Старая версия сайта Узнать цены
Блог музея
20202019201820172016201520142013
Выставка «Над Непрядвой и Доном»
6 июля
Легенда о музейной ценности
18 мая
Епифань в годы Великой Отечественной войны
6 мая
Герой Советского Союза Дмитрий Семенович Гераськин
29 апреля
Родом из села Монастырщино. Герой Советского Союза Сергей Дмитриевич Горелов
29 апреля
Музейная книга «Тайны и загадки поля битвы»
15 апреля
Музейная книга «И в пир, и в мир, и в добрые люди…»
15 апреля
Музейная книга «Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов»
15 апреля
К 20-летию Музейно-мемориального комплекса героям Куликовской битвы в селе Монанастырщино
14 апреля
Поле за Доном: 1980 - 2020
23 марта

К 20-летию Музейно-мемориального комплекса героям Куликовской битвы в селе Монанастырщино

Прошлое и настоящее села Монастырщино наполнены множеством интереснейших событий, легенд и преданий, бытующих в многогранном русском фольклоре. Оно расположено в центральной части Куликова поля. Шестьсот сорок лет назад накануне битвы с золотоордынцами русские войска великого князя московского Дмитрия Ивановича по Татинскому броду переправились через Дон. На правом берегу реки недалеко от устья Непрядвы они разбили лагерь. В нескольких сотнях метров к юго-востоку от него в Зеленой дубраве находился Засадный полк князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского, решивший 8 (21 по новому стилю) сентября 1380 года исход Куликовской битвы, в которой русские воины одолели в кровопролитном сражении несметные полчища золотоордынского темника Мамая.  

Слияние рек Дон и Непрядва

По преданию, в устье Непрядвы в течение нескольких дней победители хоронили своих товарищей, погибших в битве. Из дубов Зеленой дубравы на месте их погребения построили «церковь на костях» во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По той же легенде царские врата в иконостас храма были «принесены» преподобным Сергием Радонежским. 

Первое упоминание в письменных источниках местности в устье реки Непрядвы относится к 1674 году. 27 июля по указу царя Алексея Михайловича воевода города Богородицка Стефан Ефремович Нелединский отмежевал митрополиту Сарскому и Подонскому Павлу 1200 четей «дикого поля» в Себинском стане Епифанского уезда. Прежде этой местностью владели подьячие Иноземного приказа Тихон Мотякин и Андреян Аверкишев.

В междуречье Дона и Непрядвы, в своих вотчинных земельных владениях, архиерей поселил принадлежавших митрополии крестьян. Сначала поселение было деревней. На рубеже ХVII-ХVIII веков в ней построили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Деревня стала селом. Из окладных книг Рязанской епархии 1676 года известно, что в первое время своего существования оно называлось Куликово поле. В то время в нем было двадцать два двора. Один из них находился рядом с храмом, где расположился священник. Управлял всем в селе приказчик, постоянно проживавший во дворе митрополита Варсонофия. Еще в двадцати дворах жили митрополичьи крестьяне. 

Кафедра митрополитов Сарских и Подонских располагалась в Москве на Крутицком подворье. В 1698 году по указу патриарха Адриана село в междуречье Дона и Непрядвы, получившее название по храму Рождествено, было приписано к Донскому монастырю. Его население постоянно увеличивалось, главным образом за счет перевода крестьян из других митрополичьих владений.

В 1710 году «по указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца в Епифани на съезжем дворе» присланная из Москвы комиссия проводила перепись населения Епифанского уезда. В это время в селе Рождествено было 35 дворов. Один из них принадлежал Крутицкому архиерею Илариону. Во дворе при храме жили семьи священника, дьячка и пономаря. Всего их было 5 человек мужского пола и 10 женского. Один двор занимал конюх. В его семье была жена и два сына. Митрополичьи крестьяне занимали остальные 32 двора. В большинстве из них было по две избы. Численность крестьян составляла 398 душ, в том числе 193 – мужского пола и 205 – женского. По 2-й ревизии населения 1744 года в селе насчитывалось 107 дворов. В них проживали 522 души мужского пола. 

Перепись населения Епифанского уезда 1710 года. Лист 393 с описанием села Рождествено (Монастырщино)

Крестьяне пахали землю, сеяли хлеб, ловили рыбу, платили денежный, хлебный и натуральный оброк. Ежегодно из села отправляли в Москву по 140 подвод с хлебом для Крутицкого архиерейского дома. Все, что оставалось у крестьян, они использовали для своих собственных нужд. 

В 1764 году в ходе секуляризации церковных, архиерейских и монастырских земель, проводимой Екатериной II, хозяйство села Рождествено было подробно описано. Митрополиту Крутицкому принадлежали значительные по площади земельные владения и лесные угодья, сенные покосы и рыбные ловли. В селе была мельница на реке Непрядве, соляные варницы, конный завод и несколько хозяйственных построек. Рождествено перешло в ведение Коллегии экономии. Бывшие митрополичьи крестьяне по своей новой принадлежности стали называться экономическими или казенными. 

На картах и планах Епифанского уезда ХIХ века село все чаще показывается с двойным названиями – «Рождествено, Монастырщино тож» или «Рождествено (Монастырщина)». Как было сказано выше, первое наименование произошло от храма во имя Рождества Богородицы. Второе название Монастырщино, которое носит село в настоящее время, указывает на прежнюю его принадлежность Крутицкому подворью, приписанному к Донскому монастырю. 

30 апреля 1865 года произошло одно из главных событий в истории села. В этот день провели закладку каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Существующие церкви в прежние годы были деревянными. Сначала выстроили трапезную часть храма. После освящения 22 сентября 1869 года в нем началось Богослужение. 

После этого приступили к постройке главного храма. Его сооружение по разным причинам затянулось на двадцать семь лет. 30 сентября 1896 года, по благословению епископа Тульского и Белевского Иринея, благочинный округа Сергей Дружинин освятил главный алтарь храма Рождества Пресвятой Богородицы. 

Население Монастырщины постоянно увеличивалось. В начале ХХ века село становится одним из самых многочисленных по населению среди населенных пунктов Епифанского уезда. В 1910 году в нем проживало 2896 человек – 1481 мужчина и 1415 женщин в 435 дворах. По численности населения Монастырщино занимало третью позицию в уезде, уступая по этому показателю селу Лебяжий Усад (теперь село Нагиши Скопинского района Рязанской области) и уездному городу Епифань. 

В Монастырщине действовала церковно-приходская школа. В ней обучалось 107 человек, в том числе 93 мальчика и 14 девочек. Всего же детей школьного возраста в селе было 424. Число обучающихся составляло всего 25 % от этой цифры. Это был один из самых худших показателей в Епифанском уезде. 

Со второй половины ХIХ века по субботам в Монастырщине устраивались еженедельные хлебные торги – базары. 

В годы 1-й Мировой (Великой) войны десятки жителей Монастырщины стали участниками боевых действий. Восемь из них были награждены знаками воинской доблести, орденами Святого Георгия 4-й степени: Андрей Васильевич Авакумов, Иван Семенович Афанасьев, Степан Андреевич Болдин, Иван Иванович Задков, Петр Заменков, Максим Федорович Зотков, Дмитрий Иофавович Зверинцев и Тимофей Васильевич Кокушев (возможны другие прочтения фамилий). 

После установления в уезде Советской власти в районе Монастырщины не раз случались вооруженные стычки. Происходили они между местными крестьянами и представителями новой власти. В 1921 году в результате одного из подобных конфликтов был убит продовольственный комиссар Куликовского волостного совета Дмитрий Иванович Мастиков, занимавшийся заготовкой хлеба для голодающих Москвы и Петрограда. 

В 1925 году после нового районирования Монастырщино вошло в состав Орловско-Краснобуицкого района Богородицкого уезда Тульской губернии. Правда, уже через год его упразднили. Монастырщинский сельский совет вошел в Епифанский район. До его упразднения в 1958 году село оставалось в его составе. 

В Монастырщине действовали пункт борьбы с безграмотностью и библиотека, потребительское общество, в торговых точках которого продавали бакалейные товары, мануфактуру, сапожные изделия и многое другое. В годы новой экономической политики некоторые монастырщинские крестьяне имели небольшое собственное производство: И.К. Кынтиков держал крупорушку, Я.Ф. Ефимов – маслобойню, Н.И. Доронин, Н.Я. Зверинцев и Д.Я. Тихонов – шерстобитки. В селе было 447 собственных хозяйств. В это время его население составляло 2385 человек. Ежегодно 21 сентября в селе проводились Рождественско-Богородицкие ярмарки. 

После отмены НЭПа создавались колхозы. Было время, когда в Монастырщине одновременно действовали сразу три коллективных хозяйства. 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие жители села призывного возраста были мобилизованы на фронт. Трое уроженцев Монастырщины - Сергей Дмитриевич Горелов, Дмитрий Семенович Гераськин и Николай Михайлович Зверинцев - были удостоены высокого звания Герой Советского Союза, двое последних посмертно.  

Отгремела война. Наша страна вернулась к мирной жизни. Шли годы…

Храм Рождества Пресвятой Богородицы до 1990 года

16 сентября 2000 года, к празднованию 620 годовщины Куликовской битвы, в отреставрированном здании бывшей церковно-приходской школы Монастырщины Государственный музей-заповедник «Куликово поле» открыл первую выставку «Государева стража». Церковь Рождества Пресвятой Богородицы распахнула свои двери для верующих. В июле представители администрации города Серпухова привезли памятную плиту из черного гранита с надписью: «Серпуховскому Засадному полку и благоверному князю Владимиру Андреевичу хороброму от благодарных потомков серпуховичей». В ноябре 2000-го в Монастырщину с Красного холма перевезли памятник Дмитрию Ивановичу Донскому (скульптор Олег Константинович Комов). От него и первой серпуховской памятной плиты «выстроилась» аллея Памяти и Единства с мемориалами городов – участников Куликовской битвы.  

Годом позже на территории села Монастырщино, овеянной славой своей многовековой истории, был проведен первый фестиваль бардовской песни, который стал традиционным и в этом году также должен отметить 20-летие. В том же 2001 году, на закрытии Всероссийской Вахты Памяти, у аллеи Памяти и Единства были перезахоронены останки воинов Красной армии, погибших на Куликовом поле осенью 1941 года. 

Панорамма музейно-мемориального комплекса

В последующие годы музеем-заповедником «Куликово поле» была проделана огромная работа по благоустройству территории у слияния Дона и Непрядвы. За ней постоянно ухаживают, разбиты клумбы и цветники. В здании музея сменилась уже не одна экспозиция: «Поле русской славы» (2000-2005) , «Руси великое начало» (2005-2016). С 2017 года здесь действует экспозиция «Дон. Вся история на берегах одной реки». 

Экспозиция «Дон. Вся история на берегах одной реки»

Проведен капитальный ремонт храма и колокольни. 21 сентября 2005 года, в день празднования 625-й годовщины Куликовской битвы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил одиннадцать колоколов. Их отливали всем миром в ходе акции «Колокола Куликова поля» для храма села Монастырщино и на Красном холме. И благодаря общественной поддержке с 2007 года ежедневно в 11 и 14 часов на колокольне монастырщинской церкви звонят колокола, знаменуя начало и окончание Великой битвы на Дону.  

Главный колокол Богородицерождественского храма 

Музейная инфраструктура продолжает развиваться. В начале 2010-х годов были построены центр приема посетителей музея, буфет, тир. В нем экскурсанты смогут пострелять не только из современного пневматического оружия, но и из средневекового лука и арбалета. Туристы могут остановиться в музейных гостиницах Молодежного научного центра «База экспедиции» и на Конном дворе. Обитатели музейной конюшни – лошадки и пони – активные участники музейных праздников и экскурсий на поле сражения и, конечно, любимцы публики. 

Обитатель музейной конюшни

В 2014 году весь православный мир отметил 700-летие преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. На высоком склоне над местом впадения Непрядвы в Дон была построена ротонда, в честь святого, благословившего великого князя Дмитрия Ивановича на битву с золотоордынскими полчищами Мамая.

Панорамма музейно-мемориального комплекса 

В настоящее время в селе зарегистрированы 142 жителя, не считая приезжих «дачников». В нем действует неполная средняя школа, есть магазин. Большинство жителей села трудятся в монастрыщинском музее и на других объектах музея-заповедника «Куликово поле». 

Село Монастырщино – место нашей памяти и скорби, место гордости и воинской доблести России.

Научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Сергей Кусакин