03 марта 2025
Куликовская битва: урок литературы
3 марта ежегодно практически во всех странах мира отмечается Всемирный день писателя. Полное название этого праздника – Всемирный день мира для писателя, он был учрежден по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба в 1986 году.
Русская литература на протяжении веков претерпевала различные трансформации, изменяясь вместе с обществом, но неизменным было одно: она откликалась на все значимые исторические события в жизни страны и государства.
Победа в 1380 году русского войска под водительством князя Дмитрия Московского над ордынцами способствовала тому, что Москва стала центром притяжения русских земель, а Куликово поле – Первым ратным полем России, «откуда Русь пошла».
Естественно, столь значимое историческое событие не могло не отразиться и в литературе. А писательство как таковое началось на Руси с летописцев древности. «И от начала миру не бывала такова сила русских князей»: эти слова летописца – рефрен всех памятников литературы, посвящённых Битве. По «горячим следам» сражения (по историческим, конечно, меркам), предположительно в первой четверти XV в., появилась летописная повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», которая вместе с «Задонщиной» и «Сказанием о Мамаевом побоище» составили цикл военных летописных повестей о сражении. Эти произведения древнерусской литературы наполнены патриотическим пафосом авторов, живописующих подробности победы над давним угнетателем – Ордой. В них прославляется русский народ и, конечно, вдохновитель и организатор победы – великий князь московский Дмитрии Иванович, как и другие князья, приведшие на Куликово поле свои дружины.
Отмечается великая цена, заплаченная за победу над степняками, – огромные жертвы русского народа за века до и во время Куликовской битвы, ибо силён был враг. Учёные отмечают, что события 1380 года даются в этих повестях в широкой исторической перспективе: Куликовская битва сравнивается с битвой на Калке, Мамай – с Батыем, а борьба с Золотой Ордой рассматривается как продолжение многовекового противостояния Руси с кочевниками – печенегами и половцами.
Безусловно, нужно учитывать христианскую ментальность князей и войска: после победы они славили Господа, Матерь Божию Богородицу и святых, которые с неба поражали татар. То есть исход боя определялся и попечением высших сил, даровавших победу русским.
«Задонщина» – поэтическая повесть о Куликовской битве, сохранившаяся в шести списках и двух редакциях. Автором этого произведения считается брянский боярин Софоний, ставший впоследствии священником (хотя существует и гипотеза о вторичности его авторства). «Задонщина» написана в духе знаменитого «Слова о полку Игореве» – это песнь славы победителям и стон горя от числа павших на поле брани. Важный вывод автора: победа на Куликовом поле стала результатом преодоления розни, итогом единения русских сил во главе с великим московским князем Дмитрием Ивановичем, вставших рука об руку «за землю русскую, за веру христианскую».
Серединой XV века учёные маркируют возникновение ещё одного значимого литературного произведения: на основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о Мамаевом побоище», дошедшее до нас в более чем ста списках и в шести редакциях. Здесь уже налицо художественность повествования, когда автор стремится не столько к историчности рассказа, сколько к его занимательности, благодаря чему в тексте немало вымышленных, сугубо художественных эпизодов. Так, сообщается о посылке князем Дмитрием в качества посла к Мамаю Захария Тютчева, о посещении московским князем Троицкого монастыря и др. Вымысел в данном случае работает на выполнение авторской задачи: передать потомкам не столько букву, сколько дух событий времён Куликовской битвы.
В ряду произведений древнерусской литературы о Куликовской битве упоминают также «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя руськаго» и другие произведения. Все эти авторы, хотя их имена порой история до нас и не донесла, заложили традицию, фундамент «куликовской литературы».
Тема битвы 1380 года находила широкое отражение и в более поздней отечественной литературе. В печатных изданиях первое упоминание о Куликовской битве было сделано в Житии Сергия Радонежского 1642 г., а затем – в киевском «Синопсисе» Иннокентия Гизеля 1680 г., где впервые было опубликовано «Сказание о Мамаевом побоище».
Одним из первых художественных произведений о Куликовской битве нового времени стала трагедия М. В. Ломоносова «Тамира и Селим» (1750). Написанное в стиле русского классицизма в год 400-летия со дня рождения Дмитрия Донского, это произведение сюжетно построено на исторических событиях 1380 г. Тема Куликовской битвы ¬– одна из центральных, она отодвигает на второй план традиционный сюжет о любви крымской царевны и багдадского царевича. Основным источником при создании трагедии был «Синопсис» 1680 г. В описании Куликовской битвы Ломоносов следует за рассказом Никоновской летописи, возникшей в XVI в., куда «Сказание о Мамаевом побоище вошло» в т. н. «киприановской» редакции. К теме Куликовской битвы Ломоносов также обращается в своих одах.
С конца XVIII – начала XIX вв. внимание к событиям прошлого России постоянно возрастает. К теме Куликовской битвы обращался поэт Г. Р. Державин в своей оде «Мальтийский орден» (1798). 14 января 1807 г. на сцене петербургского Большого театра была поставлена трагедия В. А. Озерова (1796-1816) «Дмитрий Донской». Сюжет пьесы совершенно не соответствовал исторической реальности. Но по словами П. А. Вяземского, Озеров «возвратил трагедии истинное ее достоинство: питать гордость народную священными воспоминаниями и вызывать из древности подвиги великих героев, благотворителей современникам, служащих для потомства».
Отечественная война 1812 г. вызвала мощный патриотический подъем в русском обществе и горячий отклик в русской литературе первой четверти XIX в. В. А. Жуковский (1783-1852) одним из первых посвятил исторической битве на поле Бородина свою романтическую оду «Певец во стане русских воинов» (1812). Певец на бранном поле пробуждает своими гимнами в русских воинам «бодрость, славы жар, и месть, и жажду боя». Дмитрий Донской представал в ряду славных полководцев русской древности, благословляющих потомков на подвиг во имя Отчизны.
Поэты – декабристы рассматривали героические события отечественной истории в качестве средства пропаганды своих политических идеалов: гражданского патриотизма, вольности, ненависти к тирании и деспотизму. Накануне декабрьского восстания 1825 г. были опубликованы «Думы» К. Ф. Рылеева (1795-1826), среди которых одна посвящена герою Куликовской битвы Димитрию Донскому и называется его именем. В стихотворении возникают характерные декабристские слова-образы («народ», «свобода», «граждане», «вольность», «правда» и т. д.). Все оно пронизано призывными речами, ораторством, столь отвечающим духу декабристского творчества. Оценивая значение одержанной Дмитрием Донским победы, Рылеев подчеркивает, что после битвы на Куликовом поле «расторгнул русский рабства цепи».
В русле декабристской поэзии развивалось и творчество молодого Н. М. Языкова (1803-1846). В своих ранних стихотворениях «Песнь барда во время владычества татар в России» и «Баян к русскому воину при Дмитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве» (1823) поэт прославляет «дела отцов».
Тема Куликовской битвы не раз звучала в творчестве многих известных русских поэтов и писателей – А. Н. Майкова (1821-1897) («Кантата», 1883), И. А. Бунина (1870-1953) («В Орде», 1916), В. А. Гиляровского («Русь истомилась в неволе», «С той Куликовской победы», 1914), А. А. Ахматовой (1889-1966) («По той дороге где Донской», 1913).
Самое яркое художественное воплощение события 1380 г. получили в творчестве Александра Блока. Куликовская битва, тема которой вводится Блоком в контекст драмы «Песня судьбы», цикла лирических стихотворений «На поле Куликовом», статьи «Народ и интеллигенция», показана, прежде всего, как историческое событие. В то же время Блок придает сражению особый символический смысл, связывая это великое событие русской истории не только с прошлым, но и с будущим. Он снабдил цикл «На поле Куликовом» следующим примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».
Пять стихотворений цикла воспринимаются как единая лирическая поэма. Название цикла продуманно и точно. Здесь акцент смещен с хода Куликовской битвы, которую вспоминает герой драмы «Песня судьбы», на само поле Куликово. Поле – историческое место, лоно, в котором рождена независимость России, сумевшей смести со своего пути грозные силы завоевателей. Перед лицом смертельной опасности русские отстояли свое историческое право на национально-самобытное развитие. Цикл наполнен живым ощущением неразрывной связи времен и поколений. Исход грядущей битвы, равнозначной Куликовской, предрешается в поэтически обобщенном виде как преодоление тьмы светом:
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
Поэт зовет своих современников и потомком к новым боям добра и света с силами тьмы и мрака «страшного мира», мира насилия и вражды. Сердце патриота, гражданина «не может ... жить покоем», и в этом – глубокий философский, нравственный смысл лирического цикла А. Блока «На поле Куликовом».
В современной русской литературе также содержится пласт книг военно-исторического плана, а также художественных произведений о событиях 1380 года. Можно вспомнить, например, «Повесть о Митяе» (1978) Г. Прохорова о том, как Дмитрий Донской пытался поставить во главе русской Церкви близкого себе человека; роман «Искупление» (1984) В. Лебедева с повествованием о битве на Куликовом поле и о времени, ей предшествующем; «Поле Куликово. Эхо Непрядвы» (1989, сборник) В. Возовикова; «Зори над Русью» М. Рапова и многие другие.
Вышло множество книг, библиография – гигантская: произведения во всех жанрах и формах, посвящённые Куликовскому сражению, насчитывают сотни и тысячи названий и авторов. Сориентироваться в этом литературном море интересующимся отечественной историей помогают специалисты музея-заповедника «Куликово поле», скрупулёзно собравшие и систематизировавшие произведения, так или иначе касающиеся всего, что связано с Первым ратным полем России. По адресу https://kulpole.ru/bitva/literatura можно найти всеобъемлющий банк данных «Литература о Куликовской битве и Куликовом поле».