Назад

27 мая 2024

Гармонное производство

Тульские бренды, родившиеся как промыслы и ставшие производствами, это не только оружие или самовар с пряником. В прошлом ни свадьба, ни какое-то иное радостное событие, ни проводы в армию не обходились без гармони, большинство из которых были именно тульскими. Зачастую они помогали не только в радости, но и в ратном труде. Так, в Музее Победы хранится тульская гармонь, прошедшая с радистом Алексеем Конаковым всю Великую Отечественную войну от Москвы до Берлина. К слову, как только в 1941-ом немцев отогнали от Тулы, сразу пошли заказы на тульские гармошки для фронта. Из армии приходили письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» Тульская гармонь по праву заняла своё место в боевом строю. Ни один праздник на фронте не обходился без этого инструмента.

А создан был гармонный промысел в Туле оружейниками. В 1820-х незамысловатые ручные гармоники делал у себя на дому Тимофей Воронцов, а в 1830 году Иван Сизов привёз с Нижегородской ярмарки 5-клапанную гармошку. Для начала изготовил такую же — просто из «спортивного интереса», а затем открыл гармонное производство. 

На рубеже веков продавали эти музыкальные инструменты преимущественно сами тульские мастера, а затем на выгодный бизнес обратили внимание и купцы. Гармонные производства располагались в основном в Чулковской слободе. Их владельцы открывали соответствующие магазинчики, пользовавшиеся популярностью. Исключением стал известный мастер Леонтий Чулков, который работал на заказ. Н. И. Белобородов (о нём – ниже) в 1870-е годы заказал у него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам. В результате гармонь претерпела качественные изменения: стала более певучей и, конечно, популярной.

В XIX — начале XX века Тула была главным поставщиком гармоней для всей Российской империи. Количество кустарей-гармонщиков увеличивалось из года в год, и производство этих инструментов стало вторым по значимости в городе.

Игрушка-свистулька вфилимоновской технике Елены Кехаиди «Мужик с гармонью и уточкой» из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Начало 2000-х.

В XIX веке заметный вклад в создание и продвижение тульской гармони внесли братья Василий и Николай Киселевы — они организовали одно из крупнейших в России предприятий гармонного промысла. Начинали братья с изготовления гармоник в качестве небольшой подработки. А в 1890 году открыли фабрику в Туле на Веневской улице (ныне – Пролетарская, 61). Это здание сохранилось до сегодняшнего дня (в 2023 году признано объектом культурного наследия). К началу XX века «модельный ряд» киселёвских гармоней расширился, братья отправляла свою продукцию в Москву, по всей империи и за границу. Кстати, на фабрике Киселевых в 1905 году изготовили уникальный инструмент – ногофон (ножная басовая гармоника). 

Тульская гармонь обладает неповторимым камерным звучанием. У гармони – хромки имеются регистры, позволяющие изменять тембр и громкость звучания, создавая музыкальное многоголосие. 

Туляком был и изобретатель первой русской хроматической гармоники и создатель первого в мире оркестра гармонистов Николай Петрович Белобородов. В середине 1850-х годов в Туле начали выпускать так называемую «семиклапанку». Не исключено, что именно на ней учился играть Белобородов. Позже в его доме стали собираться друзья и единомышленники — рабочие казенных заводов, гармонные мастера. Они музицировали, играли на «переигрыш» — это нечто вроде состязания: каждый из музыкантов по очереди солирует, стараясь продемонстрировать мастерство, виртуозность и изобретательность. К слову, этот принцип лежит и в основе джаза…

Николай Иванович чувствовал, что ему не хватает технических и выразительных возможностей обычной семиклапанки, и он решил создать совершенно иную, хроматическую гармонику для того, чтобы на ней можно было исполнять любую музыку. К тому времени Белобородов уже открыл у себя в доме небольшую мастерскую по сборке гармоней из деталей, изготовленных кустарями. Так что устройство инструмента он изучил хорошо. Николай Иванович сам придумал, как модернизировать гармонь. Первые экземпляры новой тульской гармоники под личным руководством Белобородова делал один из лучших тульских гармонных мастеров того времени Леонид Чулков.

Инструмент, сконструированный Белобородовым, был чрезвычайно удобен. Кроме того, он обладал прекрасным, ярким звуком. Рассказывали, что во время первых репетиций под окнами дома Белобородова (сегодня – пр. Ленина, 16) собирались туляки и гадали, что это за диковинные инструменты так красиво звучат. 25 марта 1995 года в отреставрированном доме Белобородова был открыт его мемориальный музей — единственный музыкальный музей в Туле.

В 2022 году в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Тульская область вошла в число 20 регионов, отобранных для участия в акселераторе по развитию промышленного туризма «Открытая промышленность». Регион в нём представляет, в том числе, фабрика музыкальных инструментов ООО «Тульская гармонь». Это крупнейшее и одно из старейших в России и странах Европы производство баянов и гармоней. И единственное предприятие в стране, сохранившее лучшие традиции производства язычковых инструментов. К слову, очень сложное производство, ведь в каждой гармони — около 5 000 деталей.

Так что история гармонного дела в Туле насчитывает более двух столетий. От кустарных, домашних мастерских и до современного производства, которое развивается: заказы поступают практически со всего мира.

В коллекции музея-заповедника «Куликово поле» - несколько старинных гармоней. Одна, тульский образец «лучшей гармонии Б.Я. Я.Н. А.А. Глаголева» украшает экспозицию купеческой лавки в епифанском музее и стала иллюстрацией для этого материала.