Назад

07 марта 2023

Образ купца: портреты Бориса Кустодиева и реальные персонажи Епифани

7 марта исполняется 145 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева, русского и советского живописца, портретиста, театрального художника, иллюстратора. Вместе с сотрудниками Музея купеческого быта познакомимся с героями полотен Кустодиева и сравним их с  епифанскими купцами. 

Борис Кустодиев родился в 1878 году в городе Астрахани. Его отец Михаил Лукич Кустодиев был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии. Отец художника рано умер, мать Екатерина Прохоровна осталась вдовой в 25 лет с четырьмя детьми. Положение семьи было очень тяжелым. 

Говоря об истоках своей живописи, Кустодиев вспоминал свои юные годы: « Во многом мое направление создано моим детством … Снимала наша семья квартиру во дворе богатого, жившего по старине купеческого дома, и вот здесь-то с самых ранних лет протекала перед моими глазами красочная, богатая любопытными впечатлениями провинциальная купеческая жизнь … Как сейчас помню наших дебелых купчих хозяек  в повязанных «головкою» шелковых платках, их пышные постели из стеганных одеял и горы перин и подушек, наваленных на огромных сундуках, расписанных яркими цветами, ведерные самовары за которыми происходило чаепитие под усыпанною белыми цветами черемухою или под рябиною с гроздьями красных ягод. Ярко помнятся мне и наши Архангельские ряды старинной постройки, их пестрые вывески и выставки товаров…»

Сотрудники Музея купеческого быта часто обращаются к работам Бориса Кустодиева, чтобы дополнить образы купцов XIX – XX веков. Вспомним их вместе с экскурсоводом Ольгой Мещеряковой, а сами полотна широко представлены в Интернете. 

На картине «Купец, считающий деньги», написанной  в 1918 году, герой как радушный хозяин встречает посетителей торгового заведения. Как положено, персонаж носит длинную бороду, ведь окладистая борода – гордость любого купца. Одет он в красную рубаху в белый горох. Как мы знаем, красный цвет это признак достатка. В то время такую ткань называли «кумачами», и была она очень дорогой. Серебряная цепочка для часов, атласный жилет - все это вкупе указывает на состоятельность владельца. Также художник замечательно передал в образе рассудительность, степенность и намек на торговую сметку купца. 

Борис Кустодиев разработал своеобразный жанр портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим ее пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщенный образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие ее через окружающий мир. В этом индивидуальном, непохожем ни на кого стиле, выполнены его работы из серии «Русь» 1920 года. Мастер запечатлел в данном цикле образы различных людей уходящей эпохи. Это картины «Половой», «Трактирщик», «Булочник», «Сундучник», «Купчиха с покупками», «Торговка овощами» - все едины по виду и духу.

Борис Кустодиев писал: « Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому» - это было всегда единственным «сюжетом» моих картин…Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии».

В 1923 году Петроградское издательство «Аквилон» по просьбе художника издает альбом под названием «Русь. Русские типы Б.М. Кустодиева». Типажи, представленные в нем, наглядно рассказывали о прежней дореволюционной России и ее жителях. Интересна работа из этого альбома «Купец-сундучник». На ней изображен купец, торгующий чайной утварью. Богатая одежда, почтенный вид, трость, меховой воротник и шапка, чайная пара и калачи создают атмосферу добротности, размеренности жизни. 

В чайной традиции купечество видело успокоение души. В трактирах за чаепитием решались важные вопросы, обсуждались новости, заключались сделки. Картина «Московский трактир» 1916 года как нельзя лучше раскрывает эту атмосферу. 

Научный сотрудник Музея купеческого быта, краевед Сергей Кусакин ближе всех «знаком» с епифанским купечеством. Внимательно рассмотрев  «Купца» и другие картины Бориса Кустодиева, он сравнил их с фотографиями епифанских купцов и мещан. 

Купец Константин Львович Расторгуев, 1873 год

Самое раннее изображение, которое хранится в фондах музея-заповедника «Куликово поле», датировано 1873 годом. Это портрет епифанского купца 1-й гильдии Константина Львовича Расторгуева (1799-1874). Здесь те же окладистая борода, серьезный взгляд и жилистые, натруженные руки. Правда, у Расторгуева, в отличие от кустодиевского купца, пальцы сжаты в кулаки. 

Безусловно, ношение бороды до начала ХХ столетия было типичным для большинства представителей купеческого общества. Многие реальные фотографии подтверждают стремление Кустодиева изображать бородатых купцов.  

Купец Иван Константин Расторгуев, конец XIX века

Вот сын Константина Львовича Расторгуева – Иван (1837-1901). И снова борода, немного взлохмаченная. Несколько утомленный, но в тоже время целеустремленный, серьезный  взгляд. И как же могло быть по-другому. Ивану Константинову нередко давали самые серьезнейшие поручения. Он был помещиком деревни Ивановка, расположенной рядом с Красным Холмом, местом Мамаева побоища. Расторгуев отвечал за угощение войск, участвовавших в мероприятиях, посвященных 500-летию Куликовской битвы в сентябре 1880 года.

Купец Антон Евграфович Байбаков

Знакомьтесь, епифанский купец Антон Евграфович Байбаков (1837-1909). В его усадьбе располагается Музей купеческого быта. И снова борода, аккуратно постриженная. Та же одежда, двубортный сюртук. И бездонные, наполненные искренней добротой, улыбающиеся глаза. Антона Евграфовича уважали в Епифани за бескорыстие, чуткое отношение к людям, и, конечно же, за добрый характер. Не случайно, в течение двадцати семи лет епифанцы его избирали в местный орган самоуправления - городскую думу. Его внучка Надежда Ивановна Климова говорила: «Дедушка умер в тот год, когда я родилась. Но мы, его внуки все знали, каким он был необыкновенно добрым человеком. Мама рассказывала, как он обычно умел придумывать веселые игры. За доброту его любили в Епифани». 

Купец Николай Иванович Расторгуев

Ровесник И.К. Расторгуева и А.Е. Байбакова – Николай Иванович Расторгуев (1838-1906). Личность значительная в истории Епифани. Избирался на самые разные должности в органах местного самоуправления. Выделяет его из ровесников отсутствие бороды, столь привычного  атрибута купеческого образа. В собрании музея-заповедника «Куликово поле» есть несколько его фотографических изображений, и на всех он безбородый. Усы, пожалуйста, а бороды  нет. 

До октябрьских событий 1917 года купцы составляли всего 1 % от населения Российской империи. Но, несмотря на это, представители купеческого сословия оставили заметный след в истории нашего Отечества. В фондах музея-заповедника «Куликово поле» хранятся десятки фотографий Епифанских купцов, представителей разных купеческо-мещанских фамилий: Расторгуевых, Оводовых, Пономаревых, Байбаковых… Интересно было бы их увидеть на полотнах Кустодиева.