15 декабря 2021
Руси есть веселие пити?
Почему-то принято считать, что пьянство – это русская национальная традиция. Дескать, деды пили, и мы будем. Особенно этот стереотип относительно нашей страны живуч во все времена среди иностранцев. В Сети часто попадаются отсылки к путевым заметкам зарубежных гостей, путешествовавших по Руси в Средние века и позднее и якобы наблюдавших сплошь только «водку, баню, балалайку». Что здесь историческая правда, а что – миф? Действительно ли «Руси есть веселие пити, не можем без того быти»?
Рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» Александр Лаврентьев.
XIV век – это время Куликовской битвы и рождения Русского государства, время колоссальных свершений в истории нашего Отечества. Но это и время обычной жизни обычных людей, которые рождались, работали на земле, содержали дом и хозяйство.
На Руси в те времена были наиболее распространены два безалкогольных напитка, и один из них, как ни удивительно, это вода. Причём она, как питьё, практически не упоминается в источниках, кроме житий святых. Что значит: это было общеизвестно, и поэтому лишнего упоминания не требовало. И второе, чего многие совершенно не знают, – что пили русские люди в холодное время года. Нам сейчас кажется совершенно естественным, что это были горячие напитки. Понятно, что чая-кофе на Руси тогда не знали. А что пили? Письменные источники умалчивают и об этом. Мы можем предположить, что это были какие-то заваренные кипятком травы, но дальше предположений этнографов дело не идёт.
А вот что касается напитков алкогольных, то тут у нас есть полный расклад. В одной из летописных статей, относящейся, кстати, ко времени Куликовской битвы, содержится, в числе прочего, перечисление всех кулинарных привычек и вкусов великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича – дальнего свойственника князя Дмитрия Донского (на дочери Ольгерда был женат герой Куликовского сражения и двоюродный брат Дмитрия Донского князь Владимир Андреевич Серпуховской).
И вот летописец, характеризуя великого князя Литовского, пишет, что всех своих политических успехов тот добился благодаря трезвому образу жизни – «ни мёда, ни кваса, ни вина не пил».
Слово «мёд» в этом перечислении принципиально важно, потому что употребление медов было характерной приметой русской жизни. Мы знаем о них из старейших русских текстов – «Повести временных лет» и из церковного руководства свода церковных правил, Кормчей книги. Во всяком случае, относительно XIII в последнем было подробно расписано, когда, по каким дням, в монастыре братии можно было подносить мёд – по довольно сложной системе постов и воздержаний.
И мы хорошо знаем, что мёд был в ходу в дворах аристократии, прежде всего в княжеских. И сам по себе это был не массовый, а дорогой, экзотический и доступный далеко не всем из-за дороговизны и малого количества в обороте исходного материала – мёда. Это сейчас никого не удивишь пасекой, ульями, пчёлами даже на дачах горожан. А те времена, о которых мы говорим, пасек не существовало, пчёлы жили в лесах, и для них специально вырубались дупла в деревьях – борти. И эти «бортные ухожаи» обычно находились достаточно далеко от места жительства людей, потому что бортная пчела на дух не переносит запаха дыма и прочих ароматов человеческого жилья. Ухаживали за этими бортями специальные чины княжеских дворов – бортники. И закономерно, что бортный мёд стоил чрезвычайно дорого и не был кулинарным «ширпотребом». Отсюда и дороговизна получаемых из него напитков.
В этой связи говорить о неумеренном употреблении алкоголя в виде мёда русским человеком довольно странно. Тем не менее, у нас есть несколько летописных свидетельств о событиях, когда русское войско терпело поражение потому, что не вовремя предавалась загулу. Одно из них – битва при реке Пьяна 1377 года. Но такие эксцессы были всё-таки исключением, а отнюдь не правилом.
Меды различались по сортам, их было довольно много. Отчасти отдалённый аналог того средневекового напитка – медовуха, которая сегодня популярна, например, среди туристов, посещающих Владимир и Суздаль.
Кстати, мёд не всегда был сладким. Русские источники упоминают два определения – «мёд под сыту» и «мёд под подсласту». Первый – это напиток, приближающийся к современному сухому вину, а второй – тот, что мы назвали бы сегодня вином десертным.
Что касается пива, то оно было, конечно, более доступным напитком, чем мёд. Оно варилось в огромных количествах на основе одного из четырёх злаков, культивируемых на Руси, – ячменя. С другим компонентом, необходимым для варки пива, солодом, тоже проблем не было.
Тут важно уточнить: то пиво, которое мы пьём сегодня, нельзя назвать похожим на средневековое. Ныне оно и выдерживается, и фильтруется. Имеющееся в продаже нефильтрованное пиво – во всяком случае, внешне – близко к тому, что пили во временя Куликовской битвы.
И ещё одна важная вещь: если доступ к чистой воде у жителей села в Средневековье был нормой, то иначе дело обстояло в городах. С экологией было не очень хорошо, и из одной и той же, к примеру, Москвы-реки или Упы в Туле, брали воду и для пива, и для бани, и для стирки. Хотя пиво, как это не покажется странным, избавляло тогда от некоторых проблем желудочно-кишечного тракта, вызывавшихся употреблением некачественной воды.
Что касается третьего напитка, который не брал в рот великий князь литовский Ольгерд, то это было вино – абсолютная экзотика на Руси той эпохи. Винограда в пределах Северо-Восточной Руси XIV века не произрастало. И вино было стопроцентным «импортом» – его привозили и южными торговыми путями, через Дон тот же, и западными – через Новгород и Псков.
Вино появлялось на столах только княжеской аристократии. Но одновременно вино представляло собой товар стратегический. Всякого православного надо минимум два раза в год причащать хлебом и вином, разводимым водой. Священное Писание гласит, что вино делается из винограда, и никаких других вариантов быть не может, никакая иная «бормотуха» для этого церковного таинства не годится. И вот представьте бескрайнюю Русь, какое-нибудь село на Белом море, где два раза в год у местного священника обязательно должно было появиться вино. Так что с этой точки зрения вино было крайне важным напитком.
Ещё один напиток, квас, в русских источниках описан хорошо. Этимология названия – от слова «квасить». Технология не изменилась и поныне: это хлеб, который заквашивается на воде. В XIV веке рецепт был стандартным, а в более поздние периоды появилось много видов кваса с различными добавками – ягодными, фруктовыми и так далее. Леса – рядом, и проблем с сырьём для добавок не было.
Пили и игнорировавшийся Ольгердом хмельной квас. Да, сейчас это напиток – десертный и сугубо безалкогольный. Но в эпоху русского Средневековья квасы делились на несколько категорий, в том числе и с содержанием хмеля, что приближало такой квас к пиву. Они и сегодня делаются, в Интернете много рецептов.
И в завершение. Почему ничего не было сказано выше о «самом русском» напитке – водке? Дело в том, что в XIV веке на Руси о крепких напитках никто не знал. Перегонный куб, правда, был уже изобретён, но это устройство дойдёт до Руси только через 150 лет или даже позже, и появится водка, которая сейчас – часто несправедливо – олицетворяется с русской жизнью эпохи Средневековья.