Назад

21 сентября 2024

О Куликовской битве детям: литература

Чтение – одно из важных составляющих для развития гармоничной личности. Чтение даёт возможность открывать и познавать мир. Потребность в приобретении новых знаний сопровождает человека с самых юных лет и важно, чтобы уже в детстве ребёнок научился получать, собирать и анализировать информацию. Чтение способствует приобретению всех этих навыков, развивает слух, память, обогащает словарный запас и вдохновляет на творческий порыв. Первой, в руки ребёнка попадает детская книга, которая формирует его отношение к «большой» литературе и прививает маленькому человеку понятия о прекрасном, закладывает основы представлений о нравственности и законах человеческого сообщества. 

Первой литературой для детей в России стали произведения устного народного творчества. Сказки, былины, песни с незапамятных времён бытовали в детской среде. Русский фольклор оказывал благотворное влияние на воспитание подрастающего поколения и всегда являлся живым отражением действительности, давал представления о семейных и общественных отношениях, идейно воспитывал детей. Известно, что сказки, песни, былины, сказания, легенды бытовали на Руси уже в X –XI века. Конечно, они существовали и раньше, но документальные подтверждения мы находим именно в этот период. В XII веке сказки стали заносить в рукописные сборники, в XVIII веке они появляются в лицевых картинках. Из этого можно сделать вывод, что литература для детей существовала на Руси с незапамятных времён и первые печатные книги, предназначенные для детей, были тесно связаны с фольклорным материалом. 

Среди разнообразных жанров устного народного творчества особенно выделяется былинный эпос. Это песнь о важном событии старины, их в народе так и называли — «ста́ринами», то есть сказаниями о реальных эпизодах истории. Такие песни исполняли певцы-сказители, изначально под аккомпанемент гуслей, позже — без музыки. Слова песни произносили неторопливым речитативом или распевом. В былине создавался  идеальный мир, в котором «обитают» люди, наделенные огромной силой и благородством, способные на сильные чувства, деяния, поступки, подвиги и свершения, умеющие защитить свою землю и тех, кого любят. Одним словом, Герои с большой буквы. 

В былинах неоднократно упоминается Куликово поле. В некоторых былинах - предстаёт как место, где вершится справедливость и на котором происходят битвы, в других текстах это некая эпическая земля, где богатыри проводят многие годы жизни и куда они попадают в своих странствиях.  

Названия «Мамаево побоище», «Куликово поле», имя Мамая, прочно вошли в былинный эпос как непосредственные впечатления от Куликовской битвы. Выделяется целая группа былин, в которых так или иначе читатель может найти такие упоминания: «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь», «Алёша и Тугарин», былины о «Хотене Блудовиче», «Василий Игнатьевич и Батыга». 

Первые книги, выпущенные специально для детей, были очень тесно связаны с фольклорным материалом. Первыми стали появляться азбуки, буквари, потешные листы, они возникли вместе с зарождением школ в XVI веке и издавались в пользу народного образования, из них можно было не только почерпнуть знания, но и что немаловажно их было интересно рассматривать. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что такого рода литература явилась отправной точкой для появления иллюстрированных изданий для детей. 

В XV–XVII веках главной и единственной детской книгой считался учебник. В последней трети XVII века начали создавать детские книги, в которых в хронологической последовательности излагалась русская история, а также специально для юных читателей перерабатывалась оригинальная древнерусская литература. Самым распространённым историческим сочинением в России XVII века и фактически первым учебником по русской истории стал «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-росийского народа и первоначальных князьях богоспасаемого града Киева». В третье издание «Синопсиса» в 1680 году было включено «Сказание о Мамаевом побоище», созданное в конце XIV или в начале XV века. Это первое произведение оригинальной древнерусской литературы, которое удостоилось чести быть напечатанным уже в XVII веке. Автор «Синопсиса» переработал повесть для юных читателей и существенно сократил её - с 54 глав до 29. Автор убрал из текста фрагменты, которые не имели прямого отношения к образу главного героя, и постарался создать вариант повести, в центре которой Дмитрий Донской. Благодаря этому произведение стало доступно и близко детям. Как утверждают исследователи: «Рассказ этот впоследствии лёг в основу всех рассказов для детей о Куликовской битве». 

В начале XIX века исторической литературе для детей начинают придавать большое воспитательное значение. Одно за другим появляются замечательные исторические произведения. Такой стал оригинальный научно-исследовательский труд Николая Полевого «Русская история для первоначального чтения». Во 2 части «Русской истории для первоначального чтения» Н. Полевого представлен рассказ о Куликовской битве. Эта история написана просто, без лишних подробностей, события расположены ясно и понятно, что позволяет ребёнку лучше понять причины и последствия великого сражения XIV века.

Одновременно с книгой Полевого появляется «История России в рассказах для детей» популярной в ту пору детской писательницы Александры Осиповны Ишимовой. Это произведение пользовалось неизменным успехом и многократно переиздавалось. 

В XX веке, к празднованию 600-летия Куликовской битвы, выходит целый ряд книг: О. Тихомиров «На поле Куликовом» (1980 г.), Г. Шторм «На поле Куликовом» (1980 г.), Г. Куликов «У Дона Великого на берегу» (1980 г.).

Музей-заповедник готов предложить читателям разнообразные детские книги о Куликовской битве, изданные в разные годы для детей разных возрастов. Все издания подготовлены в содружестве с историками и археологами под общей редакцией директора В. П. Гриценко.

Художественная литература для детей о Куликовской битве

Сказ о Дмитрии Донском и Мамаевом побоище

Любовь Котикова; худож. Ольга Кара-Мурза. — Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2021. — 36 с.: ил. (Издательский проект «Сирин»)

В этой книге юные читатели и их родители увидят события XIV века глазами мальчика, которому историю Дмитрия Донского преподносит родной дед. Самобытность, образность таких рассказов талантливо переданы Любовью Котиковой. Художница Ольга Кара-Мурза рассказала о Мамаевом побоище языком книжной графики. Для семейного чтения.

В дополнение к книге выпущена папка с картинками-раскрасками. 

Куликовская битва. Героическая история для детей

Любовь Котикова; худож. Дарья Герасимова — Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2022. — 36 с.: ил. (Издательский проект «Сирин»)

В книге доступным для малышей языком изложены события, описанные в литературных памятниках Куликовского цикла. Автор Любовь Котикова выбрала стилистику русских героических сказов, чтобы познакомить ребят с героями Мамаева побоища и историческими персонами XIV века. Помогут читателю в осмыслении и представлении рассказанной истории изумительные рисунки Дарьи Герасимовой.

Развивающая литература для детей о Куликовом поле и Куликовской битве

Зелёными тропами Куликова поля. Творческие задания для детей

Авторы-составители: Наталья Бондарева, Ангелина Гудовичева, Ольга Бурова. Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле»; Русское географическое общество, 2014. – 36 с.: цв. ил. 

Книга в доступной для детей игровой форме знакомит с природой Тульского края. Содержит познавательные задания, ребусы, головоломки, кроссворды, математические задачки, а также настольные игры.

Предназначена детям от 5 лет для самостоятельного изучения или семейного досуга.

Куликовская битва для больших и маленьких. Книга с играми и заданиями 

Под общей ред. В. Гриценко. — Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2020. — 40 с.: ил.

Книга, подготовленная авторским коллективом музея-заповедника «Куликово поле», посвящена важнейшему событию российской истории — Куликовской битве. Доступные, понятные ребенку тексты, яркие иллюстрации, игровые задания делают изучение великого сражения увлекательным не только для юных читателей, но и для их родителей. Издание может быть использовано как дополнение к осмотру экспозиции музея или как самостоятельное пособие.

Куликово поле. Невероятные факты. Энциклопедия в дополненной реальности

Отв. ред. Ирина Шагина. — Тула: Издательство «АНТАРЕС», 2022. — 36 с.: ил.

Энциклопедия дополненной реальности «Куликово поле. Невероятные факты» содержит малоизвестные сведения о Куликовской битве, ее участниках и о самом музее-заповеднике «Куликово поле» - главном хранителе реликвий великого сражения и повествователе истории противостояния Руси и Золотой орды.

Чтение удивительных фактов об истории противостояния Руси и Золотой Орды можно сделать более реалистичным, благодаря элементам виртуальной реальности, выход к которым обеспечивают специальные значки, расположенные на многих страницах энциклопедии. Пользователям необходимо скачать на смартфон бесплатное приложение KIDZLAB с помощью QR-кода. Подробная инструкция находится на первой странице издания. 

Как живет степь. Развивающие игры и задания для детей и их родителей

Под ред. В. П. Гриценко. — Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2024. — 20 с.: ил.

Книга рассказывает о том, как устроены степные просторы Куликова поля; как выглядит почва в разрезе; как и зачем учёные восстанавливают степные участки; каким бывает ковыль; какие звери, птицы и насекомые живут в степях. С помощью увлекательных игр и заданий, развивающих внимание, логические навыки, фантазию, побуждающих к творчеству, читатель получит исчерпывающие и наглядные ответы.

Задания рассчитаны в первую очередь на детей младшего школьного возраста и их родителей.

Как живет поле. Развивающие игры и задания для детей и их родителей

Под ред. В. П. Гриценко. — Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2024. — 20 с.: ил.

Книга рассказывает о том, как наши предки занимались на Куликовом поле сельским хозяйством и как сегодня наш музей продолжает эти традиции; какие секреты есть у Куликова поля; как посеять семена так, чтобы вырос хороший урожай; сильно ли изменилось сельское хозяйство за сотни лет. С помощью увлекательных игр и заданий, развивающих внимание, логические навыки, фантазию, побуждающих к творчеству, читатель получит исчерпывающие и наглядные ответы.

Задания рассчитаны в первую очередь на детей младшего школьного возраста и их родителей.

Как живет лес. Развивающие игры и задания для детей и их родителей

Под ред. В. П. Гриценко. — Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2024. — 20 с.: ил.

Книга рассказывает о том, как устроен лес Куликова поля; каким он был во времена Куликовской битвы и какой он сейчас; как растения выбирают, где расти; какие звери, птицы и рыбы обитают в Куликовских лесах и как они уживаются вместе. С помощью увлекательных игр и заданий, развивающих внимание, логические навыки, фантазию, побуждающих к творчеству, читатель получит исчерпывающие и наглядные ответы.

Задания рассчитаны в первую очередь на детей младшего школьного возраста и их родителей.