Назад

31 марта 2023

Почувствуйте атмосферу купеческой усадьбы А.Н. Островского в Епифани

31 марта (12 апреля) 2023 года  исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. В 2018 году в Музее купеческого быта в Епифани проходили съемки фрагмента программы «О временах и нравах» телеканала «Культура». Она была посвящена жизни и творчеству драматурга. Продюсер и ведущий программы Евгений Кривцов рассказал в сюжете о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского, которые всецело были посвящены купечеству. Экспозиция епифанского музея, на наш взгляд, как нельзя лучше раскрывает атмосферу жизни провинциальных купцов. Полистаем пьесы А.Н. Островского в его интерьерах.

Александр Николаевич родился в Москве на Малой Ордынке. Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству.

Первой публикацией драматурга стала небольшая пьеса «Семейная картина». Все его творчество было посвящено исследованию жизни купечества. Это целый мир, где царят собственные правила и обязанности, обычаи и уставы, нравственные и этические нормы морали, что было тогда новым для русской литературной среды. Благодаря своему чутью, Островский смог почувствовать  перемены в жизни общества. Герои Онегина и Чацкого уже теряли свою актуальность и не соответствовали новой действительности. Островский создал своего героя, который является ярким представителем эпохи.

Разные по характеру и мировоззрению люди встречаются нам в пьесах А.Н. Островского. Но следует заметить, что личность героя неотделима от колорита окружающей его обстановки. Конечно, особое место в жизни купечества занимал дом. Архитектура, интерьер – это «ключ» к пониманию характеров его обитателей, а так же социальной группы, к которой они относятся. 

Дом выступает в драматургии Островского мерилом богатства и общественного положения. Деревянные купеческие дома обычно состояли из двух частей: парадной и жилой. Жилые комнаты располагались в задней части дома и были обставлены достаточно скромно. Пример тому – дом купца Антона Евграфовича Байбакова в Епифани, где расположен Музей купеческого быта.

 

Со стремительным развитием капитализма в купеческом мире совершаются большие перемены. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Следовательно, происходят существенные изменения в архитектуре купеческого дома. Огромной популярностью начинают пользоваться у купцов каменные дома в два-три этажа, с просторными геометрическими фасадами, колоннами, балконами. Примером тому может служить в Епифани дом зятя А.Е. Байбакова - купца Пучкова, в котором после реставрации появится еще один музей. 

В русском обиходе появляется такое понятие, как «бельведер», служащий архитектурным украшением. Об этом говорит  Большов из пьесы «Свои люди – сочтемся!», противопоставляя себя другим купцам, собираясь объявить себя банкротом: « … На лежачих лесорах ездят, в трехэтажных домах живут; другой такой бельведер с колоннами выведет, что ему с своей образиной и войти-то туда совестно; а там и капут, и взять с него нечего…». А сваха из пьесы «Бедная невеста», расхваливая жениха, не забывает упомянуть о его доме:

«… Анна Петровна. Что ты! Ведь миллионщик!

Карповна. Миллионщик, миллионщик.

Анна Петровна. Как же это он вздумал?

Карповна. Да что, матушка, дети одолели. Ведь у него дети-то поди-ка какие. Сам-от он в большом доме не живет, знаешь, что с балконом-то. Сыновья-то там запрутся, да и пьют, кранболь у них там всякий идет…»

Следует заметить, что Островский сосредотачивает свое внимание, в большей мере, на внутреннем интерьере дома, чаще всего на богатом, но иногда  не всегда со вкусом оформленном. Причудливая несовместимость предметов наблюдается в пьесе «Бедная невеста». В одной из комнат дома, где живет Марья Андреевна, стоит «диван», «трюмо», «круглый стол», и здесь же в углу помещен «простой стол, на котором чашки и бутылки». Вариант интерьера «женской половины» представлен в экспозиции Музея купеческого быта в Епифани. Здесь через предметы символично показаны все «заботы» хозяйки: детская кроватка, стульчик для кормления ребенка - и воспитание потомства, столик для умывания и модные фасоны того времени за приоткрытой дверцей шкафа - и желание быть красивой для супруга и общества, швейная машинка фирмы «Зингер» - и страсть к рукоделию…

Обстановка интерьера комнат семьи, живущей «по старине», хорошо показан в ремарке пьесы «Сердце не камень»: «В доме Каркунова, в фабричной местности, на самом краю Москвы. Жилая комната купеческого дома, представляющая и семейную столовую, и кабинет хозяина, в ней же принимают и гостей запросто, то есть родных и близких знакомых; направо (от актеров) небольшой письменный стол, перед ним кресло, далее железный денежный сундук-шкаф, вделанный в стену; в углу дверь в спальню; с левой стороны диван, перед ним круглый обеденный стол, покрытый цветной салфеткой, и несколько кресел; далее большая горка с серебром и фарфором; в углу дверь в парадные комнаты; в глубине дверь в переднюю; с правой стороны большой комод, с левой – буфет; вся мебель хотя не модная, но массивная, хорошей работы».Это очень перекликается с оформлением гостиной Музея.

Можно представить, как за обеденным столом, сервированным кузнецовским фарфором, купеческая семья принимала гостей, а дети с нетерпением ждали, как из добротного буфета мама достанет сладости. После трапезы мужчины усаживались за ломберный стол, а молодые люди спорили, какую мелодию будет играть новомодный граммофон. 

Важным и обязательным атрибутом купеческой парадной комнаты были всевозможные портреты предков на стенах. Они свидетельствовали о непререкаемом авторитете родителей. 

В скором времени происходят изменения в менталитете российского купечества. Появляются модники, или «золотая купеческая молодежь». Они предпочитают тратить капитал своих отцов на то, чтобы обеспечить себе комфортные условия для праздной жизни. Следуя иностранной моде, меняют русское платье на европейский костюм, украшают свои жилища по западному образцу. Парадные комнаты русских модников заполняют предметы современной обстановки: появляются всевозможные мягкие табуреты, обитые цветной тканью, диванчики. Турецкий диван украшает комнату Недопекина – главного героя пьесы «Утро молодого человека». Отказываясь от традиционной старорусской мебели, персонаж Островского позиционирует себя как модника.Подобный диванчик можно увидеть в кабинете купца в епифанском музее. И другие модные увлечения начала XX века здесь нашли свое место: в глаза сразу бросится фотокамера, а на купеческом столе рядом с письменными принадлежностями можно разглядеть калейдоскоп и стереоскоп для просмотра объемных изображений.

Внутреннее пространство купеческого дома это не только мебель, но и утварь, создающая особую атмосферу. Тут следует выделить большой красивый русский самовар, с которым связаны традиции национального чаепития. У Островского самовар является одним из главных предметов купеческого быта. Неспешная беседа в кругу семьи часто проходит именно за большим водогреем. Герои  пьес Островского в течение всего дня постоянно сами пьют чай и потчуют своих гостей. В пьесе «Семейная картина» мать купца Пузатова, Степанида Трофимовна, упрекает сына за чаем:

«Степанида Трофимовна. … Да уж и ты-то, отец мой, никак с ума спятил: который ты раз чай-то пить принимаешься! Дома два раза пил да, чай, в городе-то нахлебался! (Наливает чай.)

Антип Антипыч. Что ж! Ничего! Что за важность! Не хмельное! Пили-с. Вот с Брюховым ходили, ходил с Саввой Саввичем. Что ж! Отчего с хорошим человеком чайку не попить? А я нынче, матушка, Брюхова-то рублев на тысячу оплел. (Берет чашку.)

Степанида Трофимовна. Уж где тебе, дитятко! Самого-то, чай, кругом обманывают. За приказчиками ты не смотришь, торговлей не занимаешься. Уж какая это, Антипушка, торговля! С утра до вечера в трактире сидите, брюхо наливаете. Ох! никакого-то, как посмотрю я, у вас порядку нету. Уж вы и меня-то с пути сбили. Поутру самовар со стола не сходит до одиннадцати часов: сначала молодцов напоишь, в город отпустишь; потом ты, родимый, подымаешься: тебя-то скоро ли ублаготворишь; потом барыня-то твоя. Не то что к обедне сходить, вы и лба-то перекрестить не дадите, прости господи! Как бы жил ты, Антипушка, по старине-то, как порядочные люди-то живут: встал бы ты в четыре часа, за порядком бы посмотрел, на дворе поглядел бы, и все такое, и все как следственно, к обедне бы сходил, голубчик, да и хозяюшку-то свою поднял бы: “вставай, мол, полно нежиться-то! пора за хозяйство приниматься”…»

В купеческой кухне епифанского музея так же можно увидеть настоящий самовар и попить ароматного чая на программе «В гостях у купца Байбакова». Тему чаепития здесь дополняют форма для выпекания вафель, щипцы для колки сахара, таз для варки варенья и другая утварь и столовые приборы. 

Разнообразные самовары представлены и в пространстве торговой лавки А.Е. Байбакова. Здесь вы увидите водогреи нескольких видов и фабрик: Р.А. Тейле, Аленчикова-Зимина, Ефима Шапошникова.

Каждый из предметов купеческого дома, отдельные точки пространства усадьбы в произведениях А.Н.Островского несут конкретный смысл и назначение, обусловленные замыслом автора: одни из них воссоздают купеческий быт, другие отражают традиции, посредством третьих раскрывается время переломных изменений. Вспомним, к примеру, купеческий сад, в котором решалась судьба героя из пьесы «За чем пойдёшь, то и найдёшь» (по ее мотивам снят фильм «Женитьба Бальзаминова»):

«Сцена представляет два сада, разделенные посередине забором: направо от зрителей сад Пеженовых, а налево – Белотеловой; в садах скамейки, столики и проч.; в саду Белотеловой налево две ступеньки и дверь в беседку; у забора с обеих сторон кусты.

Бальзаминов. Долго ль меня напугать? я человек робкий. Уж я тебе все, что ты хочешь, только ты не пугай меня.

Красавина (встает). Ну вот что: две тысячи целковых.

Бальзаминов. Где же я возьму?

Красавина. Уж это не твое дело. Будут. Только уж ты из-под моей власти ни на шаг. Что прикажу, то и делай! Как только хозяйка выдет, говори, что влюблен. (Показывая на забор.) Там тебе нечего взять, я ведь знаю; а здесь дело-то скорей выгорит, да и денег-то впятеро против тех.

Бальзаминов. Что же это такое? Я умру. В один день столько перемен со мной! Это с ума сойдешь! Я тебя золотом осыплю.

Красавина. Завтра приду к тебе, условие напишем; а теперь говори одно, что влюблен. (Заглядывает в беседку.) Домна Евстигневна! выходи, ничего!»

Вот так оформлено пространство купеческого сада епифанского музея. На территории растут плодовые деревья, кустарники, организованы клумбы. Обустроена баня с верандой и кадкой для омывания после пара. А в гостевом доме, в купеческих интерьерах, можно пожить, сколько душе угодно или позволяет кошелек. 

Все авторские ремарки в пьесах А.Н. Островского помогают в понимании быта купечества, переносят нас в давно исчезнувший мир. По-новому прочитать известные со школьных лет произведения, окунуться в атмосферу пьес, попить чаю «с размахом» можно в Музее купеческого быта в Епифани!