Назад

03 июля 2024

Народные промыслы. Замочное и скобяное производство

Тула славится во всём мире оружием и самоварами, гармонями и пряниками, но эти известные каждому промыслы — далеко не всё, чем могла раньше похвастать оружейная столица.

В своё время была составлена карта народных промыслов и ремёсел Тульской губернии. Так, исстари сапожники были везде, но лучшими считались щёкинские. Тёплыми и прочными валенками славились Архангельское и Узловая. В Дубне делали колеса для карет, а дуги гнули в Венёве. Лучшими считались горшки и посуда из Одоева, оттуда же идёт и слава филимоновской игрушки. Из Волово везли кирпичи, в Киреевку отправлялись за лаптями, в Алексин — за лучшими прялками. В Заокском районе ловко работали кистевязальщики и щёточники. В Куркино и в Лихвине работали бондари: делали бочки, кадушки, ушата. В Сергиевском (сегодняшнем Плавске) скорняжных дел мастера изготавливали ремни, кошельки, сумки, лошадиную упряжь. А Ясногорский район славился скобяными изделиями, замками и ключами.

Тула издревле — город металлистов, потому в том же Ясногорске (и в других точках в губернии) добывались и уголь, и руда. Металла и в самой Туле всегда обрабатывали много: изготавливали и оружие, и утварь. По городам и весям работали кузни, там подковывали лошадей, делали гвозди, ключи. Металл всегда был дорог — его берегли, каждый кусочек шёл в дело, что оставалось от главного – оружейного – производства, применялось в изготовлении замочных и скобяных изделий.

В музее «Тульские древности» в своё время была развёрнута выставка ключей и замков из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Вещи из той экспозиции гости города-героя могут увидеть, благодаря музейщикам, и сегодня.

Коллекцию ключей и замков музей «Тульские древности» продолжает собирать много лет. В ее основе — находки тульских археологов, самые ранние датируются XII-XIII веками, они были обнаружены во время раскопок у деревни Торхово, города Корники на реке Шат, Устьинского городища. Более поздние экспонаты (XIX века) — результат исследований в историческом центре Тулы. Несколько предметов подарили музею горожане — за несколько месяцев до открытия выставки музей обратился с просьбой к тулякам принести старые ключи и замки, и многие на этот призыв откликнулись. Так коллекция пополнилась образцами советского периода.

Ключей, конечно, сохранилось больше: к каждому замку обычно изготавливали не менее двух экземпляров. До наших дней дошли как огромные замки, так и маленькие замочки всевозможных конструкций и разнообразного предназначения: для дверей и амбаров, для ларцов и шкатулок. 

Любопытно, как со временем менялась конструкция замка. Оказывается, наши предки были весьма изобретательны и придумывали сложные и надежные системы запоров — с зазубринами и задвижками, с ввинчивающимся ключом и даже с кодом. К слову, есть все основания считать, что кодовый замок изобрел наш гениальный земляк Андрей Тимофеевич Болотов — во всяком случае, этот факт сохранился в документах. И шифр к нему был патриотичный: «Тула».

Казалось бы, обычные бытовые предметы, незаменимые в хозяйстве, но – это только на первый взгляд. Издавна в человеческой культуре ключ и замок были понятиями метафорическими: душа, закрытая на замок, ключ к сердцу, золотой ключик как путь к богатству… 

Специалисты говорят, что многие приёмы из производства оружия применялись предками при скобяном и замочном производстве, как и наоборот: технологические секреты «дворовых мастеровых» обогащали оружейное дело. Не случайно замок для запирания двери и замок для ружья обозначаются одним словом.

Скобяные изделия – это совокупность различных мелких металлических деталей, которые, как правило, применяются при обустройстве различных конструкций, таких как, окна, двери, крышки для ящиков, навесы, а также различные крепежи, крючки и задвижки. То, что сегодня обозначили бы словом «метизы».

Началось производство скобяных изделий в начале XVIII века в Туле (как, впрочем, и в других локациях) с кованых железных скоб, которые использовались в строительстве деревянных домов. Они и дали общее название многообразнейшей группе кованых изделий: это были собственно скобы разных размеров и конфигураций, костыли, петли, засовы. Продавался такой товар в скобяных лавках. Кустарное производство скобяных изделий процветало в Туле – городе, где металл знают и любят, и триста, повсюду – небольшие артели занимались ковкой и опиловкой (полировкой) всей необходимой в хозяйстве железной мелочи, без которой был немыслим дом. Причем, как люди творческие, туляки старались даже в такой ходовой товар привнести что-то своё, вещи каждого мастера отличались – где на засове завиток, где – замок в виде какого-нибудь зверя.

Даже в те стародавние времена для многих изделий тульских мастеров немаловажной являлась их эстетическая привлекательность, и зачастую фурнитура двери или шкафа становилась, как бы сейчас сказали, элементом дизайна помещения.