыта. Чуть более 40 экземпляров, датирующихся 80-ми годами XIX века, тогда оставались в Русском музее, ещё некоторое количество — в частных коллекциях.
«Технология изготовления тульской игрушки не так уж проста, — рассказывает Ирина Бежина. – Все детали лепятся отдельно: юбочка с туловом, голова, руки… Готовая фигурка должна хорошенько высохнуть, иначе она взорвётся в муфельной печи — обычно на это уходит недели две. Обжигаем игрушку в печи при температуре 950–1000 градусов часов пять-шесть. И только потом её можно забеливать и раскрашивать темперными красками. В том, что касается сочетания цветов, нет никаких ограничений. Тульские мастера часто использовали пастельные тона, но встречаются и более яркие, сочные…»
Большую исследовательскую работу в области тульской городской игрушки проводит научный сотрудник отдела археологических исследований музея-заповедника «Куликово поле», художник-реставратор по керамике Инна Маркина. В рамках ежегодных Открытых дней археологии в музее «Тульские древности» она делится с посетителями результатами исследований, гости музея могут увидеть здесь и соответствующие археологические находки.
Инна Маркина выступает также в Научном центре «Археология и реставрация» с лекцией-презентацией о находках антропоморфных керамических фигурок на территории города Тулы, где рассказывает и показывает игрушки из обширных фондов музея-заповедника «Куликово поле». Встречи с учёной проходят в рамках ставшего уже традиционным «Дня городской глиняной игрушки и археологических находок, связанных с ней», проводимого во время «Открытых дней археологии». Кстати, гости музея могут познакомиться и с уникальными работами современных мастеров тульской городской игрушки, а также встретиться с их создателями, которые рассказывают о возникновении и развитии промысла, демонстрируют своё мастерство лепки и росписи в формате мастер-шоу.
К слову, учёные «Куликова поля» совместно с мастерами пытаются сегодня детально воссоздать аутентичные технологии, которые применялись нашими предками в древности при создании глиняной игрушки. И тайны из этого исследователи не делают. Так, в 2025 году музеем-заповедником «Куликово поле» запланировано открытие большой выставки об истории одного из известнейших промыслов региона. В экспозиции будет представлена посуда – горшки, кувшины, миски; игрушки для разного возраста – погремушки, коники, свистульки; строительная и отделочная керамика – печные изразцы и кровельная черепица; изделия бытового назначения – подсвечники, грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, сопла для металлургического производства и т. д.
Игрушка «Барыня» XVIII - XIX веков из исторического центра Тулы
Особое слово на выставке будет сказано о тульской городской игрушке из археологической коллекции музея-заповедника. В частности, гости смогут увидеть уникальные статуэтки, представляющие горожанок, одетых по последней европейской моде, мещанок и купчих в традиционных народных костюмах, а также офицеров и представителей духовенства. Эти предметы можно отнести к ранним экземплярам промысла: фигурки копировали городских обывателей из разных социальных слоев. И в находках из Гончарной слободы можно будет увидеть, как мастера, перерабатывая новые импульсы, формировали оригинальный художественный стиль с собственной пластической манерой, переживший время.
Предлагаем полюбоваться некоторыми образцами тульской городской игрушки из коллекции музея-заповедника «Куликово поле» и ждем всех на выставке в Пространстве «Археология» к конце 2025 года.