28 января 2022
На дровнях обновляя путь: транспорт времён Куликовской битвы
Только старожилы могут припомнить такой снежный покров, который установился сейчас в центре России вообще и в Тульской области в частности: сугробы в человеческий рост на обочинах, а в поле – снега по пояс. Казалось бы, поездки лучше отложить до лучшей погоды. Однако не многие знают, что наши предки, жившие во времена сражения на Куликовом поле, именно морозную снежную зиму считали лучшим временем для путешествий.
О транспорте и способах передвижения в XIV веке рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» Александр Лаврентьев.
На чём, куда, и по какому поводу ездили люди XIV века? Начать следует с того, что, в общем-то, население русских земель той эпохи мало куда ездило. Заботы крестьян ограничивались небольшим по географическим меркам ареалом: пашня на ближайшем поле, лес, где брали дрова. Стиль и образ жизни крестьян не предусматривали возможности куда-либо надолго уезжать.
Иное дело – княжеская и военная аристократия. У них было много поводов собраться в путь: начиная с богомольных поездок и заканчивая, естественно, военными походами.
Ну, а самой путешествующей категорией, похоже, было духовенство – не приходское, которое сидело по приходам с массой хлопот по духовному окормлению населения, а духовенство высшее – епископы и митрополиты. В XIV веке митрополит был лицом, значительную часть своего времени проводивший в разнообразных путешествиях. Митрополия той эпохи включала в себя огромную территорию не только в границах Северо-Восточной Руси (прообраза современного российского государства), но и в западном направлении практически вплоть до Карпат – территории нынешней Украины, частично – Белоруссии. И первейшей обязанностью пастыря всех православных, митрополита, было регулярно посещать эти земли.
Аналогично дело обстояло и с епископами. Епископий в Русском государстве XIV века было пять или шесть, и епископ тоже должен был почти постоянно находиться в путешествиях, окормляя приходы, посещая города и села.
Торговое сословие тоже было путешествующим. Конечно, мелкие торговцы «на местах» вели оседлый образ жизни, и особой нужды в долгих поездках у них не было. А вот купечество – с большими международными связями и интересами – в путешествия регулярно отправлялось.
А на чём ездили?
Прежде всего, нужно отметить, что дорожная сеть тогда покрывала ничтожную часть русских земель, да и качеством дороги не отличались. Основными магистралями для коммуникаций были реки: зимой – по льду, летом – на разных типах речных судов. Реки играли колоссальную роль, связывая части государства в такой же степени, в какой сегодня это делают федеральные автотрассы.
Собственного морского флота Русское государство той эпохи не имело, потому что не имело выхода к морю в то время. Это была страна, опиравшаяся на речной флот. И Петр Первый с его устремлениями был «в сфере транспорта», по сути, продолжателем тех старых традиций.
Мы знаем несколько типов речных судов того времени, на которых передвигались и военные люди, и торговые, и духовенство. Суда эти были достаточно вместительные и добротно сделанные. Например, митрополит Пимен, один из глав Русской православной церкви времён Куликовского сражения, добрался на них до Константинополя. А наследовавший ему митрополит возвращался обратно через Чёрное море. То есть корабли были достаточно серьёзные, по современной классификации – суда класса «река-море».
Мы знаем несколько названий тех судов, сохранившихся в письменных источниках, – ладьи, насады, учаны, струги и другие. Мы не всегда понимаем, чем они друг от друга отличались, но, судя по всему, технологически это был условно челн, на основание которого набивались вертикальные шпангоуты, в свою очередь обшитые доской. Откуда это известно? В таможенных документах XIV века указано, как брать пошлину с груженых судов – брали именно с того количества досок, которые находились в воде, ниже ватерлинии. То есть осадка свидетельствовала о величине груза на судне.
Были и особые типы плавсредств, такие, как упоминаемые в новгородских источниках ушкуи – разбойничьи суда, на которых новгородцы совершали в Средние века набеги на прочие русские земли. Один из них подробно описан – он был совершён как раз во времена князя Дмитрия Ивановича Донского. Специалисты полагают, что слово «ушкуй» определяет не тип судна, а отражает его украшение. В северных диалектах до сих пор слово «ушкуй» – это белый медведь. Сразу вспоминаются драккары викингов с большими головами драконов на носу. Но это только одна из версий.
Ну, и самым распространённым типом речных судов, без которых ни одна флотилия в те времена не отправлялась в путь, были ¬¬¬¬¬¬паузки – суда, предназначенные для перетаскивания грузов через мелкие места. Наши реки в большинстве своём извилисты, разнообразны и не глубоки. Когда тяжелогруженое судно подходило к перекату, груз перемещался на суда с меньшей осадкой, а после преодоления мелководья поклажа возвращалась на флагманское судно.
Чтобы попасть, условно говоря, из Дона в реки, текущие в Новгород, надо было попасть из верховий одной реки в верховья другой. Места, где посуху перетаскивались суда, назывались волоками. О них напоминают географические названия – Волоколамск, Вышний Волочек и другие.
С наступлением зимы реки превращались в гладкие дороги. Средства передвижения по ним хорошо известны: сани и, судя по всему, телеги тоже. Как одни и вторые выглядели в XIV веке, мы точно не знаем, хотя в ходе раскопок и были найдены части этих транспортных средств – тележные колёсные ободы, например (Новгород Великий). Но, скорее всего, и телеги, и самые распространённые сани – розвальни той эпохи не сильно отличались от тех, что застали наши дедушки и бабушки лет 50-70 назад.
Что касается езды верхом на лошадях, то это была привилегия людей, которые могли себе это позволить. (Хотя тряска в седле – не слишком комфортный способ передвижения на большие расстояния). Безусловно, в седле передвигались не только князья и бояре. Верхом ездили и церковные иерархи, и крестьянин в соседнюю деревню тоже мог на своей пахотной лошадке отправиться. Но всё же повседневная верховая езда, как способ передвижения, являлась уделом аристократии. На лошадях отправлялись в военные походы. Однако кавалькаду всадников при этом обычно сопровождал довольно большой тележный обоз со всем необходимым в походе скарбом – оружием, провиантом и прочим.
Невозможно было представить без лошадей и старинную аристократическую забаву – охоту. Традиционный её сезон был между началом октября и декабрём, когда поля уже опустели. У Толстого всё это подробнейшим образом описано, и, наверное, традиции приёмов загонной охоты и в Средние века, и в XIX веке во многом совпадали.
А самым лучшим временем года для путешествия посуху считалась зима ¬– без распутицы, грязи, с лёгким преодолением в любом месте водных препятствий.
Ну, а в весенне-летний период путешествия были возможны не раньше апреля-мая и не позже сентября. Короток был этот период «транспортной доступности», в отличие от долгого зимнего сезона поездок. И если посмотреть русские летописи XIV века, этот контраст хорошо заметен: если собирались в путь летом на судах, то временная вилка была от весеннего ледохода на реках до предзимнего ледостава. Препятствий не было. А если посуху, обязательно надо было ждать, когда просохнут дороги. И не успевал путешественник оглянуться, как впереди уже маячила осенняя распутица.