Назад

21 апреля 2025

Пасхальные яйца: символика и традиции

С древних времен на Пасху принято дарить крашеные яйца. Предлагаем узнать подробнее об этой традиции, бытовавшей на Руси и со своими особенностями в Тульской губернии и на Куликовом поле, из материала, подготовленного в рамках проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ . Цикл публикаций в 2025 году приурочен к празднованию 645 годовщины Куликовской битвы и большого 650-летнего юбилея со дня сражения.

Пасхальные сувениры в интерьере Музея купеческого быта в Епифани

Обычай обмениваться пасхальными яйцами связан с историей святой Марии Магдалины, подарившей императору Тиберию яйцо, которое стало красным при вести о воскресении Христа. Яркое описание этой народной традиции находим у русского писателя и публициста Ивана Шмелева, оставившего нам в романе «Лето Господне» свои детские воспоминания о Пасхе: «Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе…»«Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени» («Лето Господне», 1927-1948). 

Жители Куликова поля, в деревне Ивановка, ходили по домам и собирали яйца в мешок со словами «Христос Воскресе». Для чего, так и осталось загадкой, возможно, для катания яиц. О том, как устраивали это исключительно пасхальное развлечение, рассказывает составитель «Русского земледельческого календаря» (1991) Анна Некрылова. Для этой забавы заранее приготавливались специальные желобки. Опытные игроки отбирали яйца особой формы – скатываясь по желобку, они легко разбивали чужие, а сами оставались целыми. 

Открытка начала ХХ века «Встреча на Пасху в деревне» (Ф. Сычков) из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

На Куликовом поле это развлечение устраивали на Красную горку – в первое воскресенье после Пасхи. Здесь в ход шли яйца, оставшиеся от праздника. «У чьего яйца скорлупа треснет, тот и проиграл. Выигравший забирает все яйца» - раскрывает суть игры Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» (2014).

Яйцо с древнейших времен считалось символом плодородия, возрождения жизни. В православной традиции крашеное яйцо - это один из догматов веры и знак воскресения распятого Христа – Победителя смерти и ада. Как из яйца, из его неживой скорлупы рождается жизнь, так и из гроба восстал Спаситель, сокрушив врата преисподней и открыв людям дорогу в рай и вечную жизнь. 

Яйца присутствовали практически на каждом праздничном столе на Куликовом поле.  Фольклорист Владимир Пропп в историко-этнографическом исследовании «Русские аграрные праздники» (2000) подробно описывает символику яйца у земледельца, в том числе и на праздновании Пасхи. На Радоницу – девятый день после Пасхи и первый день поминовения усопших после Христова Воскресения – яйца вместе с другими поминальными блюдами носили к родным на кладбище. Живые христосовались с умершими, веря, что те их слышат. Яйца крошили на могилы, катали. 

Открытка начала ХХ века «Христос Воскресе!» (Н. Богатов) из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Основы этих обрядов Владимир Пропп объясняет верованиями древнейших времен. Так, в Древней Греции, проживая новый цикл пробуждения природы и загадывая урожай, от которого зависело будущее всех живых, люди задабривали усопших, так как верили, что они могли иметь власть над природой. В своих трудах Владимир Пропп ссылается на историка и археолога Бориса Богаевского. «Земледелец, как и каждый человек античности, видел, что земля «покрывала» своей поверхностью посадки, посевы, содержала их в себе и выливала наружу из своего громадного сосуда. Также земля…содержала… и могилы умерших, заботившихся о посевах и посадках» - пишет ученый. Эти представления и задабривания усопших пронизывали и весенние земледельческие обряды у древних славян. «Вот почему забота о посевах сочетается с заботой о покойниках и носит двоякий характер: усопших надо умилостивить, выразить свою любовь и почитание, поддержать пищей и потрапезовать, а еще приобщить их к кругообороту жизнь – смерть – жизнь, которым живет природа и который нужен земледельцу. Отсюда такие обрядовые блюда, как кутья и яйца» - заключает Владимир Пропп. 

Зерно в растительном мире, как и яйцо в животном, обладает свойством сохранять и продолжать жизнь, умножая ее. Через ритуальную пищу наши предки приобщались к этому круговороту природы. «Только приняв во внимание это объяснение, можно понять, зачем при севе в зерна клали вареные яйца, почему в поле, на лугу, под березкой ели яичницу; с какой целью на любом ритуальном столе присутствовала кутья» - узнаем мы у Владимира Проппа.

В купеческой среде, дворянской, царской на Пасху дарили яйца рукотворные. Вот какие получил на праздник маленький Иван Шмелев: «Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него – все волшебное. Вот – с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба».

В этнографической коллекции музея-заповедника «Куликово поле» есть сувенирные пасхальные яйца, привлекающие внимание своей изысканной хрупкостью и изящной символикой. Их можно увидеть в экспозиции епифанского Музея купеческого быта.

Яйцо пасхальное начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Это предметы конца XIX – начала XX века, выполненные из прозрачного и молочного стекла: однотонные и расписные, с цветочным и линейным орнаментами и христианской символикой Х и В, декорированные металлическими накладками и привесками с бусинами, с композициями внутри. 

Яйцо пасхальное начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

На одном из них - украшение в виде металлической пятиконечной звездочки, цветные аппликации – два голубка и два соцветия.

Яйцо пасхальное начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Внутри другого – картонный вкладыш с цветным изображением сцены Воскресения Христова и букетик из трех сухих цветков.

Яйцо пасхальное начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Буквы Х и В обозначают пасхальное приветствие «Христос Воскресе», пятиконечная звезда – символ преображения Господня, цветы и букетики – в память о страданиях Христа, птицы – о Воскресении Спасителя. 

Яйцо пасхальное начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Еще один пасхальный сувенир из Музея купеческого быта представляет собой декоративное двухстворчатое яйцо. Оно обтянуто красным бархатом, его вершина украшена шелковым бантом в тон. Красный цвет символизирует Небесное царство, Царскую славу.

Яйцо пасхальное конца XIX - начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

В медальонах яйца – два сюжета. В одном Дева Мария держит младенца Иисуса на руках. Справа от нее - Ангел, слева – Иосиф. Во втором медальоне – объемное изображение Гроба Господня, а над ним – в лучах звезды парит фигура вознесшегося Спасителя. Воскресение Христово наблюдает Ангелочек. Обе композиции обрамлены рамкой из сухоцветов и ракушек.

Яйцо пасхальное конца XIX - начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Любовь Котикова 

По материалам православных сайтов и этнографических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Также использованы источники: 

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.

Наумова Т.В. «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» - Тула, 2014. 

Шмелев И. С.  «Лето Господне»: https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/