27 ноября 2025
Скоро Новый год: когда праздновать
Самый щедрый на веселье, угощения и сюрпризы праздник года вот-вот к нам придет. Ноябрь, декабрь … и наступит 1 января - новый 2026-й. Магазины уже пестрят гирляндами и елочными игрушками, отвлекая нас от серости предзимья и предвосхищая волшебство: скоро можно будет оставить в прошлом все невзгоды и загадать самое-самое. А как шагали в Новолетие люди 100, 200, 500 лет назад или раньше? Обратимся к трудам историков и этнографов.

Открытка из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле», 1907 год
Времяисчисление в истории нашей страны было разным. Жили люди по церковному календарю, утверждался гражданский, в народе был свой, основанный на наблюдениях за природой. Системы жизненных циклов менялись, иногда сосуществовали друг с другом, не всегда совпадали.
В прошлые века начало нового года приходилось на 1 марта и 1 сентября по старому стилю. Отголоски этого устава живы и сегодня - 14 сентября наступает богослужебный церковный год, с древности он называется – индиктом. Это слово в переводе с латинского означает объявление ежегодного продуктового налога, установленного императором Рима Диоклетианом. Каждые 15 лет, согласно его постановлению, надлежало проводить перепись населения, по результатам которой устанавливался размер подати. Индиктом называли и отрезок времени, и каждый год в его рамках. Начало года наступало 1 сентября, когда подданные собирали урожай и платили налог.
Пятнадцатилетний цикл использовался в летосчислении при императоре Константине Великом, а в VI веке он лег в основу византийского календаря. Дата 1 сентября связана и с победой императора Константина над Максентием в 312 году, после которой он стал полновластным правителем Римской Империи и даровал христианам свободу вероисповедания.
В Византии и на Руси, принявшей ее религию, было также и весеннее летосчисление. Начало года приходилось на 1 марта или на Благовещение, выпадавшее на 25-е число (по новому стилю – на 7 апреля). Византийский календарь ведет непрерывный счет дней с пятницы 1 марта 5508 года от сотворения мира до Рождества Христова и неотделим от празднования Пасхи - главной даты православного христианина.
Интересно, что при Дмитрии Донском новый год – церковный и гражданский - праздновали уже в один день, 1 сентября. Это было определено за 2 года до рождения победителя Мамая, в 1348 году, на соборе в Москве при дяде князя Симеоне Гордом и митрополите Феогносте, а позднее утверждено на более поздних Московских соборах в 1492 и 1503 годах. Дата была выбрана в память о дне «свободы христианской», отвоеванной Константином Великим. Этот порядок изменился 19 декабря 1699 года с указом Петра Первого о празднике 1 января, привычном нам сегодня. Последний год 17 века длился всего 4 месяца.
«Фактически обе эти даты определяются поворотными моментами солнечного календаря: весенним и осенним равноденствием» - утверждает фольклорист Владимир Пропп. Исследователь традиций прошлых веков в книге «Русские аграрные праздники» отмечает, что крестьянский новый год был связан с поворотом солнца к новому свету и, даже не зная астрономии, на Руси почитали 12 декабря святого Спиридона Тримифунтского, в народе - Спиридона Солоноворота. «По юлианскому календарю на этот день действительно когда-то приходился зимний солнцеворот. С этого дня свет начинал прибывать… - пишет исследователь в своем труде. - Теоретически с 12 декабря ожидалось бы начало новогодних празднеств. Однако установленное еще византийской церковью празднование рождения Христа 25 декабря привело к тому, что именно с этого дня начинались и народные праздники».

Красный холм Куликова поля. Фотография Романа Солопова
День памяти святителя Спиридона Тримифунтского приходится в наши дни - по григорианскому календарю - на 25 декабря. Переход на новый стиль произошел в молодом Советском Союзе в 1918 году, но Русская Православная Церковь его не поддержала. До перехода на григорианский календарь Рождество Христово в России отмечали 25 декабря, в последний раз – в 1917 году. В следующий раз один из главных православных праздников встретили уже 7 января 1919-го по новому стилю.

Открытка из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле», начало XX века
Возвращаясь в старый стиль, скажем, что первым народным праздником года были «святки» или «коляда». Этот цикл длился от Сочельника – с вечера 24 декабря – и до Крещения - до 6 января. После революции даты празднеств перепрыгнули в январь – наш Сочельник сегодня наступает в ночь на 7-е, а Крещение Господне приходится на 19-е.
Святитель Спиридон почитается в истории Русской Православной Церкви как чудотворец, сродни Николаю Угоднику. Составитель русского земледельческого календаря Анна Некрылова приводит такую поговорку дня: «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». Исследователь тульской старины Иван Сахаров пишет в «Сказаниях русского народа» следующее: «Поселяне говорят, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Вот от чего этот день они называют: солоноворот, поворотником, поворотом». Этнограф записал такое поверье: «…солнце будто с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет на теплые страны». Туляки также говорили, что на солоновороты солнышко на прощание нагревает коровам бочок.
Мы не властны вмешиваться в ход природы. Посвятим начало зимы традициям и верованиям тульских земледельцев – выхватим из святочного калейдоскопа прошлых веков особенности праздничной кухни, смыслы ряжения, колядок, гаданий…
Материал создан для проекта «Поле. Русское поле» газеты «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ к 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию с момента сражения. Использованы данные этнографических отчетов специалистов Государственного музея-заповедника «Куликово поле», публикации православного сайта https://azbyka.ru/ и другие источники:
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.
