Назад

18 ноября 2024

Как в прошлом туляки признавались в любви к котикам

Всю прошлую неделю столичные СМИ обсуждали находку 400-летних изразцов с «кошками в коронах». Исследователи утверждают, что они были изготовлены московскими мастерами. Музей-заповедник «Куликово поле» не мог пропустить эту новость. Тульская археологическая экспедиция работала на территории Гончарной слободы в Заречье, исследовала исторический центр города и многое знает о жизни туляков. На копленные материалы в следующем году будут представлены на новой выставке в Пространстве «Археология», посвященной известнейшему промыслу региона. Мы поговорили с археологами и реставраторами музея-заповедника и обратились к фондам с целью выяснить, украшали ли тульские мастера свою продукцию кошачьими образами.

А был ли котик? 

Специалист Тульской археологической экспедиции, реставратор Инна Маркина, взглянув на московские артефакты, уточнила: «Ольга Глазунова, научный сотрудник Института археологии РАН, в статье «Заменяли телевизор и кино, и книгу» – некоторые сюжетные линии московских печных изразцов XVII века», опубликованной в 2022 году в журнале «Наследие и современность», подобное «кошачье» изображение определяет как мантикору. Это легендарное существо из древнеперсидской мифологии с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона. Мотив с мантикорой попал на московские печи с северных европейских, использовался непродолжительное время. Подобные изразцы встречаются только в ранних печных наборах конца XVI -  начала XVII века».

В Туле, отмечает Инна Маркина, кошачьи «следы» тоже сохранились на изразцах. В фондах музея-заповедника «Куликово поле» есть несколько артефактов с изображениями льва, барса, грифона. 

При охранных раскопках на территории Гончарной слободы, которые проводились в 2013-2014 годах перед строительством новостройки на пересечении улиц Луначарского  и Герцена, были найдены фрагменты неглазурованных полуфабрикатов и глазурованного изразца для обкладывания бытовой печи конца XVII - начала XVIII века. На них отпечатан сюжет битвы льва и единорога. Изразцы были изготовлены тульскими мастерами из светложгущейся глины. «Глиняное тесто при обжиге приобретает персиковый оттенок из-за малого содержания железа в нем, - уточняет Инна Маркина, - а вот московские изразцы терракотовые - яркие, красные». 

Неглазурованный полуфабрикат изразца с сюжетом борьбы льва и единорога (конец XVII – начало XVIII века)

Сюжет битвы льва и единорога широко распространенный. Есть мнение, что борьба этих животных символизирует победу лета (в образе льва) над весной (в образе единорога), двух миров – наземного и подземного. Подобный символизм широко встречается в геральдике, литературе, архитектуре, музыке, изобразительном искусстве.  Наверняка, он нравился и тульским мастерам. «Все изразцы в Туле изготавливали при помощи керамических матриц-штампов, это техника отминки, - рассказывает Инна Маркина, - На раскопках Гончарной слободы были обнаружены формы для изготовления изразцов  с растительно-геометрическими композициями. Матриц от дерущейся парочки - льва и единорога - не находили».

Не лев, но каков!

Еще один кошачий образ с тульского изразца демонстрирует во всей красе грифона. У мифического крылатого существа туловище льва, а голова орла. В прикладном искусстве Средневековья и раннего нового времени грифон - отважный и непобедимый зверь, помогающий людям, но его образ имеет противоречивый характер и может представлять как Спасителя, так и Антихриста. «Это редкий образ для провинции. Фигуры грифонов встречаются на рельефных керамических плитках из Москвы. Широко были распространены муравленые рамочные изразцы с изображением грифона с надписью «Грив зверь лютый». Один из подобных изразцов найден при раскопках в Тульском кремле» - комментирует образ Инна. 

Поясной изразец с изображением грифона, 2 половина XVII века.  Из раскопок Тульской гончарной слободы (2013-2014) 

Фрагмент полихромного глазурованного изразца найден также в Гончарной слободе. Это единственный в своем роде экземпляр из раскопок в Туле. Относится к поясковым изразцам, которыми оформлялись переходы между ярусами на печах в середине XVII - начале XVIII века.

Предмет существенно отличается от находок из тульской Гончарной слободы. Цвет обожженной глины – оранжевый, в ней примесь крупного песка, глазурь синяя и желтая. Как считает Инна Маркина, возможно, находка археологов музея-заповедника «Куликово поле» из Европы. 

«На нашем фрагменте грифон изображен в геральдической позе: хвост и левая лапа приподняты вверх, длинные когти выпущены, - рассказывает специалист. - Сохранилась только половина предмета. На второй части изразца, скорее всего, также находился грифон. В подобных парных композициях между фигурами располагался стилизованный растительный мотив».

Барсы – тоже котики

В компании с львиным семейством на тульских изразцах - барсы. Они, как и львы, символизируют отвагу, свирепость и готовность сразиться с любым противником даже в одиночку.  

В коллекции музея-заповедника «Куликово поле» несколько фрагментов изразцов с изображением барсов. Они были найдены в разных точках исторического центра Тулы - в Заречье и самом центре, на улицах Луначарского, Советской, Союзной. Сюжет на них  тоже вполне традиционный – барс, сидящий под древом жизни. «Барсы, сидящие под древом – довольно распространенный сюжет среди московских рамочных терракотовых изразцов. Видимо, он тоже приглянулся тульским гончарам и активно тиражировался, - замечает Инна Маркина. – Все изразцы с барсами выполнены из светложгущейся глины.  Мы предполагаем, что они местного производства, но пока это гипотеза – нужно делать анализ глиняной массы». 

Половинка от углового изразца печи с барсами под древом жизни первой половины - середины XVII века

По стилистическим особенностям, ученые датируют тульских барсов первой половиной - серединой XVII века. Как правило, это была парная экспозиция. Изразец с целым животным в коллекции музея-заповедника «Куликово поле» - это половинка от углового элемента: второй барс сидел на другой стенке печи, отвернувшись от собрата.  

Широкомасштабные раскопки на территории тульской Гончарной слободы позволили ученым музея-заповедника «Куликово поле» сделать вывод, что изразцовое производство в Туле существовал с 60–80 годов XVII до конца XVIII века. Практически все виды изразцов, найденные в Гончарной слободе, встречались и при раскопках исторического центра города, что говорит о популярности «своего» товара среди туляков.

А если не гончары? Кто еще любит котиков? 

В 2024 году археологи музея-заповедника «Куликово поле» продолжили изучение епифанских казачьих слобод XVI - XVII веков. Были найдены более сотни артефактов, и одним из самых примечательных среди них стал бронзовый мужской  перстень-печатка с изображением животного, очень похожего на льва. Кому он принадлежал – не известно. Обнаруженные в ходе археологических исследований предметы весьма редко удается персонифицировать, однако  эта находка может кое-что рассказать о своем хозяине. «Перстни-печатки не относятся к категории очень редких находок. Это потому, что они в XVI-XVII веках очень часто использовались людьми, в особенности служилыми людьми, в качестве личного опознавательного знака, и прикладывались своим владельцем к документам в качестве личной подписи, – комментирует находку научный сотрудник отдела археологических исследований музея-заповедника «Куликово поле» Кирилл Фомин. -  Данная печатка и по своим размерам, и по нестандартности изображения (возможно, льва) и по качеству проработки говорит об довольно высоком иерархическом статусе своего владельца. По всей видимости, ее владелец мог относиться не к рядовым служилым казакам, а являлся одним из десятников или даже сотником, ввиду чего его подпись – оттиск изображения перстня-печатки - должна была ярко выделяться и быть безусловно узнаваемой».

Перстень-печатка с изображением льва XVI-XVII веков

Большая кошачья «семья» также встретит на выставке «Воины Великой степи. Юг русской равнины в VIII-X веках» в Музейном комплексе «Куликово поле» в Моховом. Здесь изображения хищников из семейства кошачьих представлены на поясных накладках, наконечнике ремня, под кошку стилизована даже крохотная ручка копоушки. Эти элементы  поясной гарнитуры, конского снаряжения  и туалетной принадлежности VIII–X веков с территории Северного Кавказа являются настоящими произведениями искусства. Стили их оформления вобрали в себя изобразительные традиции тюркских, иранских, финно-угорских и других народов. 

 

 

Копоушка IX-Х веков в виде миниатюрной ложечки с зооморфной ручкой в виде хищного млекопитающего

К серии предметов с образами кошачьих на выставке дан комментарий: «В нартовских легендах часто упоминаются хищные кошки. Например, главный герой – богатырь Батраз – обращается в барса как защитника справедливости. Хищники семейства кошачьих обладают такими качествами, как хитрость, а слово «кошка» также имеет значение «хитрый, лукавый». 

Ременная накладка IX-X веков в виде рельефного изображения головы кота

 

Любовь Котикова

Руководитель пресс-службы 

Государственного музея-заповедника «Куликово поле»