Назад

19 марта 2023

Коты в русской истории: от князя Владимира до Петра I

Март – кошачий месяц. На Куликовом поле в самом начале весны посвятили этим милягам персональную встречу. Заместитель заведующего Музейного комплекса «Куликовской битвы» в Моховом Ольга Попова представила на лекции историю кошек в России. В Блоге публикуем интересные факты о кошачьих, начиная с основателей усатого племени на Русской земле. 

Происхождение кошек на Руси доподлинно неизвестно. Существует мнение, что первую кошку к нам завезла византийская принцесса Анна, жена Владимира Святославича. Также есть вероятность, что кошки «приплыли» в русские земли вместе с кораблями викингов. Как бы то ни было, кошка в Древней Руси была редкостью или даже «экзотическим товаром». Это подтверждают археологи. Например, при раскопках Рюрикова городища в Великом Новгороде были обнаружены костные останки всего 6 кошек, относящиеся к IX-X векам, и 5 – к XI-XII векам. Костных останов других животных - и домашних, и диких - обнаружено намного больше.  

Ольга Попова заключает, что с древности и вплоть до сегодняшнего дня кошка является единственным животным, допущенным в православных храм. Это может быть связано с первой версией о византийском происхождении кошек на Руси, ведь с принцессой Анной пришла не только кошка, но и христианство. Вторая версия, более реальная и прозаическая. Храмы на Руси были в основной массе своей деревянные, подверженные негативному воздействию грызунов, а для мышей и крыс, как известно, страшнее кошки зверя нет. Даже сейчас в стенах древних храмов Владимиро-суздальской земли сохранились лазы для кошек.

Впервые в документах кошки появляются в Новгородской первой летописи, в записи под 1230 годом. Этот год был очень страшным и трагичным для всей Европы, и для Руси в частности – небывалые природные катаклизмы вызвали страшный голод. Свидетельства говорят: «Яко инии простая чадь рѣзаху люди живыя и ядяху, а инии мьртвая мяса и троупию обрезающе юдахоу. а дроузии кониноу, псиноу,кошкы...». 

В эпоху Средневековья кошки очень дорого стоили. В памятнике церковного права XIV века «Правосудие митрополичье» приводятся цены на сельскохозяйственных и домашних животных. Кошка стоит 3 гривны, как и пахотный вол, гораздо дороже, нежели корова и конь. В этом же памятнике есть и статья, согласно которой за убийство кошки нужно заплатить гривну штрафа и предоставить новую кошку хозяину взамен убитой. 

В XV веке в популярном литературном произведении византийского происхождения Палее, содержащем апокрифические рассказы из ветхозаветной истории, дается библейское объяснение происхождения кошек. Согласно ему, дьявол, проникнув на Ноев ковчег, обратился в мышь и начал грызть борта ниже ватерлинии. Тогда, по молитве Ноя, в ковчег пришел «лютый зверь» лев и чихнул («прыснул»). Из его ноздрей выскочили кот и кошка и уничтожили дьявольскую мышь. «...оттоле нача бытии коты» - резюмирует автор.

Истории о котах содержатся и в «Житии Никандра Пустынножителя», православного монаха, основателя Никандровой пустыни на Псковщине. Один раз кот приснился странствующему Никандру, и это так его удивило, что он проснулся и увидел двух волков, которые готовились напасть на него. Но посохом и молитвой вовремя разбуженный котом Никандр волков прогнал. Второй раз в «Житии» кот упомянут в рассказе об исцелении Никандром  от душевной болезни юноши Иосифа. Тот получает задание от преподобного – найти и принести ему в обитель кота. Преодолев немалые расстояния и хитрые дьявольские козни, Иосиф доставляет кота Никандру.  

Коты не всегда выступали спасителями, а оказывались безжалостными убийцами не только мышей, но и людей. Настоящий хоррор разыгрался в 1597 году в уральском городке Верхнетагиле. «Соликамский летописец» сообщает: «…воевода Рюма Языков был заеден казанским котом, который был при нем несколько лет безотлучно». Сибирская летопись сообщает об инциденте в подробностях - «А воевода в нем был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезен казанской кот большей. И все-де ево подле себя держал Рюма. И тот кот спящему ему горло преяде и до смерти заяде в том городке» .

«Коты казанские – это, по одной версии, исчезнувшая порода крупных котов, по другой – прирученные камышовые коты или прирученные манулы», - уточняет Ольга Попова. 

Казанский кот – самый популярный в фольклоре. Вспомним героя лубка «Как мыши кота хоронили». Основная версия, объясняющая его сюжет,  - конфликт Петра I и старообрядцев, вылившийся в рисованные аллегорические похороны царя. Современный татарский филолог Фаюмов возводит время возникновения лубка к XV веку, ко времени освобождения Руси от власти Золотой Орды. «Кот  казанской. Ум астраханской, разум сибирской, сладко спал, сладко ел, сладко бздел (ПРОСТИТЕ, НО ТАК В ИСТОЧНИКЕ!!!) и наконец околел».

Продолжение следует... Мяуууу!