Назад

06 июля 2021

О находках археологов «куликовского призыва»

Можно долго говорить о процессе познания в исторической науке, об инструментах и методиках, которые используют учёные для раскрытия тайн прошлого, но всё же главным мерилом научного успеха, в частности, в археологии являются находки, сделанные в экспедициях. Овеществлённая история тщательно изучается и хранится. А предшествует этому непростой труд в поле, залогом эффективности которого является профессионализм археологов, ну и, конечно, толика удачи – куда же без неё… К юбилею Тульской археологической экспедиции с новым обзором прессы научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Антонов. 

21 августа 1996 года, за два месяца до дня рождения музея-заповедника «Куликово поле», «Тульские известия» рассказали о том, как Роман Клянин, в то время директор музея «Тульские древности», в последние дни полевого сезона-1996 обнаружил в деревне Махринка Венёвского района уникальный клад. Он был датирован XIV веком и по сей день является одной из самых интересных археологических находок в нашем регионе. Газета писала: «В земляном углублении под чугунной сковородой хранились серебряные позолоченные женские украшения – височные кольца, перстень, крестик, подвески и т. д., рязанская монетка, перечеканенная из золотоордынского дирхема. Неподалёку от места обнаружения клада найдены ещё несколько интересных предметов – перстень, монета… На территории России подобные клады ранее были обнаружены только в местах многолетних археологических раскопок – в Москве, Новгороде, старой Рязани».

В прессе эти находки так и называли – «клад Клянина».

В те же дни газета «Молодой коммунар» рассказала о предшествовавших этому кладу находках венёвского археологического отряда музея «Тульские древности». В частности, речь шла о находках на том месте, где располагался древнерусский город Корнеке – на юге Венёвского района, на правом берегу реки Шат. «В прошлом году, – напомнила газета, – были найдены орудия труда, оружие, украшения и два разрозненных клада. Первый – монетный, там оказались 16 золотоордынских монет, датируемых от 1317 до 1352 года. Второй клад содержал церковную утварь: один целый и пять фрагментов серебряных венцов с храмовых икон (чеканка, выколодка). На двух фрагментах был изображён святой Фёдор Стратилат (в переводе с греческого – воин): всадник с копьём, поражающий дракона. 

В этом году найдены ещё три фрагмента венцов из того же клада, один из фрагментов содержит ещё одно, третье изображение святого. Оно сделано со стеклянного литика, который использовался как матрица при чеканке. Таких литиков известно лишь три: один хранится в Русском музее, другой – в музее Московского кремля и третий – в Европе. По информации Государственного Исторического музея, венцов икон с изображением св. Фёдора Стратилата нигде и никогда раньше не встречалось». 

Однако клады с «ювелиркой» – всё же отнюдь не рядовые находки, их обнаружение – событие в профессиональной среде тульских археологов, о котором долго вспоминают. Гораздо чаще учёным в ходе раскопок удаётся найти элементы посуды и другой утвари из домов наших предков, орудия труда, элементы конской упряжи, оружие и его фрагменты. Однако такие находки не менее ценны для археологов, чем «золото-бриллианты», а порой и более значимы, поскольку приоткрывают завесу тайны над тем, как жили люди много веков назад, свидетельствуют об их повседневном быте, о том, в чём готовили еду, чем отбивались от врага. Эти артефакты бесценны для историков. Тот же «Молодой коммунар» 28 ноября 2000 года писал: «Успех тульских археологов: около Иншинки они раскопали 18 боевых топоров, изготовленных в X-XII веках. Оружие принадлежит к Роменской культуре и сохранилось превосходно. Для Тульской области такая находка уникальна. Заместитель начальника Тульской археологической экспедиции музея-заповедника «Куликово поле» Алексей Воронцов и несколько его помощников нашли древнее оружие почти случайно.

Топоры тульским археологам приходилось раскапывать и раньше, но такой арсенал попал в распоряжение наших учёных впервые…»

Долгое время музей «Тульские древности» демонстрировал то, что находили в своих экспедициях на тульской земле археологи. Он основан в 1993 году в усадебном комплексе начала XX века по решению Тульского городского совета народных депутатов как муниципальный историко-археологический музей «Тульские древности» имени Н. И. Троицкого с целью охраны, пропаганды и изучения памятников истории и археологии города Тулы и области. 18 мая 1995 года в Международный день музеев была торжественно открыта археологическая экспозиция музея, посвященная истории Тульского края от каменного века до создания Тульской губернии в XVIII столетии. Основную часть фондового собрания музея составили археологические коллекции, собранные Тульской археологической экспедицией в 1990−1996 годах. В связи с созданием музея-заповедника «Куликово поле» постановлением главы администрации города Тулы в сентябре 1997 года музей был присоединен к заповеднику в качестве филиала – музейно-выставочного центра «Тульские древности». В настоящее время здесь расположено тульское представительство музея-заповедника и работают две экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» и «Секреты тульских мастеров».

Также из разряда важнейших можно упомянуть находку куликовцами-археологами фрагмента кольчуги, датированной как раз временем битвы 1380 года. Газета «Вперед!» 21 сентября 2002 года написала: «Место поединка Пересвета с Челубеем найдено!», – шутит Ю. Морозов, зав. сектором истории Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Дело в том, что в июне этого года исследователи Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Государственного Исторического музея обнаружили на месте исторического сражения 1380 года часть древнерусской кольчуги. Фрагмент был найден в 40 метрах от части доспеха золотоордынского воина, обнаруженного в прошлом полевом сезоне. Подобные находки даже на месте великой битвы крайне редки».

Но было бы неверным считать, что интерес тульских археологов, вышедших в своё время из стен исторического факультета Тульского пединститута, замыкался только на поле сражения 1380 года и его окрестностях. 12 апреля 1989 года областная газета «Коммунар» опубликовала письмо в редакцию председателя совета музея археологии ТГПИ им. Л. Н. Толстого Владимира Гриценко. Он писал: «Насколько богата Тула археологическими памятниками, судите сами: за два года отрядом педагогического института им. Л. Н. Толстого обнаружены 16 древних поселений.  Это стоянки эпохи неолита и бронзы, селища раннежелезного времени и XII-XVII веков. Временной диапазон: IV тысячелетие до нашей эры – время тульской засечной черты, XVII век. Были обнаружены самые разные находки: каменный шлифованный топор, кремневые скребки, керамика эпохи неолита, коса-горбуша раннежелезного века, керамические пряслица и грузила. Одни только работы у Морской школы ДОСААФ на улице Менделеевской дали более 50 предметов жизни и деятельности наших предков. А шурф там был всего 6 квадратных метров».

В прошлом году наша страна отметила 500-летие Тульского кремля: празднованию был придан статус культурно-исторического события федерального значения. Примечательно, что одними из первых в кремлёвские тайны оказались посвящены историки, которых объединяла Тульская археологическая экспедиция музея-заповедника «Куликово поле». Так, 27 мая 1995 года газета «Молодой коммунар» писала: «Андрей Наумов долго занимался раскопками Тульского кремля, там найдены уникальные предметы XVI-XVII веков: например, деревянный дубовый мост. Это – редкость, потому что, например, в Новгородском кремле многое сохранилось от XI-XV веков, а от времени более позднего почти ничего не осталось».

В зоне научного интереса Тульской археологической экспедиции было немало объектов на территории всего региона, в том числе и исследование Старой Тулы. «Новомосковская правда» сообщала: «Набольшее внимание ТАЭ уделено Торховскому городищу (Ленинский район). Собрано множество интересных находок, в числе которых – привозные вещи: раковины каури, стеклянные бусы египетского, сирийского производства, фрагменты амфор из Северного Причерноморья, то есть вещи с Востока, которые попали сюда скорее всего по Дону».

Заметку об этих находках «Российская газета» 11 ноября 1993 года сопроводила заголовком «Сенсация: Тула «переехала» в VIII век». Главное российское печатное издание сообщало подробности о работе тульских археологов: «В последнее время в Туле много говорят о том, что город стоял не там, где раскинулся сейчас, и лет ему не 847, а поболе. Такой вывод делают тульские археологи, которые седьмой год исследуют местность у пригородной деревни Торхово, что на слиянии речки Синяя Тулица и ручья Глядешка.

Начальник экспедиции В. Гриценко предполагает, что «старая Тула» там и стояла. Археологи обнаружили поселение площадью более гектара, отрыты сложные оборонительные сооружения. Вокруг городища, как выяснилось, располагался посад в 30 гектаров. Специалисты собрали более 100 тысяч глиняных черепков, несколько тысяч редких находок».

Эти примеры – лишь малая толика материального наследия древности, найденного и сохранённого учёными, объединившимся вокруг «штаба тульской археологии» – музея-заповедника «Куликово поле». Каждый сезон приносит новые находки, и археологи, конечно же, считают, что главные открытия – впереди.