Назад

28 марта 2024

Народные промыслы. Декоративная отделка оружия

Иное охотничье ружьё может стоить как нерядовой автомобиль – иномарка. Конечно, с ним можно и на зайца с тетеревом: безупречный механизм, отличный бой. Но в то же время такое оружие – как произведение декоративно-прикладного искусства – способно украсить любой музей мира.

…С давних времен человеку свойственно украшать то, что его окружает, – дом, одежду, предметы быта. В какой-то момент люди стали дополнять декоративными элементами и такие, казалось бы, далёкие от красоты предметы, как оружие – холодное, а затем и огнестрельное. Так, на Востоке с XII века начали украшать рукояти мечей, а в XV веке оружейники освоили золочение, чеканку, резьбу по металлу и эмали. Веком позже начали наносить рисунки с помощью травления кислотами, тогда же появилось воронение и синение.

Тула по праву носит неофициальный титул оружейной столицы России. В 1720 году для вооружения русской армии было выпущено 22 тысячи надежных, легких пехотных и драгунских ружей, пистолетов с кремниевым замком, а с 1749 года начато массовое производство холодного оружия – клинков, сабель, палашей и шпаг. На вторую половину XVIII века приходится рассвет тульского оружейного художественного мастерства. В то время необычайно возрос спрос на украшенное тульское оружие и партикулярные изделия. Удивительное по своему изяществу изобретения туляков – «алмазная грань» на металле и множество других секретов отделки изделий из металла и дерева – уходят корнями именно в эту эпоху. А ещё раньше зачатки этого ремесла проявлялись в работах мастеров-надомников, именно там – истоки таких приёмов декоративной отделки оружия, как гравировка, чеканка, резьба, всечка, инкрустация, чернь, травление, эмаль, позолота, роспись. И впоследствии эти приёмы и технологии, созданные ремесленниками, осваивались уже на заводских производствах.

Образец великолепной художественной отделки изделия – ружьё ТОЗ-57, изготовленное по случаю 600-летия Куликовской битвы. Так, правая сторона ствольной коробки с верхним стволом и рычагом отпирания ствола украшена изображением памятника-колонны Дмитрию Донскому и храма-памятника во имя преподобного Сергия Радонежского. А на левой стороне – сражающиеся русские и ордынские воины, лента с надписью «1380 год» и растительный декор. 

Или другой – более ранний – уникальный образец декоративной отделки тульского оружия – драгунское ружье образца 1828 года, выполненное в память о визите в Тулу 10 июля 1837 года цесаревича Александра Николаевича. На стволе наводкой золотом нанесена надпись: «Е.И. Высочество В.К. Цесаревичъ наследникъ Александръ Николаевичъ 10 го июля 1837». К ружью полагался штык с трехгранным клинком и цилиндрической трубкой. На ней тульские мастера способом набивной насечки золотом выполнили рельефный медальон с изображением двуглавого орла под короной внутри декоративного венка на вороненом фоне.

Вручение наградного оружия, как правило, декоративно отделанного, широко распространено на постсоветском пространстве. В СССР и России вручались наградные варианты охотничьих ружей или карабинов, 20 видов боевых пистолетов и револьверов, а также шашки, кортики, сабли, палаши, ножи. В России пик вручений оружия пришелся на то время, когда министром обороны был Павел Грачев. Он дарил такое оружие не только генералам, офицерам и политикам, но и артистам, журналистам, иностранным гостям. Кстати, один из интернет-магазинов как-то предлагал «шедевр от тульских оружейников – прекрасный подарочный вариант охолощенного (не для стрельбы боевыми патронами) пистолета ТТ 1940 года: художественная гравировка по металлу, накладки – орех со всечкой серебра, кость мамонта». За изделие просили 150 000 рублей.

Высоким мастерством гравировки и других приёмов украшения оружия славится и тульское Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия. Так, один из знаменитых мастеров предприятия, гравёр Сергей Данилин довел до совершенства резьбу барельефов в металле по принципу перспективных сокращений, инкрустацию в барельефе. Мастер использует в своих работах сталь только высшего качества — как нержавеющую, так и дамасскую. Для изготовления рукояти холодного оружия он берет твердые сорта древесины — мореный дуб, орех, березовый кап. При декорировании изделий использует огромное разнообразие способов художественной обработки — гравировку, чеканку, резьбу, травление, воронение и так далее. На одной из выставок в Германии Данилина назвали лучшим гравёром Европы.

Футляр к одному из ружей, посвященному 60-летию СССР, также сделанный мастерами ЦКИБ СОО, выполнен в технике интарсии — с использованием разных пород дерева, отличающихся по цвету, что создает роскошный эффект без покраски. Это – кропотливая, сложнейшая работа. Резчик по дереву Александр Бородавкин, например, одно резное цевье ружья изготавливал почти два месяца, работая по восемь часов в день!

Сюжеты для резьбы, гравировок и всечек мастера придумывают сами или ориентируются на пожелания заказчиков. Очень распространены охотничьи сюжеты. Порой на одном ружье может уместиться целое сюжетное повествование с несколькими картинами, и такие образцы – это уже пример самого настоящего декоративно-прикладного искусства.

А один из приёмов мастеров оружейной столицы России, родившийся в городской ремесленной среде в начале XVIII века, во всём мире так и называют – «тульская всечка»: украшение деревянных поверхностей путём зачеканивания тонкой металлической проволоки, в том числе и золотой, в специально подготовленный паз. Очень красиво, и – на века.