Назад

24 марта 2022

Сельская жизнь эпохи Куликовской битвы

Парное молоко, плоды-ягоды, купание в речке, сон на сеновале – этот ряд прелестей деревенских каникул может продолжить каждый. Однако сельская жизнь и сегодня зачастую тот ещё «квест», что уж говорить о XIV столетии… Хотя Русь тогда была никак не городская, а самая что ни на есть деревенская. Рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» Александр Лаврентьев.

Русская деревня времён Куликовской битвы интересна хотя бы тем, что абсолютное большинство жителей Древней Руси XIV века (да и более позднего периода нашей истории – тоже) были населением сельским. Его доля составляла 95-98%. Кстати, в русском языке слово «деревня» появилось в том же XIV веке. И не от слова «дерево», а от слова «драть» – пахать в первый раз, распахивая целину.

Появление деревень естественным образом связано с освоением бескрайних просторов северо-восточной Руси, в том числе и территории Куликова поля. В ту эпоху возникло немало топонимов, встречающихся до сего дня – «слобода», «погост», «починок» и так далее. Условно говоря, географическое отражение нашло наличие двух типов сельскохозяйственных поселений – деревня и село.

Деревня была доминирующим типом поселения XIV века. Стандартная деревня времён Куликовской битвы была маленькой: 3-5 дворов близких родственников, как правило, ведущих совместное хозяйство. Только примерно через столетие после Куликовской битвы историки фиксируют увеличение среднего размера деревень, но тоже не слишком существенное – до десяти дворов, например, объединённых общими хозяйственными заботами. При этом деревня включала в себя не только постройки. Это и пахотные земли, и места для выпаса скота, и сады с огородами.

Что такое село той эпохи? К XIV веку на Руси сложилась ситуация, когда группа, «куст» деревень имела своим центром более крупное сельское поселение, где была церковь, чем село и отличалось от деревни. Сельские жители не только занимались пахотой земли и выращиванием скота. Они представляли собой единую сельскую общину, группировавшуюся вокруг церкви. А сельская церковь являлась чем-то более существенным, чем просто храм для молитвы и таинств. Это был административный центр, вокруг которого концентрировалась вся жизнь окрестного люда. О размерах такого рода административных единиц судить довольно тяжело, но мы знаем, что вокруг такого села могло группироваться до 20 деревень.

Село довольно рано стало центром феодального землевладения. Не забываем, что русские земли административно представляли собой ранние монархии – княжества во главе с князем, и соответственно сельхозугодья так или иначе были связаны с княжеским хозяйством. Это отразилось и в названиях населённых пунктов. Так, название села Монастырщино, которое мы до сих пор употребляем, характеризует собственно владельца села – это был один из московских монастырей. И топонимы, отражающие бывших владельцев поселений, на русских картах – вещь довольно обычная.

В XIV-XV веках появился ещё один географический термин – слобода. Это вариант деревни, но с очень существенной разницей в образовании – если деревни возникали «стихийно», то слободы организовывались князьями, чтобы осваивать новые сельхозугодья. Слово «слобода» – однокоренное со словом «свобода». Крестьянам предлагалось занять пустующие территории с условием, что они будут освобождены от повинностей и налогов. Кончено, рано или поздно свобода заканчивалась, крестьяне становились тягловыми, то есть платящими налоги, но первоначальный характер жизнедеятельности таких поселений с освоением пустошей и очень тяжелым трудом отличался таким вот жестом со стороны власти, чтобы облегчить им первые годы жизни в той или иной неосвоенной местности.

Сколько было на Руси сёл и деревень? Цифру мы, к сожалению, не знаем даже приблизительную. Но порассуждать тут можно о следующем. Если деревня в документах эпохи Куликовской битвы не упоминалась, то слово «село» всё-таки встречается. Села были существенными административными единицами, и не случайно они фигурируют в духовных грамотах, завещаниях русских князей. В том числе и в духовной грамоте 1389 года Дмитрия Ивановича Донского. Это была солидная «недвижимость», и не случайно сёла распределялись между сыновьями,  старшему из которых доставались более крупные, с примыкающими деревнями, а младшим – где-то на отшибе. Тем не менее, даже вдовой княгине Евдокии Дмитриевне по завещанию князя Дмитрия Ивановича достались во владение 10 сёл.

И ещё один существенный вопрос: а как выглядели в XIV веке сёла и деревни?

Их изображений, относящихся к этому веку, нет. Зато у нас есть свидетельства, полученные археологами. Несмотря на все трудности их поиска, они раскапываются. И мы знаем, что это всегда были, в отличие от городов, не укреплённые поселения. Если это село, то в центре находился храм с погостом при нём. А если говорить о деревне, то делать выводы о каких-то особенностях её расположения в пространстве довольно тяжело. Она могла быть «спроектирована» по линейному принципу, или же дома могли располагаться кучно. Кстати, еще в XVIII веке употреблялись два термина: деревня в ряд и деревня кучей. Но что существенно – всегда поблизости должна была протекать река. Колодцы надо копать, а река решала все проблемы и с водой для быта, и с поливом огорода, и с содержанием скота.

Из чего состояла такая единица, как деревенский двор, включавший в себя 3-5 домов? Разумеется, это, прежде всего, жильё. Слово «изба» было в ходу и в XIV столетии. Доминирующим материалом для её постройки было дерево, крыша – соломенная (на севере она утеплялась). На дворе также были хозяйственные постройки, по размерам и площади превосходившие даже жильё.

Если мы вспомним художественные фильмы, показывающие российскую деревенскую жизнь в XVIII-XIX веках, то с известной долей допуска эти картины можно экстраполировать и на времена князя Дмитрия Ивановича Донского.