Назад

13 февраля 2023

Фотоживописец Роман Солопов

«Делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду», – сказал французский мастер фотографии XX века Анри Картье-Брессон. Фотохудожник Роман Солопов за более чем 15 лет работы в музее-заповеднике «Куликово поле» стал автором тысяч таких картин. Новую историю эксклюзивных музейных профессий представляет научный сотрудник Андрей Антонов.  

– Роман, вопрос ребром от дилетанта: как сделать красивый снимок?

– Увидеть красоту окружающего мира и втиснуть её в кадр.

– И всё?

– Какой вопрос, такой и ответ. (Улыбается). Просто щёлкнуть затвором фотоаппарата может каждый, но сделать снимок высокохудожественный – это труд, знания, техника и – такая неопределённая материя, как настроение. Да, ты умеешь применять правило золотого сечения, выстраиваешь геометрию кадра, соблюдаешь принцип уравновешенности элементов сюжетной композиции. Но часто этого мало. Нужен взгляд не столько технолога, сколько именно художника на то, что ты снимаешь.

Непрофессионал, глядя на фотографию, оценивает её по принципу «нравится – не нравится». Профи сделает акцент на анализе следования основополагающим правилам и принципам фотографии. Хотя правила не являются догмой, и более того – их намеренное нарушение, следование не мыслям, а чувствам рождает порой шедевры, если и не равные по силе живописи, то одного с нею порядка.

– Твоя специализация – фотопейзаж?

–  Пейзаж многолик: есть морской, сельский, архитектурный, индустриальный и ещё множество других. Так сложилось, что я много работаю в этом жанре фотоискусства – как в силу должностных обязанностей, так и личных творческих потребностей. А основной объект съёмки – Куликово поле во всех его ипостасях: как умиротворяюще-возвышающий русский пейзаж, точка притяжения, паломничества огромного количества людей, рабочее место большого коллектива музейщиков.

– Каким образом твоя жизнь оказалась связанной с фотографией?

– Я даже не помню, когда я конкретно начал заниматься фотографией. В детстве многие мальчишки этим увлекались – пионерский лагерь, папин фотоаппарат, кружки, проявки... Первым фотоаппаратом была легендарная «Смена-8».

Изначально я получил образование в сфере сельскохозяйственного машиностроения. Работал на одном из тульских оборонных заводов, где дорос до должности заместителя главного энергетика. В «лихие 90-е» судьба повернулась так, что попал на работу в фотосалон «Кодак», а затем в фирму «Коллаж». Стажировался в фотостудии «Октябрь». В то время пришлось быть «многостаночником» – снимал всё подряд, от фото на документы и едва влезающих в кадр передовиков бюрократического труда до симпатичных девчонок, готовивших портфолио для конкурсов красоты. Работал также в ночных клубах.

– А в музее-заповеднике «Куликово поле» как оказался?

– В общем-то, случайно, как и многое в нашей жизни происходит. Впрочем, есть мнение, что всё случайное – в высшей степени закономерно… Меня привел сюда друг Владимир Якушин, работавший здесь художником. Он познакомил меня с директором музея-заповедника, рассказав ему, что я умел на тот момент. 

Поначалу пришлось быть по большей части дизайнером. Помогло то, что я хорошо знал компьютер. Нарисовать, сверстать, подготовить презентацию чего-либо… А также подготовка мероприятий (свет) и выставок, репортажная съемка, контент – работа больше техническая, рутинная и творческая только отчасти.

Их крупных проектов, в которых я принимал непосредственное участие, могу назвать подготовленный совместно с Росструдничеством межмузейный проект передвижной фотовыставки «Куликово поле – далёкое и близкое», побывавшей во многих странах, в том числе в Бельгии, Франции, Индии, Люксембурге. Фотовыставки «Поле русских снов» и «Донские рассказы» в Государственной Думе. Фотовыставки «Символы. Знаки. Воплощения...» в российских музеях и выставочных центрах.

– Чем занят сейчас фотохудожник Солопов?

– Главным образом, Полем – всем, что с ним связано: от съёмки, к примеру, участников традиционного фестиваля военно-исторической реконструкции на Куликовом поле до подготовки фотоиллюстраций к многочисленной печатной продукции; от купеческих интерьеров старинной Епифани до находок наших археологов.

Если перефразировать известную мудрость, если человек не идёт к Полю, то Поле придёт к человеку. Своей главной творческой задачей считаю показать всей России, и не только, красоту Куликова поля. И это не только архитектура, храмы, но и утренний туман, ясная глубь небес, ослепительное снежное покрывало степи, море ковыля, золото закатного солнца на золотой вязи надписи на колонне... Фотография – отпечаток реальности, призванный передать дух этого места и людей, совершивших здесь подвиг во имя сохранения жизни на этой земли. Поле – это русское пространство, где можно попытаться, стерев налёт современности, разглядеть русскую душу и её связь с историей. И показать её красоту посредством фотографии…

Приглашаем посмотреть онлайн-выставку работ Романа Солопова «Над Непрядвой и Доном»: https://kulpole.ru/article/vystavka-nad-nepryadvoj-i-donom .