Назад

14 августа 2024

К 150-летию епифанского купца Константина Ивановича Расторгуева

Личностью государственного масштаба является представитель епифанского купечества Константин Иванович Расторгуев. 27 августа (по новому стилю) исполняется 150 лет со дня его рождения. Он оставил заметный след в истории Епифани, Епифанского уезда, региона Куликова поля, о чем мы расскажем в материале исследователя Куликова поля Сергея Васильевича Кусакина. 

Константин Иванович Расторгуев родился 14 (27 по новому стилю) августа 1874 года в купеческой семье города Епифани. Его отец купец 1-й гильдии Иван Константинович Расторгуев считался одним из самых состоятельных и уважаемых людей в городе. Ему принадлежали скотобойня с салотопенным заведением в Епифани, усадебные владения в деревнях Журишки и Ивановка Епифанского уезда и несколько торговых заведений. Именно торговля являлась главным источником доходов семьи Расторгуевых. Воспитанием детей, всего их было четверо, занималась жена Ивана Константиновича – Клавдия Петровна, дочь Тульского купца 1-й гильдии Петра Ивановича Дехтерева. 

Один из них Константин в 1888 году успешно окончил Епифанское уездное училище, где считался одним из самых способных учеников, хорошо разбирался в математике, много читал, самостоятельно изучал иностранные языки. Повзрослев, он стал помогать отцу в торговых делах. Выписывал много газет и журналов, был в курсе всех событий в России и за рубежом, связанных с предпринимательством. 26 сентября 1899 года Константин Иванович женился на Лидии Михайловне (девичья фамилия и сословие не установлены). После смерти отца в 1901 году он возглавил семейное торговое дело и управление поместьями. 

В 1902 году Епифань с ревизией посетил тульский губернатор В.К. Шлиппе. Ревизовали уездное и городское самоуправление его чиновники. Сам же губернатор «занимался обедами и разъездами по таким учреждениям, как больница, городское училище, Община Красного Креста и т.д.». В день приезда «ему давали обед от городского управления в доме купца К.И. Расторгуева». 

Осень того же года в Епифанском уезде была отмечена приездом епископа Тульского и Белевского Питирима. Он приехал с тем, чтобы 8 сентября ознаменовать память Куликовской битвы. У памятника-колонны владыка отслужил панихиду по убиенным воинам и молебен, а потом в сопровождении нескольких почетных гостей отправился обедать к ближайшему местному помещику купцу К.И. Расторгуеву, в его поместье деревню Ивановку, расположенную рядом с Красным холмом.

Во второй половине 1907 года началась подготовка к выборам в 3-ю Государственную Думу. В зале Епифанского земского дома состоялось предвыборное собрание, на котором с пламенной речью «крайне правого толка» выступил купец Константин Иванович Расторгуев. В результате он, вместе с еще пятью епифанцами, прошел в состав выборщиков. В декларации Расторгуева указывалось: «торговец с годовым доходом до 2 тысяч рублей, домовладелец – дом в Епифани, землевладелец – 300 десятин земли». 14 октября 1907 года Константина Ивановича избрали в Государственную Думу. Расторгуев полностью разделял взгляды октябристов и вошел в эту фракцию. Он был членом комиссий: о торговле и промышленности, о путях сообщения, по рабочему вопросу, по упорядочению вывозной хлебной торговли за границу. К.И Расторгуев участвовал в разработке законопроектов: «Об изменении земского избирательного закона» и «О распространении Земского положения на Область войска Донского». 

14 октября 1912 года Константин Иванович был избран в Государственную Думу 4-го созыва от партии «октябристов». После раскола фракции «Союза 17 октября» он входил в группу беспартийных депутатов. В 1914 году, в одном из своих выступлений на заседании Думы Расторгуев заявил, что в ходе войны Россия должна завоевать проливы Босфор и Дарданеллы и взять Константинополь. В феврале 1917 года он был направлен  временным комитетом Думы для работы в Тульскую губернию. 

Верный своему долгу перед родными местами Константин Иванович «всегда старался оказывать и городу и уезду разные услуги, обивая пороги петербургских канцелярий». Он во многом содействовал тому, чтобы по проекту Министерства путей сообщения через Епифань из Венева прошла новая «предположенная к постройке железная дорога Москва-Донбасс». Правда этого в конечном итоге так и не произошло. Вместе с князем Михаилом Владимировичем Голицыным, Константин Иванович принимал активное участие в организации разведочных работ на угольных копях в районе села Бучалки. 

Наряду с государственной деятельностью К.И. Расторгуев активно участвовал в административно-общественной жизни города, уезда и губернии. Он был гласным городской думы, губернского и уездного земских собраний, был членом нескольких «Присутствий». Являясь членом местного комитета общины сестер милосердия Красного Креста, Константин Иванович вместе с князем М.В. Голицыным и купцом А.П. Оводовым финансировали курсы по подготовке медицинских сестер, где обучались девочки из бедных семей и сиротских приютов. К.И. Расторгуев делал значительные пожертвования в пользу детского приюта, учебных заведений города и уезда, городской богадельни, больницы для неизлечимо больных, вносил деньги в «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся»…

Особое место в его биографии занимает первое поле ратной славы России – Куликово. Бывшее имение Расторгуевых, деревня Ивановка находится рядом с колонной, воздвигнутой в 1850 году в память о победе русских воинов великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского над несметными полчищами золотоордынского темника Мамая. В 1907 году братья Константин и Петр Ивановичи Расторгуевы вошли в состав строительного комитета по сооружению храма-памятника во имя преподобного Сергия Радонежского на Красном холме. Во главе его стоял граф Юрий Александрович Олсуфьев. 

К.И. Расторгуев старался максимально использовать свои депутатские полномочия в деле строительства Сергиевского храма. Так в феврале 1916 года Константин Иванович обратился в Святейший Синод с ходатайством о ежегодном отпуске из казны по 1000 рублей на отопление храма. Канцелярия обер-прокурора запросила у владыки Парфения отзыв «по сему делу». По указу Тульской консистории комитет представил справку о состоянии храма. В нем говорилось, что к осени 1915 года внутренние стены и своды церковного здания были полностью оштукатурены дорогостоящим раствором под художественную роспись. Для сохранения внутренности храма «в надлежащем виде и прочности» в нем было устроено духовое отопление с двумя камерными печами «в виду значительной высоты внутренней и проводов тепла от печей в боковыя башни». В предыдущую зиму здание отапливалось за счет местных средств. На следующий отопительный сезон 1916 – 1917 годы требовалось не менее 20 кубов саженей дров. Их стоимость увеличилась до 50 рублей за сажень. Таких средств у комитета не было. Синод признал необходимым отпустить на отопление 1000 рублей. 

21 марта 1917 года К.И. Расторгуев вновь обратился к обер-прокурору с прошением. В письме он сообщил, что «храм-памятник на знаменитом Куликовом поле» выстроен вчерне и предстоит его внутренняя отделка и постройка домов для причта, а так как средства у комитета «истощены», просил отпустить из казны на окончание работ 5000 рублей. 24 июня просимая сумма была ассигнована хозяйственным отделом Синода. На эту сумму были проведены некоторые отделочные работы. Стены и своды храма остались не расписанными. В феврале 1918 года недостроенный храм-памятник во имя Сергия Радонежского был освящен как обычная приходская церковь. 

После революции 1917 года в Епифани, как и по всей стране, частные заводы, торговые заведения, богатые дома были национализированы. В марте 1918 года Епифанский уездный совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов обложил богатых людей города налогом в пользу советской власти. Вся требуемая сумма составила 600000 рублей. Свою часть - 25 тысяч рублей - Константин Иванович выплатить не смог и его заключили в тюрьму. 

После освобождения из заключения К.И. Расторгуев уехал из Епифани, некоторое время жил в Козлове (с 1932 года город Мичуринск Тамбовской области), затем в Орле. В 1933 году Константин Иванович и Лидия Михайловна переехали в Подмосковный поселок Клязьма, где в складчину на четыре семьи купили небольшой домик на улице Чайковского, ранее принадлежавший художнику Амосову. Детей у Расторгуевых не было. Последние годы жизни они коротали на приусадебном участке, выращивали картофель, помидоры, клубнику и другие садовые растения. Часть урожая продавали, что было некоторым подспорьем к скромной пенсии. 

27 мая 1955 года Константин Иванович Расторгуев умер. Дата его смерти была установлена в районном отделе ЗАГС города Пушкино.