16 апреля 2025
Пасха. Как готовились встретить Светлое Христово Воскресение в прошлые века
20 апреля православный мир отметит Пасху - торжество победы жизни над смертью, светлый праздник, дарящий надежду на отпущение грехов и вечную жизнь. Празднованию Христова Воскресения предшествовала серьезная подготовка, и длиться оно будет в течение нескольких недель. В этой статье расскажем о подготовке к празднику, символике пасхальной трапезы и особенностях ее приготовления, обратимся к исследованиям этнографов региона Куликова поля и православным ресурсам, полистаем «Лето Господне» Ивана Шмелева, передавшего нам щемящие детские ожидания торжества.
Варианты пасхального печева на мастер-классе в Пространстве «Археология»
Подготовка к Пасхе заключается в строгом посте, молитве и размышлениях о страданиях Господа и о том, как мы принимает Его священный дар жизни. Во время поста верующие не только воздерживаются от определенной пищи, но и стараются примириться с обидчиками. Завершается Великий пост Лазаревой субботой. За ней следует Страстная седмица – еще неделя строгого воздержания от скоромной пищи, на которую выпадает подготовка пасхальных блюд. Накануне светлого Христова Воскресения и после Всеночной службы верующие освящают пасхальную трапезу. Без сомнения, главные символы праздника – куличи, творожные пасхи и крашеные яйца – узнают все от мала до велика.
Кулич. Символизм и приготовление
Не только в наши дни, но и в прошлые века пасхальные блюда готовили хозяйки как сами, так и покупали или заказывали в кондитерских. Вот детские воспоминания русского писателя и публициста Ивана Шмелева: «В булочных — белые колпачки на окнах с буковками — X. В. Даже и наш Воронин, у которого «крысы в квашне ночуют», и тот выставил грязную картонку: «принимаются заказы на куличи и пасхи и греческие бабы»!» («Лето Господне», 1927-1948).
Что значит кулич для христианина, доступно объясняют православные сайты и электронные издания. Кулич переводится с греческого «kollikion» как хлеб круглой или овальной формы. Это слово вошло в европейские языки, стало синонимом пасхального хлеба. По преданиям, Иисус Христос после Воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место всегда оставалось незанятым, а на столе лежал хлеб для Спасителя. Позже в православных храмах появилась традиция на ночной пасхальной литургии освящать артос. С ним совершается крестный ход вокруг храмов всю пасхальную неделю – Светлую седмицу, а потом артос делят по кусочку между прихожанами. Празднуя Пасху в семьях, во время пасхальной трапезы вкушая освященный кулич, верующие уповают, что в их доме невидимо присутствует Воскресший Господь.
Приготовление кулича тоже является символом Воскресения Христова. Сегодня он печется из дрожжевого теста, в прошлом – квасного. Тесто скисает, а потом оживает, поднимается, как ожил Христос.
Куличи от поваров музея-заповедника
Этнограф, главный хранитель Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Витальевна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» (2014) пишет, что к приготовлению кулича жительницы памятного места всегда относились с особой серьезностью. «Несмотря на стандартный набор продуктов — молоко, яйца, сливочное мало, сахар, дрожжи — у всех хозяек куличи получались разные. Приходя в гости и пробуя кулич «соседский» или «родственный», каждая думала про себя: «А мой-то — лучше!» - узнаем мы из этнографического издания музея.
И сегодня у каждой хозяйки есть свой любимый рецепт кулича. Вот жительницы Куликова поля, как отмечает Татьяна Наумова, считали, что чем больше в тесте яиц, тем пасхальный пирог лучше. Исследователь уточняет, что изюм на Куликовом поле стало модно добавлять в куличи только в советское время.
Формы для выпечки куличей из собрания музея-заповедника
В «Поваренной книге русской опытной хозяйки» (1911) Екатерины Авдеевой мы подглядели несколько советов по приготовлению кулича с пряностями. Если хотите придать пасхальному печеву больше аромата и прелести, следуйте им.
1. Если желаете кулич с кардамоном или мускатным орехом, то взяв что-либо из сказанных пряностей, подсушить медленно в теплом месте, затем истолочь в ступке, просеять через сито и положить в тесто по вкусу.
2. Шафран нужно высушить также медленно, затем истолочь в ступке, просеять через сито и залить столовой водкой, поставить в теплое место, чтобы шафран настоялся; затем процедить его через сито в готовое тесто и смешать.
3. Ваниль следует нарезать мелко ножницами или ножом, истолочь с сахаром, который приготовлен для теста, просеять через сито и употребить.
4. Изюм следует приготовить так: посыпать мукой и хорошенько тереть руками, от этого каждая ягодка отделится от другой, а мусоринки и палочки отстанут, тогда все это нужно просеять через решето, а затем промыть в теплой воде, также хорошенько растирая руками, чтобы отстал весь песок. Промыть нужно в двух водах, после этого разложить на сито или поднос, покрытый чистою бумагой, и поставить сушить. Когда изюм подсохнет, тогда его можно класть в тесто или творог.
5. Если кулич желаете облить сахаром, то когда он поднимется, надо прямо, не смазывая яйцом сверху, сажать в печь. Если же обливать сахаром не желаете, то когда тесто в форме поднимется, нужно его осторожно смазать сверху яйцом и посыпать чищенным, нарезанным вдоль миндалем и посадить в печь.
Форма для выпечки куличей. Начало ХХ века
И главное в выпечке куличей – нужна правильная форма, чтобы он получился высоким и нарядным. В коллекции музея-заповедника «Куликово поле» есть такая – создана в начале XX века, бытовала в городе Епифань! Это цилиндрическая емкость с фигурными стенками и дном, декорирована двумя рядами зубцов с вертикальными желобками по центру. Донце оформлено десятью выступами, а в центре, в круглом медальоне - шестиконечная звезда, древний символ объединения Божественного и человеческого начал в Спасителе.
Творожная пасха – вся суть в форме!
Еще для одного пасхального блюда хозяйкам была необходима специальная форма. Сегодня ее делают из пластика, можно купить в каждом магазине, а раньше мастера или глава семейства резали, как пряничные доски, из дерева. Речь идет о пасочнице.
«Горкин поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку.
– Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди вот, винограды сейчас пойдут…
Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает «священный крест», иродово копье и лесенку — на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки — X. В. Замирая от радости, я смотрю…».
Эта сцена из «Лета Господня» (1927-1948) Ивана Шмелева, когда герой, писатель в детстве, наблюдает за работой своего пожилого воспитателя, мастерового Михаила Горкина. Тот режет детали пасочницы - деревянного разборного ящичка, благодаря которому творожной пасхе придавали форму усеченной пирамиды. Автор описывает и главные украшения: буквы Х и В обозначают пасхальное приветствие - «Христос Воскресе!», крест, копье, цветы – в память о страданиях Христа, голубок и лесенка – о Воскресении.
Форма для пасхи. Первая четверть ХХ века
В советское время, когда традиции празднования Пасхи были под запретом, и пасочниц нельзя было купить, христианские символы хозяйки выкладывали на творожной рукотворной горке изюмом. Формы прошлых веков фактурные: влажная творожная масса, постояв в пасочнице ночь или дольше, утрамбовывается и принимает рисунок.
Форма для пасхи в экспозиции купеческой кухни. Первая четверть ХХ века
В Музее купеческого быта в Епифани посетители могут увидеть в интерьере кухни и торговой лавки деревянные пасочницы первой четверти – середины XX века. Они представляют собой четырехгранные усеченные полые пирамиды. Стенки одной формы соединены между собой железными гвоздиками. Пластины другой - скрепляются между собой при помощи четырех пазов и выступов. Внутри пасочниц вырезаны орнаменты. Здесь и лестница с четырьмя перекладинами, и восьмиконечный крест, буквы Х и В, и схематическое изображение деревьев, листьев, цветов, присутствует даже чаша с двумя лжицами.
Сборная пасочница вверху открыта, у другой – закрытая макушка, в которой высверлено небольшое отверстие: форма с творожной массой ставилась узкой частью вниз, чтобы лишняя жидкость стекала.
Творожная пасха символизирует Манну Небесную, которой Бог одаривал праведников в пустыне, когда они шли в Землю обетованную. На пасхальном столе – это образ Гроба Господня, где Иисус Христос Воскрес.
Этнограф Татьяна Наумова в своем труде приводит выдержки из книги Елены Молоховец начала XIX века, которая рекомендует «бережливой хозяйке и заботливой матери семейства» из мещанской и купеческой среды иметь на кухне пасочницы «… разной величины, как деревянные, так и жестяные. Цена первых от 15 копеек, вторых – от 50 копеек». Для чего несколько предметов, почитаем у купеческого сына Ивана Шмелева.
«У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо, — совсем живые! Протирают все, в пять решет; пасох нам надо много. Для нас — самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом — для гостей, парадная, еще «маленькая» пасха, две людям, и еще — бедным родственникам. Для народа, человек на двести, делает Воронин под присмотром Василь-Василича, и плотники помогают делать».
Что же в крестьянских семействах? Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» (2014) описывает традиции приготовления пасхи. Непременно хозяйки ее готовили из «свойского» творога. Его с любовью собирали на протяжении долгого поста и хранили в погребах в специальных кадушечках. Примерно на сутки женщины клали продукт под пресс, чтобы лишняя жидкость стекла, затем перетирали через сито. Сливочное масло, которое также взбивали сами, растирали с сахарным песком, добавляли сметану, а затем полученную смесь соединяли с творогом. Массу утрамбовывали в пасочницу и ставили на холод на сутки. На 1,5 килограмма творога брали по 200 граммов сливочного масла, сахара и сметаны.
Чтобы пасха удалась, Екатерина Авдеева в «Поваренной книге русской опытной хозяйки» (1911) дает такие советы по использованию формы:
1. В пасочницу вложить мокрую кисейку и тогда уже положить в нее приготовленную массу.
2. При накладывании пасочницу нужно постукивать об стол, чтобы масса плотнее улеглась в рисунок формы.
3. Для заварной пасхи (когда творожную массу нагревают на огне) - концами оставшейся кисейки накрыть массу в пасочнице и положить на нее что-нибудь тяжелое для пресса.
Крашеные яйца
«Дорого яичко к Христову дню» - гласит русская пословица, которую еще в середине XIX века включил в свой сборник Владимир Даль. В ней застыл образ старинной христианской традиции дарить на Пасху крашеные яйца. Для жителей Куликова поля народная мудрость имеет и другой смысловой оттенок – кур было немного и яиц в бедных хозяйствах ели мало. «Обычно яйца добавляли в выпечку, запеканки, яйца специально собирали к Пасхе» - отмечает Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол».
Открытка «Христос Воскресе» из коллекции музея-заповедника. Начало XX века
В православной традиции пасхальное яйцо выступает символом новой жизни: скорлупа олицетворяет Гроб Господень, а внутри ее – новое бытие, которое даровал нам Христос.
Традиция красить на Пасху яйца отсылает к святой Марии Магдалине. Одна из самых верных учениц, она сопровождала Иисуса Христа в Его последнем путешествии в Иерусалим, присутствовала при Его страданиях и погребении. За веру, бесстрашие и бескорыстную любовь воскресший Господь явился именно Марии Магдалине, которая стала первой благовестницей спасения, которое унаследовало все человечество через Воскресение Христово. С этой вестью она пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему первое пасхальное яйцо. В те времена нельзя было явиться с пустыми руками, и Мария Магдалина взяла скромный дар. Правитель посмеялся, сказав, что «умерший не может воскреснуть – так же, как это яйцо не может из белого стать красным». И тогда яйцо в его руке покраснело.
Красный – цвет Царской славы, символ Небесного Царства. На Куликовом поле повсеместно было принято красить яйца луковой шелухой. Ее собирали к празднику, вываривали для получения насыщенного раствора, а затем погружали в него яйца. В зависимости от времени варки или замачивания в луковом растворе они получались разнообразных рыже-бордовых оттенков.
«Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки — всюду, и в луже светятся. Пасха красная!» - пишет Иван Шмелев о Светлом Воскресении в «Лете Господнем» (1927-1948).
Как же добивались в старину хозяйки таких цветов без современных красителей? Ягоды шиповника, малины, красной и черной смородины добавляли пасхальному яичку разные оттенки оранжевого, малинового и синего цветов. Сок краснокочанной капусты позволял получить небесно-голубой оттенок. Корни барбариса - покрасить яички в лимонно-желтые цвета. Молодые листочки крапивы – в нежные салатные.
«Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе — на нем я могу улечься — темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: «Ради Бога, не опрокиньте как!» Они отвечают успокоительно: «Упаси Бог, поберегемся». Понесли святить в церковь…» («Лето Господне», 1927-1948).
Что ж, подготовка к празднику завершена. О народных традициях Светлого Христова Воскресения, бытовавших на территории Тульской губернии в прошлые века, радостях пасхальной недели, Красной горки, Радоницы поговорим в следующей статье.
Любовь Котикова
Материал создан на основе этнографических отчетов Государственного музея-заповедника «Куликово поле», публикаций православных сайтов специально для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ , посвященного 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию с момента сражения.
Также использованы источники:
Иван Шмелев «Лето Господне»: https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/
Татьяна Наумова «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» - Тула, 2014.