Назад

20 апреля 2025

Светлое Христово Воскресение. Радоница. Красная горка

Пасха – самое продолжительное христианское торжество. С апостольских времен великий праздник длится семь дней. Древние христиане сопровождали их благочестивыми делами – помогали нищим, убогим, раздавали еду, освященную в Пасху, тем самым делая их участниками радости в светлый праздник. В этой статье расскажем о праздновании Христова Воскресения во времена, близкие нам, -  XIX и XX века - о традициях Тульской губернии и отдельно Куликова поля. Вновь за живым детским восприятием праздника обратимся к литературе – воспоминаниям русского писателя, публициста и мыслителя Ивана Шмелева.   

Материал подготовлен для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ , приуроченного к празднованию 645 годовщины Куликовской битвы и большого 650-летнего юбилея со дня сражения. 

Пасхальная ночь и Светлое Христово Воскресение

С апостольских времен христиане бодрствуют в ночь Светлого Воскресения Христова. В Великую Субботу в храмах освящают ритуальную пищу – куличи, крашеные яйца, творожную пасху. После строгого поста с этих кушаний, несущих в себе глубокую символику, начнется праздничная трапеза верующих. 

Воскресение Христово – это главное событие православного года, основа и венец веры, первая и самая великая истина, с которой вышли апостолы к людям.  Христиане поздравляют друг друга с праздником Пасхи радостным возгласом «Христос Воскресе!», а в ответ слышат «Воистину Воскресе!» В этих словах - подтверждение преданности Христу, ведь если Иисус не воскрес, то наша вера тщетна. В пасхальную ночь при непрерывном колокольном трезвоне прихожане совершают крестный ход вокруг храма - навстречу воскресшему Спасителю.

«Солнце, трезвон и гомон. Весь двор наш — Праздник. На розовых и золотисто-белых досках, на бревнах, на лесенках амбаров, на колодце, куда ни глянешь, — всюду пестрят рубахи, самые яркие, новые, пасхальные: красные, розовые, желтые, кубовые, в горошек, малиновые, голубые, белые, в поясках. Непокрытые головы блестят от масла. Всюду треплются волосы враскачку — христосуются трижды. Гармошек нет. Слышится только чмоканье. Пришли рабочие разговляться и ждут хозяина. Мы разговлялись ночью, после заутрени и обедни, а теперь — розговины для всех»

Этот фрагмент из романа Ивана Шмелева «Лето Господне» (1927-1948) описывает воскресный день Пасхи в семье писателя, потомственной купеческой, организовавшей  артель плотников. Шмелевы празднуют Воскресение Христово с работниками, за общим столом и хозяйскими угощениями с непременными пасхальными блюдами. 

Открытка начала XX века с картины «Христосование царя в тереме царицы». Из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Христосоваться – троекратно целоваться с приветствиями «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» – верующие начинают уже на ночной пасхальной службе в храме. Этот ритуал совершается в течение нескольких дней. В нем древнее, идущее еще от апостольских времен, знамение примирения и любви. 

Пасхальные традиции Тульской губернии и Куликова поля

Этнографы разных эпох сохранили для нас пасхальные традиции, бытовавшие в народе. Некоторые из них не несут какого-то особого христианского смысла, но уходят корнями глубоко в прошлое. Прикоснемся к свидетельствам о тульской старине. 

На Куликовом поле на праздник повсеместно было у жителей принято красить яйца луковой шелухой, печь куличи, делать творожную пасху. Главный хранитель  музея-заповедника Татьяна Наумова собрала в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» (2014) общие установки: «Пасху обычно святили по утрам. В церковь было принято ходить всей семьей, после чего шли на кладбище. На могилу клали творог, кулич, лили вино, если покойник пил. В деревне Ивановка считалось, что на Пасху нельзя есть кур. Вероятно, этот обычай связан с библейской легендой». 

Открытка начала ХХ века «Христос Воскресе» из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

В некоторых местностях Куликова поля к куличам пекли и другое печево. К примеру, в Сабурове готовили пышки, посыпанные конопляным семенем. На кладбище ходили до обеда – считали, что «после обеда покойники не слышат».  В Ростово до Великой Отечественной войны проходили «большие гулянки окало церкви и абязательна стрельба – у каво есть ружья, другие предметы, каторые стреляют, принасили туда и вот салютавали».

Историк и этнограф Иван Сахаров в «Сказаниях русского народа» (2000) пишет о жителях Тульской губернии XIX века: «Святая пасхальная неделя называется у народа великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи – Велик день, утро вторника – купалищем, пятница – прощеный день, суббота – хороводницы. Со Святой недели начинаются городские и сельские гулянья, разыгрывание хороводов и окликание весны. В Туле гулянье называется тюльпою». В день купалища молодые и старики обливают холодной водой тех, кто просыпают утреннюю службу в храме. На прощеный день в Тульской губернии тесть и теща звали родных зятя на молодое пиво.

Открытка начала ХХ века «Встреча на Пасху в деревне» (Ф. Сычков) из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Многие исследователи описывают, как в старину на Пасху люди выходили встречать солнце и смотреть как оно «играет». Счастливцы, которым дано это увидеть, рассказывают, что удивительное явление можно застать на рассвете, когда огненный диск отрывается от горизонта. Человеческий глаз видит яркие волны на небесном светиле, разной степени интенсивности, разнообразных розовых оттенков – они идут от солнца и тают. 

Анна Некрылова, составитель «Русского земледельческого календаря» (1991), связывает обычай встречи солнца с тем, что по старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. Это время после весеннего равноденствия - поворота сил природы на лето и буйство ее красок. Но, как пишет святитель Николай Сербский, «все в природе имеет духовное значение, нет ни одного физического явления, которое не давало бы людям урок о Боге и человеке». Солнце правды – одно из имен Иисуса Христа. 

Открытка начала ХХ века «Христос Воскресе» из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

В трудах Ивана Сахарова мы находим детали того, как происходила эта встреча. Он писал: «Взрослые мужчины выходят смотреть на колокольни, как будет играть солнце; а женщины и дети наблюдают появление его на пригорках и крышах домов». Старожилы Куликова поля, в деревнях Ростово и Красный холм, тоже рассказывали этнографам об этом обычае. Так, краснохолмцы во время обряда «всю дорогу «Христос Воскрес» пели».

При появлении солнца, как записал Иван Сахараов, маленькие туляки почти два столетия назад пели:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Твои дети плачут, 

Сыр колупают,

Собакам бросают,

Собаки-то не едят,

А куры-то не клюют,

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Едут господа бояре

К тебе в гости во двор,

На пиры пировать,

Во столы столовать.

Как отмечает Иван Сахаров, туляки верили, что появление солнца на чистом небе и его играние предвещает хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы. Старушки же при появлении солнца «умывались с золота, серебра и красного яйца» – бросали в воду эти предметы и пасхальные яйца, в надежде разбогатеть и помолодеть. 

Еще одна яркая традиция на Пасху – городить качели. Этнографы музея-заповедника «Куликово поле» записали воспоминания об этой молодежной забаве в Прилипках. На качелях, сооруженных в Пасху, катались здесь всю весну.  

Анна Некрылова, ссылаясь на исследователей конца XIX – начала XX века, пишет, что качели устраивали едва ли не в каждом дворе, а еще возводили общественные: «в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п.) загодя вкапывали столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски». 

Открытка начала ХХ века «Гульбина» (А. Третьяков) из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

С Пасхи молодежные гуляния переносились на открытый воздух. Парни с девушками плясали, водили хороводы, затевали игры на лужайках за околицей, в конце деревенской улицы и на лесных полянах. Иван Сахаров отмечает, что поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражались: «Они пошли тонки водить». Как поясняет исследователь, в слове «тонки» «можно узнать народную игру толоки, в которой игроки ходят, столпившись, как в хороводе». Весенние хороводы заканчивались на Красную горку, соединяя в себе встречу весны и снаряжение суженых к венечному поезду.

В Картавцево этнографам музея-заповедника «Куликово поле» сообщали, что на Пасху здесь было принято играть в лапту на большой поляне. А в Шаховском в последний день великого праздника пекли лесенки, как и на Вознесение Господне. 

Лесенки от поваров Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Антипасха - Красная горка 

Даже самые длинные и светлые праздники завершаются. Первое воскресение после Светлого Христова Воскресения в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. 

Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи», то есть обращение к прошедшему празднику, повторение его. В этот день верующие вспоминают второе явление Воскресшего Иисуса Христа и реакцию апостола Фомы, не желавшего верить известию о чуде.

В народе бытовали свои традиция празднования восьмого дня после Пасхи. Во многих населенных пунктах Куликова поля именно в этот день было принято «катать яйца». В Себине – на родине Матроны Московской – жители сообщали, что «на Красную горку все мертвые встают, Богу молятся и говорят: «Наш праздник теперь». В Ростово и в селе Непрядва в этот день слободские сходились на кулачные бои. 

Иван Сахаров в «Сказаниях русского народа» (2000)  пишет еще, что жители Тульской губернии на Красную горку закликали весну с хороводными песнями. Это действо он описал так: «При восхождении солнца они выходят на холм или пригорок под предводительством хороводницы. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входит в круг с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и начинает песню: 

Весна красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке,

На бороночке…»

К Красной горке наши предки старались подогнать свадьбы, считая этот день счастливым для вступления в брак. Это был первый день после длительного строгого поста, когда православная Церковь возобновляла совершение Таинства Венчания. На Красную горку устраивали сватовство, молодежь наряжалась в лучшие праздничные наряды, чтобы присмотреть себе пару. 

Яичница на пеньках в традициях Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

На Куликовом поле, в Пятиловке, праздник считали девчачьим. «Девки хадили в лес, жарили яишницу там... Но не адни, канешна, с ребятами...» - рассказывали этнографам старожилы. 

Фомин понедельник и Радоница

Первое обычное поминовение усопших после празднования Пасхи совершается в Фомин понедельник. На вторник приходится первая родительская суббота – Радоница. Верующие приходят в эти дни на могилы своих близких с вестью о Воскресении Христовом. 

Иван Сахаров отмечает, что в Туле в первой половине XIX века в Фомин понедельник женщины на кладбище поминали родителей калачами и кануном.  В поминальный стол, по заметкам исследователя, входили: кисель с сытою, блины с медом, кутья по усопшему, а также мед, пиво, брага, которые сварены к празднику или в память усопшего.

Много свидетельств о традициях Радоницы на Куликовом поле. Этнографы музея-заповедника отмечают, что у этого праздника было несколько названий и их вариаций - Навской (Навский, Навской, Насков, Нансков, Псков, Пской, Родительский) вторник, Навские (Большие, Красные) родители, Родители, Радуница. Житель Казановки сообщал, что «в это время все, кто умер большими грешниками, самоубийцами, получают прощение от Бога». 

Поминать усопших на кладбище ходили с блинами. «Вообще на Куликовом поле блины как поминальное блюдо распространены повсеместно», - отмечает Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол». Жители Ростово говорили: «На кладбище ходят... Тагда хлебушка вазьмёшь, блины... Эта первым делам - блины, вроде, свае изделия».

Блины на пеньках в традициях Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Старожилы Куликова поля отмечали разную степень строгости этого праздника. В деревне Красный холм в этот день можно было работать, а заниматься рукоделием запрещалось: «…вроде, как говорять, нарыв будет» - отмечали местные жители. В Красном даже не ходили на кладбище, а про труды по дому говорили: «... ничего нельзя делать, иначе на руке вырастет шишка». Приметы других поселенцев вторят: «строгий день... В дамашнем быту ничево делать нельзя... гаварят, руки будут балеть...» - вспомнили в Милославщине, а в Ростово так: «Работать нельзя... У каво если радителев нету, вабще нельзя ничево: ни шить - можешь палец накалоть...».

Христос Воскресе! Светлой пасхальной недели! Мира, покоя и добра! 

Любовь Котикова

По материалам православных сайтов и этнографических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле».

Также использованы источники: 

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.

Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. – Тула, 2000.

Наумова Т.В. «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» - Тула, 2014. 

Шмелев И. С.  «Лето Господне»: https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/