Назад

30 апреля 2025

Пчеловодство на Тульской земле: история и современность

Весна во всем своем буйстве красок и ароматов - в зените. И пока мы наслаждаемся каждым первым распустившимся тюльпаном или одуванчиком, проваливаемся в черемуховые облака или ждем лиловых свечек сирени, наблюдаем вишневый или яблоневый цвет, с рабочей инспекцией в большие и крохотные бутоны растений наведываются пчелы. Обитатели всех континентов земного шара, кроме Антарктики, эти насекомые появились на нашей планете вместе с динозаврами и первыми цветковыми растениями, выжили, эволюционировали и сегодня дарят нам самую полезную сладость. 

Премудрый Соломон в одной из притч говорит о пчеле так: «Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростию почтена» (Притч. VI, 8). 

Пчелы это не только мед. Эти насекомые, собирая нектар, опыляют огромное количество сельскохозяйственных культур, обеспечивая каждый год нас и животных урожаем овощей, фруктов, зерна, поддерживая биоразнообразие планеты. 

У пчелы есть свой праздник –  всемирный, отмечается 20 мая. Почему же мы хотим рассказать о пчелах и древнейшем промысле, который с ними связан, в конце апреля? Пчела, как и люди, - составляющая природы, а соответственно подчиняется годовому природному циклу, зависит от капризов погоды, как и каждое живое существо. Пчела была во все времена и остается сегодня свободной, но служит человеку и одаривает его вкусными лакомствами, лекарствами и сырьем для разнообразных сфер жизни, если человек служит ей. Вот на расцвет весны и выпадает первое серьезное служение пчеловодов, которое обеспечивает год и пчелам в хозяйстве, и человеку. Узнаем в трудах этнографов XVIII - ХХ веков, как начинали сезон представители тульского медового промысла.

Покровители пчеловодства

«На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда» – такую тульскую поговорку опубликовал в своем труде «Сказания русского народа» середины XIX века тульский исследователь Иван Сахаров. Она стала иллюстрацией одной из местных примет. В ранние вёсны на Пудов день пчельники осматривали пасеки и вытаскивали ульи  из омшаников. «Набожные поселяне иначе не принимаются за это дело, как по совершении молебствия святым Зосимы и Савватию» - писал известный этнограф.  

Омшаник – это утепленное помещение для зимовки пчел, которое устраивают испокон веков на пасеках пчеловоды. Из-под крыши небольшого темного, прохладного, сухого укрытия (того самого «спуда») и из бездействия (в холода и при отсутствии растений-медоносов) хозяин извлекал ульи и готовил их к новому сезону. 

Святой Пуд был апостолом, проповедовавшим христианство, одним из учеников и последователей святого Павла, принявшим мученическую смерть вместе с ним. Православная церковь празднует день его памяти 28 апреля, и эта дата из поговорки Ивана Сахарова являлась для наших пращуров опорной к началу весенней работы на пасеке. 

Святые Зосима и Савватий – первопроходцы, создатели обители на Соловках и ее покровители на все времена. По преданию, они привезли с Афона на остров пчел и стали учить людей пчеловодству. 

У составителя «Русского земледельческого календаря» Анны Некрыловой можно прочитать о народных обычаях, связанных с вывозом пчел на пасеки в прошлые века. По ее сведениям это происходило именно в день памяти преподобного Зосимы - 30 апреля. Люди говорили: «Без Бога – ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья».  

«По выставлении становят посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу, - описывает обряд Анна Некрылова. - Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажженною свечою, кропят ее освященной водой. После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбивают кол и произносят: «Полети моя пчела на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи…» 

Приговор, записанный исследователем, был достаточно витиеватым, сопровождал не только установку ульев на пасеке, но и открытие леток в пчелиных домиках, через которые насекомые уходили на промысел и возвращались с нектаром. Пчелу в заговоре сравнивали с рыбой богачей – осетром, просили ее «смиренно садиться в свои ульи», напившись «желтыми восками», плодиться, чтобы «в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б».

Были особые причеты для пчелок и у ребятни. Анна Некрылова пишет, что соседи туляков - маленькие калужане, когда шли мимо ульев приговаривали: 

«Пчелушки,

Серые, малые

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут.

С поля идут, 

Медок несут»

Символично, что завершался осенью год пчеловода на Руси тоже в дни памяти святых Зосимы и Савватия-пчельника. Между ними - чуть больше недели. Этот период именовали «пчелиной девятиной». Так, со 2 по 10 октября пчеловоды делали все необходимые приготовления для зимовки полосатых тружеников. Анна Некрылова пишет, что взрослые заставляли молиться Савватию детей и объясняет это тем, что «пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом, а дети до 12 лет считаются безгрешными».

История пчеловодства в регионе

История пчеловодства стара, как мир, и развивалась она вместе с человечеством. В древнем эпосе всех культур встречаются упоминания о пчелах и их продуктах – меде и воске. От случайных находок меда диких пчел человек перешел к организованной добыче целебной сладости. Наблюдение за дикими пчелами подсказало людям идею о создании в лесах искусственных жилищ для семей насекомых – бортей. От этого способа человек перешел к колодному пчеловодству – мастерил неразборные ульи-колоды и дуплянки из дерева, глины и других материалов, их пасечник мог переносить на любое место. В наши дни процветает рамочное пчеловодство  -  добытчиков меда держат в разборных деревянных домиках со съемными рамками. 

В «Топографическом описании Тульской губернии» Василия Левшина за 1803 год находим сведение об устройстве бортей. Известный фольклорист пишет: «С истреблением лесов кончилось и древнее российское, а паче в Тульской губернии бывшее пчеловодство бортевое, состоявшее в выдалбливании ульев в самых дубовых деревах, на высоте оных. В приуготовленные таковые в разных местах ульи отделяющиеся и бродящие рои садились и обживались сами собою. После сего соделавались они собственностию хозяина борти, который, не имев никакого, впрочем, за ними попечения, вынимает в свое время мед и воск».

Дымарь для окуривания пчел 1940-1950 годов из этнографической коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Василий Левшин отмечает, что до XIX века пчеловодством занимались больше жители северных уездов Тульской губернии. В новом столетии -  промысел расцвел в южных округах, как в дворянских, так и в крестьянских хозяйствах. Самые крупные пасеки, по его данным, были организованы в Богородицкой округе. «Очень много можно насчитать крестьянских дворов, имеющих у себя ульев по 300 и более, - отмечает в своем труде летописец тульской старины и приводит в доказательство данные по добыче продукта. -  Что пчеловодство идет исправно, доказывается ежегодным отпуском из сей губернии меду, котораго за собственным расходом вывозится почти до 400 000 пуд».  

Пасеки во времена Левшина ставили рядом с домами, в садах, в поле, в рощах и лесах. В южных округах хозяева вывозили ульи на отдаленные поля, особенно во время цветения гречихи – с нее пчелы производят лучший сбор меда. 

Пчеловоды Куликова поля в прошлом

Исследователь Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» описывает более поздний исторический период – конец XIX – начало XX века. Она рассказывает, что житель одной из деревень памятного места П.П. Зайцев поведал, что пчел сюда завезли много веков назад, тайком, в долбленом посохе.  

В каждом селении Куликова поля пчел водили 1-2 хозяина, не более. Вплоть до середины XX века - «по-старому», в круглых ульях-колодах. Это выдолбленная из дерева труба с донышком и подъемной крышкой, с прорезанным в середине маленьким летком для пчел. Перед продажей меда хозяин морил насекомых в колоде серой – такой способ медодобычи был довольно жестоким. 

Помещики Куликова поля разводили пчел в ульях. Были у них и омшаники.

Горшочек для подачи меда начала XX века из этнографической коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Ложка-черпак начала XX века из этнографической коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Семьи, державшие пчел, считались богатыми. Мед шел как для собственного использования, так и на продажу. По сведениям этнографов музея-заповедника «Куликово поле», до революции в деревне Себино у зажиточного семейства Амелькиных было 250 дуплянок. Житель Малевки, у которого семья держала пасеку в 80 ульев, рассказывал интересные факты об устройстве колод и своем способе медодобычи: «Ульи были далбленые из лазины, дуплянки… Рамок раньше не было, были кресты в дупле. А патом, када нада было убирать мед, вырезалась эта все, перетапливалось, суза (неочищенный от меда воск) эта всплывала кверху… Из нее патом свечи делали». 

Коробка для сотового меда из этнографической коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

В XX веке на Куликовом поле пасеки были также в Казинках, Красном, Вишневом, Чебышах, Ивановке. В Самохваловке традиционно разводили пчел семьи Балабановых, Устиновых, Шейкиных. 

Местный житель из Чебышей рассказывал, что летом пчеловоды для медосбора заказывали луга у колхоза - «штоб не косили там…». В Ростово старожил поведал, что во второй половине XX века колоды использовали уже не для содержания пчел, а для ловли молодых роев.

Роевня 1940-1950 годов из этнографической коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Пасечники Куликова поля сегодня 

Василий Левшин писал в 1803 году: «прибыль от пчеловодства очень велика и потому уже выгодна, что без многаго труда и иждивения приносит доход». Такое ли на самом деле это легкое занятие, узнаем у куликовских пасечников. 

У хранителя этнографической коллекции в епифанском Музее купеческого быта Ольги Алексеевой богатый опыт пчеловодства. Семья держит пчел около 50 лет. В наши дни на их пасеке – от 15 до 25 ульев в сезон. 

Начинал заниматься пчелами отец первого мужа, потом сам хозяин. После его смерти – Ольга несколько лет не давала делу погибнуть. В новом браке пасекой заведует муж, но помогает все семейство.  

- Вместе с работой  и семьей догляд был неидеальный.  И погибали  пчелы,  и рои не успевала снимать, – рассказывает Ольга о своем опыте работы на пасеке, - Может, конечно, и мужчина, и женщина заниматься пчелами, но это очень трудная работа. 

Сначала семья Алексеевых держала ульи в Епифани. Но соседи оказались аллергиками, просили предупреждать, когда пчеловоды тревожат ульи. Предупреждай - не предупреждай, а насекомое не удержишь – чуть тепло, пчела на цветке, на траве, летит, куда ей надо. Тогда Алексеевы взяли в аренду участок километрах в 3 от Епифани и туда вывезли ульи. 

- Мы их на зиму не убираем, они несколько лет зимуют на улице, - говорит Ольга о том, как пережили холода их подопечные. -  Зимы стали мягче, да и стоят пчелы в таком месте, чтобы ветра не было. Морозы им не страшны, им страшно, если ульи плохо сделаны, и мыши. Конечно, на зимовку сверху им кладем утеплительные подушки, чтобы улей не продувался, внизу прикрываем летки, чтобы мышь не пробралась.

Как наступает тепло, когда температура стоит градусов 10 или даже зимой при жарком солнце, – летки в ульях приоткрывают. Пчелы чуют тепло, выходят и делают облет, избавляясь от всего, что накопилось за зиму в их маленьких тельцах. 

- В конце февраля смотришь, хватает ли им меда, - рассказывает Ольга о ежегодной жизненно важной пчеловодческой рутине. - Пчелы зимуют в середине улья – создают своеобразный клуб. От центра улья к краям ставятся рамки с медом – самые полные к стенкам. Пчелы все сидят и питаются на одной рамке, потом переходят на другую. В зависимости от силы семьи – на нескольких. Если пчелам хватает выработанного собственными телами и заботой человека тепла и пищи, матка начинает плодиться и появляется расплод – молодые пчелы, которые, подрастая, вылетают вместе со старыми по весне на облет. Если меда пчелам не хватает, рамки подставляются дополнительно или применяются подкормки. Не сделаешь этого – пчелиная семья погибнет от голода.

Пчел обязательно обрабатывают от варроатоза – клеща, который паразитирует на них. Желательно по весне пересадить семью в чистый улей. Старый обжигают горелкой, вычищают в нем подмор – убирают погибших пчел со дна улья, чтобы было у них чисто и был хороший подход к летку. 

Теплую зиму 2025 года пчелы Алексеевых пережили хорошо, но некоторые семьи вышли на облет без матки. Ее функция – откладывать яйца, из которых развиваются все особи: рабочие пчелы, трутни для оплодотворения и молодые матки. Не будет молодняка – семья может просто погибнуть: пчела живет от 30 до 45 дней. Особь, вылупившаяся весной, меньше осенних. 

В таких случаях мы смотрим, где расплод уже вызрел, коричневым стал, туда подселяем семью без матки, - делится Ольга. – Затем к этому рою переносим молодую матку – прикрепляем на новое место личинку еще в восковом маточнике. Почуяв молодую матку, пчелы ее обогреют и выкормят маточным молочком. 

На вопрос, легко ли достается человеку мед, Ольга подытоживает: 

- Это очень трудоемкая работа. Следить за всем, наващивать рамки. Если хороший медосбор идет, то на улей ставится 2-3 магазина – специальные подставки с дополнительными рамками для сот. Все это нужно поднять, а с медом снять, весит она килограмм 20 каждая. Пчелы на зиму соты подготовили – наполнили, провентилировали, выгнали лишнюю жидкость оттуда и запечатали воском. Если медосбор идет, то на человека они не обращают внимания, когда тот у них мед отнимает. А если медосбора нет, то они могут сожрать заживо. Я уже не справляюсь, моя работа подготовить все для медогонки. Срезаю соты с рамок. Постоянно на огне кипит вода, греются ножи. Аккуратно надо срезать восковую пластину. Если чуть заглубилась - мед потек. Не каждый это сможет сделать. Затем крутим в медогонке по три рамки… И так все ульи…

Нож-медорез 1940-1950 годов из этнографической коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Мед – во всех смыслах золотой продукт, и цветом, и янтарным светом, и целебными свойствами, и вкладом нескольких десятков тысяч живых существ в его производство, включая человека, конечно. Пусть это золото никогда не иссякнет на планете, человек!

Любовь Котикова 

По материалам этнографических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле».

Также использованы источники: 

Левшин В.А. Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год. - Тула, 2006.

Наумова Т.В. «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» - Тула, 2014. 

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.

Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. – Тула, 2000.

Статья написана для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ , приуроченного к празднованию 645 годовщины Куликовской битвы и 650-летия со дня сражения.