Назад

11 марта 2021

К 30-летию Тульской археологической экспедиции

В 2021 году исполняется 30 лет с момента начала деятельности Тульской археологической экспедиции (ТАЭ) – первой в регионе организации археологов-профессионалов, которая стояла у истоков Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Археологических памятников на территории Тульской области немало, но зарождение и развитие тульской археологии как синтеза науки и практики неразрывно связано с Куликовым полем. После празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы (1980) археологические раскопки на территории Куликова поля вели сотрудники Государственного исторического музея (ГИМ). В ноябре 1990 года в журнале «Поле Куликово» археолог Олег Заидов поведал о раскопках на юго-востоке Кимовского района. Накануне разведка ГИМ отработала этот участок, выявив скопление вспаханных костей. «Кубометры земли отвала, перетёртые руками, дали немного древнерусской керамики да человеческие кости, безжалостно раздробленные плугом за многие годы машинной вспашки, – рассказывает автор. – Расчистка костяка – одна из самых сложных и кропотливых работ. Но не проходит и полутора часов… Вот они!.. Останки трёх человек!»

Министерство культуры РСФСР организовывало работы по изучению Куликова поля, для чего выходило на Тульский облисполком с просьбой о выделении средств на питание, транспорт и прочие экспедиционные расходы. Начальству Верхне-Донской археологической экспедиции ГИМ, изучавшей Куликово поле, приходилось регулярно наведываться в Тулу и «выбивать лимиты» на обеспечение работы археологов. Набирали практикантов-историков для участия в раскопках. Так в большую науку попали Владимир Гриценко, Андрей Наумов, Роман Клянин, Олег Заидов и другие ныне известные тульские археологи. Все первопроходцы – выпускники исторического факультета Тульского (тогда ещё) педагогического института конца 80-х годов. Базовое историческое образование, по их словам, было существенным преимуществом. В некоторых западных университетах есть узкая специальность «археология» без фундаментального изучения истории. Но это лишь ремесло и набор технических приёмов: без исторического видения не овладеть в полной мере искусством интерпретации находок, что является основополагающим в умении выстраивать картину древнего мира не только в его материальной ипостаси, но и в социокультурном плане. 

По словам пионеров тульской археологии, тогда совпали, с одной стороны, желание молодых тульских историков серьёзно заниматься археологией, а с другой – потребность учёных ГИМ в руководителях групп, которыми и стали Наумов, Гриценко, Заидов, Клянин и другие молодые историки. Они сразу зарекомендовали себя перед столичными учёными авторитетами как увлечённые археологией и трудолюбивые молодые люди, активно овладевавшие полевыми навыками, постоянно стремившиеся к получению новых знаний и быстро растущие в профессиональном плане. В результате в момент выпуска из ТГПИ они все уже имели открытые листы Института археологии Академии наук СССР, то есть по сути являлись профессиональными археологами. С 1938-го и до 1987-1988 годов ни одного человека со специальностью «археология» в Туле не было. 

Юридическое оформление Тульской археологической экспедиции в 1991 году стало моментом рождением команды археологов-профессионалов. До этого действовало историко-археологическое товарищество тульского молодёжного объединения «Центр», но именно образование Тульской археологической экспедиции ознаменовало переход от увлечённости и хобби к профессиональной деятельности. В 1991 году Тульская археологическая экспедиция работала при Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры администрации Тульской области.

Стартовый период деятельности ТАЭ проходил в трудных условиях. Распад СССР, августовский путч, разгул криминала, дефицит всего, обнищание огромных масс людей… На раскопки, на всесторонний научный анализ находок и организацию хранения требовались средства, которых негде было брать. Более неподходящего времени для развития науки трудно придумать. Однако именно в тех условиях по сути и родилась тульская археология. Учёные держались на подвижничестве и энтузиазме – более того, сегодня они называют то нелёгкое время самым счастливым в своей жизни, ибо именно тогда они смогли реализоваться и воплотить в жизнь свою мечту… 

Они издали несколько научных сборников, подготовили научную смену, занимались популяризаций исторических знаний. И, конечно, организовывали раскопки и на Куликовом поле, которое преподносило всё больше загадок, а также проводили исследования в районах области и в самой Туле. ТАЭ в те годы провела ряд раскопок, результаты которых заявили о Туле как о регионе, богатом на историко-археологическое наследие.  

Также тульские археологи, как могли, бились за сохранность памятников. Дикий рынок требовал земельных участков, невзирая ни на какие гуманитарные соображения. Газета «Тула» 2 октября 1991 года писала под заголовком «Докопались!»: «У археологов, ведущих раскопки в историческом центре города, – сенсация! В непосредственной близости от кремля обнаружен комплекс XVIII века… Совершенно очевидно: в Туле сохранился слой этого времени, и раскопки должны быть продолжены… Руководитель раскопок Роман Клянин заявил: «Я знаю, что у городских властей имеются планы по застройке данной территории. В свете последних находок есть смысл обратиться к экспертам института археологии АН СССР и только после их заключения продолжать здесь что-либо делать. Если, конечно, мы не хотим прослыть варварами…».

Об этом же писал в газете «Тула вечерняя» в июле 1992 года начальник отряда ТАЭ Андрей Наумов. Он рассказал об охранных работах по трассе будущей ливневой канализации и об археологической траншее от башни Водяных ворот до Одоевской башни Тульского кремля. Он поведал об обнаружении археологами бревенчатых фундаментов кремлёвских усадеб XVI-XVII веков и напомнил о главном правиле, «которым мы все должны руководствоваться, приступая к этим работам. Как и у врачей, у археологов оно звучит так же: «Не навреди!» В противном случае мы рискуем потерять, может быть, единственный в своём роде, уникальный участок культурного слоя кремля, который сохранил в себе следы былой многогранной жизни наших предков».

Зачастую археологи буквально вскакивали в последний вагон уходящего поезда, в пожарном порядке «выбив» разрешение на остановку какого-нибудь строительства для производства раскопок. Тем не менее, и в таких условиях им удавалось делать уникальные находки. К слову, львиная доля материальных свидетельств древности в регионе, увидевших свет и ставших достоянием науки, обнаружены и описаны трудами участников Тульской археологической экспедиции. В 1993 году в усадебном комплексе начала XX века на пр. Ленина, 47 областного центра по решению Тульского городского совета народных депутатов открылся муниципальный историко-археологический музей «Тульские древности» имени Н. И. Троицкого. 17 мая 1995 года в там была торжественно открыта археологическая экспозиция, посвященная истории Тульского края от каменного века до создания Тульской губернии в XVIII столетии. Основную часть фондового собрания музея составили археологические коллекции, собранные Тульской археологической экспедицией в начале 1990-х.

Научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Андрей Антонов