21 сентября 2025
Под покровом Богородицы
Два Богородичных осенних праздника глубоко связаны с историей Куликова поля и музея-заповедника, которому вверена памятная территория места Мамаева побоища. 21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. По старому стилю праздник приходился на 8 сентября – в этот день у слияния Дона и Непрядвы состоялась битва объединенного русского войска московского князя Дмитрия Донского с ордынцами Мамая. 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы и день рождения музея-заповедника «Куликово поле». Этой датой в 1996 году было издано Постановление Правительства Российской Федерации о создании и мерах по обеспечению его деятельности.
Обе страницы календаря многозначны – для истории, православного мира, в жизни земледельцев Куликова поля прошлых веков и для тульского музея в современности.
21 (8) сентября – Рождество Пресвятой Богородицы и День воинской славы России – День Куликовской битвы
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле», 2 половина XIX века
Рождество Пресвятой Богородицы – один из великих двунадесятых праздников. Протоевангелие Иакова доносит до нас историю родителей Девы Марии – святых праведных Иоакима и Анны. Это была благочестивая семейная пара из Иерусалима, которая очень страдала, не имея детей. Однажды супруги молились порознь о даровании им наследника – оба были вознаграждены: явился ангел и возвестил, что Господь внял их молитвам, у них будет дитя, о котором заговорят во всем мире. После этого благовестия Анна зачала, и супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдать его в Иерусалимский храм для воспитания и служения. Через девять месяцев праведная Анна родила дочь Марию. В лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления союза с Богом.
«С Рождества Пресвятой Богородицы в православном церковном календаре открывается ежегодный круг великих праздников. Его называют днем всемирной радости, «потому что Богородицею весь человеческий род обновился, и печаль праматери Евы пременилась в радость» (св. Иоанн Дамаскин). И очень символично, что именно в этот день победа в Куликовской битве открыла Руси путь к обновлению — свободе от ига Золотой Орды и созданию единого государства» - пишет историк, публицист Ирина Парамонова в готовящемся к выпуску музейном издании «Воинство небесное на Куликовом поле».
Поединок Пересвета - один из сюжетов реконструкции средневекового сражения на праздновании 645 годовщины Куликовской битвы
Литературная повесть «Сказание о Мамаевом побоище» четко указывает нам на дату исторического события и ее символизм: «Когда же настал, месяца сентября в восьмой день, великий праздник Рождества святой Богородицы, на рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать». Неслучайно, первый возведенный у Поля Куликовской битвы храм был посвящен этому празднику и стал мемориальным.
Картина Е.Ю. Емельянова «Дмитрий Донской и Михаил Бренк перед битвой» из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле», 2016
В «Сказании» мы встречаем князя Дмитрия Донского, который неоднократно обращается к Богородице за помощью. Перед выходом из Москвы, он вместе с братом и соратником Владимиром Серпуховским молится в церкви святой Богородицы и просит: «…Умоли, Госпожа Богородица, сына своего Христа, Бога нашего, чтобы смирил он сердца врагам нашим, да не будет рука их над нами. И ты, Госпожа наша пресвятая Богородица, пошли нам свою помощь и нетленною своею ризою покрой нас, чтобы не страшились мы ран, на тебя ведь надеемся, ибо твои мы рабы…» Уже на месте сражения князь Дмитрий получает вместе с благословением Сергия Радонежского, хлебец Пречистой Богородицы, что весьма укрепляет его духовно.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино весной
Храм установлен на правом берегу реки Непрядвы, в селе Монастырщино Кимовского района, где она впадает в Дон. По преданию, в устье Непрядвы русские воины несколько дней хоронили своих павших товарищей, на месте братской могилы сложили из дубов Зеленой Дубравы «церковь на костях» во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а царские врата и иконостас этого храма были «принесены» преподобным Сергием Радонежским. Известно, что последний деревянный храм во имя Рождества Богородицы был построен в 1791 году. По свидетельствам литератора М.Н. Макарова, он был дубовым, в одном из приделов находились древние Царские врата. Среди других знаковых реликвий монастырщинского храма – резной позолоченный крест, расписной подсвечник, детали Царских врат от прежнего алтаря, Евангелие 1599 года…
В середине XIX века на месте деревянного храма, когда тот приходит в негодность, закладывают новую каменную церковь, которая стоит на Куликовом поле и сегодня. Строительство велось на пожертвования и растянулось на десятилетия. Заметная активность наблюдалась на волне празднования 500-летия Куликовской битвы. Вместе с жертвами простых крестьян средства на строительство храма перечисляли император Александр III, Свято-Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, граф Олсуфьев и другие местные помещики.
Придел Сергия Радонежского в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Фотография из книги 1903 года «Образовательные прогулки по России»
Наружные работы по возведению каменной церкви Рождества Богородицы были завершены в 1884 году, к внутренней отделке приступили в 1890-м. Местные жители рассказывали, что церковь строили из местного кирпича. Алексей Иванович Панкратов 1913 года рождения вспоминал: «Бабка говорила, когда ей было 10 лет…: «Я месила кирпичи на церковь».
Рядом с храмом находилась приходская школа. С 1901 года и до революции от храма Рождества Пресвятой Богородицы до памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме в годовщину сражения совершался крестный ход.
Приход церкви Рождества Богородицы в селе Монастырщино был крупнейшим по численности и по значимости в округе. К нему были приписаны около 700 домов, вместе с монастырщинскими жителями – селяне многих деревень по Дону: Чебышей, Голицина, Милославщины, Задонщины и других. «Всем слободам один праздник - Рождество Богородицы», - говорили даже самые дряхлые и неграмотные бабульки во всех деревнях прихода. Однако в ряде населенных пунктов «казырным» праздником считался Михайлов день, связанный с другим престолом церкви. Третий престол в монастырщинском храме был устроен и освящен в честь Преподобного Сергия Радонежского.
Прасковья Ивановна Квасникова 1913 года рождения рассказывала: «Престольный праздник деревни - Рождество Богородицы. Не работали. Все было по-старому... И домой идешь. Такая гулянка была. Моя мать с Хворостянки … приезжали. Из Голицына - туда отдавали замуж - приходили. А в их праздник - мы идем. Их - Михайлов день, а церкви у них нет, они - к нам, у нас был престол. На службу - они сюда, а на застолье - к ним. Какой праздничек …». Было и праздничное блюдо у монастырщинцев – это пирог-курник: «... курицу запекали в тесте... тесто от курников ели не всегда».
Закрытие и разорение церкви Рождества Пресвятой Богородицы в 1936-1938 годах помнили многие. Рассказывали: «Церковь закрыли, но все оставили, не разорили. Уж когда немцы были, сожгли иконы»; «Церковь закрыли в 36-37 годах. Колокола поснимали, иконы потом вывезли в Тулу, что ли, говорят»; «Собрали мужчин, сбрасывали колокола. Пожилые иконки прихватывали»; «В войну закрыли, все заколотили, иконы растащили по домам, многие сохраняли. В войну стекла вытаскивали на блиндажи». В памяти старожилов Куликова поля сохранились также истории о трагедиях, которые преследовали тех, кто осквернял храм.
После закрытия церковь использовали как зернохранилище, отреставрировали святыню только в преддверии 600-летия Куликовской битвы. Возрождение храма началось с эпоху Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
14 октября - Покров Пресвятой Богородицы и День рождения Государственного музея-заповедника «Куликово поле»
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы вспоминают о чуде, произошедшем в 910 году в Константинополе. Во время царствования императора Льва VI Философа, город осаждали варвары. Прибежищем для жителей стал храм, где люди молили Бога о спасении. Там был и святой юродивый Андрей с учеником Епифанием. Им явилась Божья Матерь – Она вместе со всеми коленнопреклонно молилась Господу о спасении народа. После Богоматерь сняла Свой мафорий (накидку, которую поверх туники носили женщины на Древнем Востоке, а на Руси его называли покровом). Покров Дева Мария простерла над молящимися, защищая от врагов видимых и невидимых. Ее окружали ангелы и сонм святых, рядом с ней стояли Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов.
Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей и по сей день простирает Свой покров над христианами. На Руси праздник в честь описанного события, по старому стилю приходившийся на 1 октября, был принят благодаря князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага - Волжскую Болгарию. В тот год по почину святого князя Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14) августа (почитаемый русским народом «Медовый Спас»). Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 (14) октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор.
Земледельцы прошлых веков отмеряли этой датой начало зимы. Говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима». В ряде местностей в это время заметно холодало, опадали листья, а где-то ложился и первый снег. Наблюдая смену сезонов, крестьянин загадывал, какими будут зимние месяцы. Приговаривали: «Покров, Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом». Верили: укутанная белым одеялом земля, как Покровом Богородицы, защитит озимые хлеба, напитает почву влагой и обеспечит земледельцу щедрый урожай на будущий год, а следовательно - обильный стол и сытое брюхо. Девушки думали о своем и шептали накануне праздника: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком». Наступало время посиделок, за которыми девки пряли, а ребята их развлекали или тоже работали – плели лапти, вили веревки. «Весело Покров проведешь – дружка найдешь, а не покрыл Покров, не покроет и Рождество» - сохранила такую народную мудрость составитель «Русского земледельческого календаря» Анна Некрылова.
Зазимье в Музейном комплексе «Куликово поле» в Моховом
Выйти замуж на Покров считалось не только хорошей, но и выгодной приметой. В ходу была поговорка: «Умная выходит замуж после Покрова, а глупая – после Петрова». Имелся в виду Петровский пост, который заканчивается в начале июля. Тогда молодой жене предстояло сразу стать работницей в новой семье мужа, трудиться в поле и огороде, убирать урожай, а та, которая становилась женой на Покров, могла и отдохнуть – в основном, все работы в поле были окончены и урожай собран в закрома.
На Покров Пресвятой Богородицы в 1996 году вышло постановление Правительства Российской Федерации «О создании и мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области». Эта дата стала отправной точкой в новой эре изучения и сохранения военно-исторического и природного наследия Куликова поля.
Что сделано музеем на Куликовом поле за почти 30 лет – об этому можно написать серию статей. В этом материале посмотрим на старания музея в возрождении храма Рождества Пресвятой Богородицы.
2000 год
До этого времени храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт. К празднованию 620-й годовщины Куликовской битвы была проведена огромная работа по благоустройству территории вокруг церкви, восстановлено здание церковно-приходской школы. С этого момента формируется Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы в селе Монастырщино, в который водит и православная святыня.
2002-2006
Музей объявляет акцию «Колокола Куликова поля» и собирает средства на восстановление звонницы храма Рождества Пресвятой Богородицы, тем самым возрождая традицию заботы о памятном месте и его наследии всем миром. Голос монастырщинскому храму вернули благодаря гранту Министерства образования РФ, Центру национальной славы России, Фонду Андрея Первозванного и пожертвованиям жителей регионов. 21 сентября 2005 года, в День Рождества Пресвятой Богородицы и 625 годовщины Куликовской битвы, колокола освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2006 году – звонница была окончательно оформлена. С этого времени колокольный звон сопровождает богослужения в храме, которые проводятся по знаковым православным праздникам и на мероприятиях, связанных с историей Куликовской битвы.
Колокола для храма Рождества Пресвятой Богородицы
2003-2005
В храме Рождества Пресвятой Богородицы к 625 годовщине Куликовской битвы проведен капитальный ремонт - устроено электрическое отопление, которое позволило проводить богослужения круглый год.
2006
Сотрудники музея отучились в Ярославской школе колокольного искусства - с появлением звонарей на Куликовом поле родилась традиция мемориального звона. Ежедневно в 11 и 14 часов над Полем Куликовской битвы звонят колокола, отмечая начало и завершение сражения - «собирая» воинов против Мамая и возвещая об их победе. Первоначально вместе с храмом в селе Монастырщино звонили с колокольни храма-памятника Сергия Радонежского на Красном холме. С 2016 года, когда был открыт Музей Куликовской битвы, монастырщинским колоколам вторят еще 7 с музейной звонницы в Моховом.
В радиусе колокольного звона на мастер-классе в селе Монастырщино
2007-2009
Архимандрит Лавр проводит богослужение в центральном приделе храма
Восстановлен иконостас главного престола храма Рождества Пресвятой Богородицы. Работы проводились в рамках программы «Историческая память» по инициативе фракции Единая Россия. Тело иконостаса сохранилось практически в первоначальном виде. Отсутствовали иконы и его центральная часть, фигурная резьба алтарной преграды. Специалисты изучили архивные и краеведческие материалы, но в целом проект создавали по сохранившимся образцам убранства храмов XIX века, а декор – по элементу резьбы на падуге, оставшимся отпечаткам на местах утрат и следам нагара свечей и пыли. К 630-летнему юбилею Куликовской битвы центральный иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы в соответствии с описью 1896 года был восстановлен. Вновь написанные иконы заняли свое место в украшенной позолоченной резьбой алтарной преграде. По правую сторону от царских врат находится сюжет Рождества Пресвятой Богородицы.
Главный иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы сегодня
2008
При участии настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска архимандрита Лавра и священника церкви Рождества Богородицы Московского Старо-Симонова монастыря Валерия Мешкова был обустроен исторический придел во имя Архистратига Михаила.
2017-2022
Музей-заповедник объявляет акцию по сбору средств на восстановление иконостаса придела Сергия Радонежского с копией Царских врат XVI века. Они прибыли в село Монастырщино из Донского монастыря, которому в то время принадлежали местные земли, искусствоведы называли их образцом «русского стиля». Реликвию вывезли с Куликова поля в 1924 году, а сейчас она выставлена в основной экспозиции Государственного исторического музея.
Пожертвования на восстановление придела Сергия Радонежского вновь собирали всем миром - прихожане тульских и московских храмов, туристы Куликова поля, сотрудники промышленных компаний... 18 июля 2022 года состоялось первое богослужение в нем.
Отец Владимир на богослужении в приделе Сергия Радонежского
Над созданием алтарной преграды трудились специалисты Художественно-производственного предприятия «Софрино». Они опирались на сохранившиеся фотографии внутреннего убранства церкви и изучали оригинальные Царские врата. Часть икон также были написаны в Подмосковье, другие - создавали тульские мастера Юрий и Надежда Земцовы. На месте неопознанных исследователями образов в иконостас поместили лики преподобного Сергия Радонежского и святого князя Дмитрия Донского, напоминающие историю Куликовской битвы.
Восстановленный придел Сергия Радонежского в храме Рождества Пресвятой Богородицы
В колокольне храма Рождества Пресвятой Богородицы оформлена планшетная выставка, рассказывающая историю строительства церкви и оформления ее внутреннего убранства, традиции обустройства колоколен. Сотрудники музея поднимаются с посетителями под колокола на экскурсию, когда звучит мемориальный звон. Также у них можно поучиться азам мастерства.
В планах музея-заповедника «Куликово поле» – обновление придела Архистратига Михаила, полководца небесного воинства и защитника воинства земного, с обязательным поиском сведений в архивах и созданием недостающих икон. По задумке, обновленный придел будет гармонировать с расположенным по левую сторону приделом Сергия Радонежского.
Любовь Котикова
Материал создан для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ к 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию с момента сражения.