09 декабря 2025
Колядки по-куликовски: кто во что рядиться горазд
Ряжение – одна из традиций святочного цикла. До революции этот праздничный период начинался с 25 декабря, с «Рожжества», когда православный народ праздновал Рождение Иисуса Христа. Продолжались Святки до Крещения Господня - по старому стилю завершались 6 января. С принятием григорианского календаря и нового стиля даты Святок теперь такие – с 7 по 17 января. 18-го верующие уже начинают готовиться к Крещенскому сочельнику. В некоторых населенных пунктах Куликова поля новогодние торжества длились до 21 января, завершаясь, по словам стариков, «на третий день Крещения».
Конечно, захватывает этот период и новогодняя ночь, а в традициях прошлых веков - Васильев вечер, отмечаемые в промежуток с 31 декабря по 1 января.
Святки – праздник всех возрастов. Ему были присущи разнообразные увеселения. Народ переодевался особым образом и колядовал на Рождество, Новый и Старый Новый год - ходили по домам соседей и пели хвалебные или ругательные песни, собирали угощения и пировали вскладчину до утра.
У традиции были разные диалектные названия. Такие известны у жителей Куликова поля: «ходят коляды», «наряжались в колядушки», «колядили»…
В народной памяти закрепилось, что колядовать ходила в основном молодежь. Некоторые жители памятного места вспоминали, что включались в общее веселье также и старики, а у детей в особые дни Святок были свои роли. В Богоявленке колядующие разделялись на группы: «хадили атдельна - старики и маладежь...».
Этнографы музея-заповедника «Куликово поле» записали множество свидетельств о колядках. Но давайте по порядку: чтобы все устроить по правилам, нужно подобрать достойный наряд…
«Во многих случаях ряжение представляет собой бесхитростное увеселение, состоящее в том, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемым и дурачить, веселить или пугать окружающих своим комическим видом», - описывал традицию русских аграрных праздников фольклорист Владимир Пропп. Чем здесь похвастаются куликовцы?

Шубы, поневы, платки: этнографическая коллекция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» уже для выставок, не для колядок, а раньше...
У ватаги шутников была героиня Коляда. Как и на Масленицу, ее изображала женщина или сразу несколько жительниц, где-то эту роль играли мужчины. Как сообщали старожилы села Себино, из деревень Журишки, Прилипки, Березовки, Чебышей, Орловки, Даниловки, поселков Епифань и Грибоедово во время колядования жители надевали шубы навыворот. Селянки Починок - фартук. В деревне Ивановке же героиня колядок крепила на голову овечье руно - это шерстяной покров овцы, снятый целым пластом и не распавшийся после стрижки животного. Как считают фольклористы, аксессуар придавал владельцу «хохлатость» и «косматость».
Колядующие практиковали своеобразный травестизм: «юбка на малого, на девок - брюки» - вспоминали на Куликовом поле, в Татинках. Виктор Иванович 1936 года рождения из поселка Грибоедово рассказывал, что мужики повязывали платок.
В деревне Курцы «наряжались старухами, стариками, цыганами...», в Екатериновке «хто невестами, хто женихами». Епифанцы и жители Богдановки отмечали, что старые женщины надевали на Святки юбки-поневы. Колядующие рядились в «рванину», лохмотья. В Шаховском рассказывали: « … идут, все наукрашенные, намулеванные... бывало, все тряпки, все платки саберут, нарядяться - и пашли... Хадили па домам».

Маска козы на интерактивной новогодней программе в музее «Тульские древности»
К необычной одежде в Епифани добавляли маски и прицепляли рога. В Хворостянке, Себино, Прилипках обсыпались мукой. Куркинцы из деревень Донские Озерки и Даниловки привязывали бороду, последние - «из мачельника» - конопляных волокон. В Татинках и Прилипках до 70 годов XX века колядовщики мазали лица сажей. Епифанцы до последнего времени разрисовывались помадой.
Этнограф Игорь Пешехонов в ходе экспедиции на Куликово поле в 2008 году записал в селе Гагарино за Зинаидой Николаевной Корнеевой 1944 года рождения: «Каждый год приходила Коляда, и не адна, а две, три. Щас ходють дети, - рассказывала собеседница, - шубы навыворот, валанки белые… Меня мать нарядила. Бороду, брюки, пиджак, шапочку…Сажей мазались, свеклой».
Этнографы и в других регионах наблюдали схожие образы. Колядующие выбирали типы, непохожие на своих деревенских жителей, вели себя необычно: ряженые плясали, кувыркались, дурачились, говорили писклявыми голосами. Комический эффект сопровождался запугиванием. А для этого нужны спецсредства…
Любовь Котикова
Публикация создана по материалам этнографических исследований специалистов музея-заповедника «Куликово поле» и на основе труда Владимира Проппа «Русские аграрные праздники» 2000 года. В качестве иллюстраций использованы изображения предметов из музейной коллекции. Специально для проекта «Поле. Русское поле» газеты «Аргументы и факты в Туле» к 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию сражения.
