Назад

13 сентября 2021

К 641-й годовщине Куликовской битвы. Продолжение

1980 год был в СССР, прежде всего, годом Московской Олимпиады. Этим событием большого международного масштаба жило и руководство страны, и советское общество. Но за миром спорта не было забыто и грядущее юбилейное событие, которое, если и уступало Олимпиаде по размаху, но по значению было нисколько не меньшим. На сентябрь планировалось празднование 600-летия Куликовской битвы. Был создан оргкомитет по подготовке и проведению юбилея сражения. 

От властей страны за подготовку отвечали Министерство культуры, были задействованы и партийные, и советские органы, в Тульской области – обком КПСС, управление культуры и другие ведомства и учреждения.

Не осталась в стороне и православная церковь.

Так, в сборнике № 22 «Богословских трудов» Московской Патриархии автор Н. А Моисеев, предваряя работу «600 лет победы на Куликовом поле. Библиография», писал в 1981 году: «Событие, которое отмечала вся наша страна в 1980 году в связи с победой на Куликовом поле, стало живым символом русского народа и его истории. Празднование этого события Русской Православной Церковью засвидетельствовало, как это было всегда, её патриотическое служение народу — радуясь его радостью, возводя всё к славе Божией, и печалуясь его печалью, возлагая на себя немощи немощных (Рим. 15, 1).

 «С войны не бегают, а сражаются до последнего издыхания, чтобы получить доблестный конец», — учит признанный всем православным пародом оптинский старец иеросхимонах Амвросий, выражая этими словами общецерковное сознание во взгляде на войну физическую, и вместе — на брань духовную, которые взаимосвязаны по существу… Церковь воплощает в жизнь идеалы Христовы. И если они нередко совпадают с общественными идеалами, в этом следует усматривать Промысл Божий в Домостроительстве спасения всего человечества. И мы радуемся совместно, радостью по Богу.

Силам зла невыносима эта радость и потому они стремятся омрачить ее, внедряя в жизнь зависть, рознь, подозрительность, злую ревность, гордыню — как это было на Руси перед татаро-монгольским нашествием.

На вопрос, в чём состоит современное и, как свидетельствует мировая история, непреходящее значение победы на Куликовом поле, ответить можно однозначно: это была крестная жертва русского народа, исполнившего Евангельскую заповедь (Ин. 15, 13). Никогда в истории человечества кровь православных христиан не проливалась напрасно, особенно во время ключевых исторических событий, каким была Куликовская битва за свободу народов земли. На поле Куликовом встретились не просто русская сила с силами орды невиданных для того времени масштабов. Произошло столкновение благодатной духовной силы русского народа с «поганью и нечистью», по мудрому определению монаха-летописца.

Копье воина Христова, схимонаха Александра (Пересвета) стало знамением победы в низложении гордыни».

В описании значения Куликовской битвы и победы в ней в год юбилея сражения с церковными мыслителями были солидарны, казалось бы, формально их антагонисты – учёные.

Журнал «Наука и жизнь», № 9 за 1980 год. Заместитель директора Государственного исторического музея, кандидат исторических наук А. Шкурко написал: «В истории русского народа Куликовская битва стала переломным событием в борьбе с Золотой Ордой за свержение ненавистного ига. Донское побоище, как его называли современники, сделалось символом непобедимости народа в борьбе за свою независимость… 

В 1849 году на вершине холма возник величественный монумент «Князю Дмитрию Ивановичу Донскому от признательного потомства». Шесть десятилетий спустя рядом с ним был построен храм-памятник. Именно в этом замечательном памятнике в 1980 году решено было открыть первый в стране музей Куликовской битвы… К сожалению, материалов эпохи Куликовской битвы, особенно вещественных, в музейных собраниях сохранилось немного. Каково было подлинное вооружение самих участников Куликовской битвы? В музеях сохранились в настоящее время только наконечники от двух копий и дротика, кольчуга, найденные в районе сражения. В этом году сотрудники Исторического музея вместе с сапёрами пробовали с помощью миноискателя найти предметы вооружения в районе сражения, однако поиск оказался безрезультатным».

Забегая вперёд, скажем, что последователи археологов 80-х годов спустя три десятка лет были уже более подготовленными к поиску. Сотрудники Государственного музея-заповедника «Куликово поле» восполняют пустоты в экспозициях: в 1995-2000 годах совместно с Верхне-Донской археологической экспедиции ГИМ были начаты первые рекогносцировочные исследования в различных частях Куликова поля с применением уже не допотопных армейских металлоискателей, а «продвинутых» металлодетекторов. В ходе работ совершенствовалась и методика поисков. И находки не заставили себя ждать: уже в 1995 году были найдены первые реликвии современной археологической истории Первого ратного поля России.

«Собирая материал для музея на Куликовом поле, – продолжает А. Шкурко, – мы обнаружили в отделе письменных источников Исторического музея второй экземпляр интереснейшего документа первых лет революции – Охранную грамоту Наркомпроса: «Сим удостоверяется, что Храм-памятник на Куликовом поле Епифанского уезда Тульской губернии состоит под охраной Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению, реквизиции не подлежит». Грамота подписана 31 октября 1918 года».

Времена становления советской власти канули в прошлое, разразилась и победно закончилась Великая Отечественная, прошли периоды послевоенного восстановления народного хозяйства, хрущёвской оттепели, настали 80-е годы. Одни называют их периодом развитого социализма, другие – эпохой брежневского застоя. Вторых – больше. Но одного у восьмидесятых не отнять: хотя это и называют «побочкой» от экспансии идеологии, однако духовное развитие трудящихся и подрастающего поколения, внимание к гуманитарным аспектам науки, к истории Отечества, знания о знаменательных событиях прошлого – это было альфой и омегой процесса воспитания советского человека. И люди были куда как более образованны в этом плане. 

Поэтому и празднование 600-летия Куликовского сражения, с одной стороны, вышло далеко за рамки Тульской области, а с другой –нашло отклик и в сельских школах, и в районной прессе. 

Куркинская газета «Вперёд» 12 августа 1980 года рассказала об открытии на поле первого музея Куликовской битвы: «Открывая митинг, заместитель председателя исполкома Тульского областного Совета народных депутатов Н. Г. Макаркин сказал: 

– Мы открываем сегодня музей, посвящённый бессмертному подвигу русского народа. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, вручая Туле «Золотую звезду» города-героя, говорил, что в такие знаменательные дни особенно остро воспринимается связь времен, так как все наши сегодняшние достижения опираются на то, что создано нашими предками. Победа русского народа на Куликовом поле явилась началом всех его побед над иностранными захватчиками, приходившими на нашу землю».

К собравшимся на Красном холме, пишет газета, обратился также председатель оргкомитета по подготовке и проведению намечавшегося через месяц празднования 600-летия Куликовской битвы секретарь Тульского обкома КПСС М. Ф. Макаров: «Победа объединённых русских войск над полчищами Мамая положила начало освобождению Руси от Золотоордынского ига. Мы благодарим правительство Российской Федерации за создание на Красном холме мемориального комплекса, мы благодарим реставраторов, музейных работников, архитекторов за создание замечательного музея».

Из гостей, как сейчас бы сказали, федерального уровня на церемонии открытия музея был министр культуры РСФСР Ю. С. Мелентьев, подчеркнувший в своём выступлении, что «русский мужик, пахарь наголову разбил полчища Мамая и спас народы Европы от порабощения».

На митинге выступили также доктор исторических наук, профессор Тульского педагогического института им. Л. Н. Толстого В. Н. Ашурков и офицер Советской Армии Ю. Л. Пятницын, проведший параллели между Куликовской битвой и сражениями Великой Отечественной войны: «Обходя Тулу с юга, немцы подошли к Куликову полю, где насмерть стояли воины Дебальцевской дивизии. 5-6 декабря начался исторический разгром немцев под Москвой. И здесь под ударами 10 армии генерала Голикова фашисты позорно бежали с Куликова поля, как когда-то бежали отсюда золотоордынцы». 

Не могла обойти это событие и центральная пресса. «Комсомольская правда» 12 августа 1980 года опубликовала большой материал под заголовком «То поле засеяно славой». Специальные корреспонденты издания, побывавшие на Куликовом поле, писали: «Россия всегда была безмерно благодарна своим витязям, победившим в славный день 8 сентября 1380 года. И храм Сергия Радонежского – памятник им – возвела. В канун 600-летия битвы в нём открыт музей.

Во время Великой Отечественной войны церковь была сильно повреждена, но крохотный музейчик при ней работал. Вячеслав Иванович Боть, директор Тульского краеведческого музея, вспоминает, как он впервые приехал на Куликово поле в 1958 году: «Тогда сторожем здесь был Захар Фёдоров, человек трудной судьбы. Он просто поразил меня тем, как бережно хранил книгу, в которую люди, побывавшие на Куликовом поле, заносили свои отзывы. Этим отзывам нет числа».

Журналисты «Комсомолки» поделились своими впечатлениями об открывшемся в тот день на Куликовом поле музее.

«В музее четыре зала. Экспонаты, размещённые в них, рассказывают об истории борьбы с ордынцами, о том, какое отражение нашёл народный подвиг в книгах, в искусстве. Экспозиция оформлена с большой любовью, экспонаты разнообразны. Но особенно запоминается витрина, в которой выставлены наконечники копий, кольчуги и кресты русских ратников, найденные на Куликовом поле. Впечатляет и скульптура Дмитрия Донского работы Комова. Особо хочется сказать о двух картинах, написанных палехскими художниками.

Сотни людей приехали и пришли на открытие музея. У дверей нескончаемая очередь. Порог переступают двое: отец и сын. Отец положил мальчишке на плеч руку:

– Сними кепку, сынок!». 

(Окончание следует).

Научный сотрудник  музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Антонов