Назад

27 марта 2019

Епифанские шлюзы. В Год театра и 120-летия со дня рождения Андрея Платонова

Поздравляем всех причастных к театральному искусству! 2019 год в России проходит под покровительством богинь театра. Также в августе 2019 года исполнится 120 лет со дня рождения Андрея Платонова. Эти два события тесно связаны с историей Епифани. 

Андрей Платонович Платонов (Климентов) – советский прозаик, поэт, публицист, драматург.  Родился Андрей Платонович в августе 1899 года в Ямской слободе (Воронеж). Мальчик был первенцем в семье железнодорожного мастерового. Мать писателя была дочерью часового мастера. Семья Климентовых была большой. 

В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 13 лет будущий писатель начал работать по найму. 

В 1918 году Андрей поступил в железнодорожный техникум. Началась Гражданская война. Этот новый период жизни писателя стал началом его творческой биографии. В 1921 году из печати вышла первая книга Андрея Платонова под названием «Электрификация». 

В 1926 году писатель закончил работу над рукописью повести «Епифанские шлюзы». Автор посвятил эту трагическую историю высокой любви своему самому близкому и родному человеку – жене, Марии Платоновой. 

Повесть «Епифанские шлюзы» – одно из первых крупных произведений писателя. Написана она в Тамбове, где автор работал инженером-мелиоратором. Опубликована в 1927 году в сборнике «Епифанские шлюзы». Особенность местности, ставшая главной темой произведения, была Платонову хорошо знакома. Повесть выдержана в слегка романтичных приключенческих тонах и не так морально тяжела, как позднее творчество писателя. 

Главный герой – это реальная историческая фигура — английской капитан Джон Перри, прожившей в России 17 лет и оставивший записки об этом периоде своей жизни. Сочинение Дж. Перри «Повествование о России, в особенности касательно замечательных дел нынешнего царя» (The state of Russia under the present czar, L., 1716) было впервые полностью опубликовано в России историком М. И. Семевским в «Чтениях Императорского Общества истории и древностей Российских» за 1871 год.

Писатель отправляет нас в эпоху Петра Великого. Малоизвестное местечко Епифань становится центром человеческих страстей, точкой, где сходятся нити судеб разных людей. 

Это история приключений иностранца в России. Британский инженер Бертран Перри прибыл в Санкт-Петербург по призыву Петра Первого, чтобы воплотить смелый проект царя — соединить судоходным каналом Оку и Дон. В родном городе Нью-Кестле Бертран оставил невесту Мэри. Бертрана мучает мысль, что невеста может его не дождаться... Главный герой добирается до Епифани, и Мэри сообщает, что выходит замуж. С этого момента Бертрана преследуют одни неудачи. У него не получается победить лень чиновников и ненависть крепостных к господской повинности. Сделанные Перри предварительные расчеты объема воды не подтвердились. «Что воды мало будет, про то все бабы в Епифани еще год назад знали, поэтому все жители и на работу глядели как на царскую игру и иноземную затею», - пишет Платонов. Царь Петр недоволен британским инженером и велит его казнить.       

Конечно, в реальности было все иначе, чем описано в повести. Проект длился около десяти лет, у Платоного он сжат по описанию в два года. Но вряд ли можно требовать от писателя точной исторической правды, ведь «Епифанские шлюзы» – это художественное произведение и ему свойственен вымысел.

Однако произведение все же имеет историческое обоснование. Следует заметить, что строительство канала связано с попыткой Петра I активизировать восточную торговлю и направить ее через Россию в обход Турции. 

Ивановская водная система или чаще называемая в краеведческой литературе «Ивановский канал» была одним из самых крупных гидротехнических сооружений петровского времени. Лично задуманная и воплощенная в жизнь мысль Петра Великого соединить Дон и Волгу через Оку, Упу, Шат и Иван-Озеро. На сооружении канальной системы одновременно работало до 20 тысяч работных людей и пленных шведов. На двухсоткилометровом отрезке Упы, Шата и верховьев Дона были осуществлены огромные преобразования природы, следы которых видны и поныне.

Строительные работы сами по себе, а также открытие судоходства по каналу делало Епифань одним из важных торговых пунктов. Именно этим и следует объяснять резкий скачок в развитии города, произошедший в первой четверти XVIII века.  

Следует отметить, что сохранились археологические находки того времени, часть которых находятся сейчас в Историко-мемориальном музейном комплексе «Бобрики». В постоянной экспозиции «История села и усадьбы Бобрики» в одном из залов, посвященных Ивановскому каналу наравне со схемами, художественными работами, есть и подлинные предметы той эпохи: брус, свая от шлюзовых ворот, фрагмент облицовочного камня, мотыга.

В течение ряда лет на Куликовом поле работает совместная экспедиция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Специалисты проводят полевые работы по изучению объектов Ивановской водной системы. Известняковые шлюзные блоки Ивановского канала использовались в качестве строительного материала при возведении здания музейного комплекса «Куликово поле» в Моховом. 

В 2018 году музей-заповедник «Куликово поле» под редакцией доктора исторических наук Юркина И.Н (ИИТ РАН) издал повесть Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Ее открывают письма Платонова к жене, а завершает исторический анализ произведения. 

На театральных подмостках Москвы и Санкт-Петербурга идут спектакли по мотивам «Епифанских шлюзов». 

В Театр эстрады им.А.Райкина с декабря 2011 года идет спектакль «Епифань» (режиссер А. Синотов). Жанр спектакля: трагифарс, любовная скоморошина. В постановке сохранен особенный речевой ритм платоновского языка, богатого на изысканные обороты и стилистические замысловатости. Повесть, разумеется, сокращена для сценической версии, однако, вербальная палитра авторского слова звучит в неизменном виде.Режиссер совместно с художником добились зримого соотношения между грубовато-деревенской конструкцией и костюмами, с их изысканно-светской сложностью. На фоне деревянных предметов из тёмно-коричневого дерева «движение пятен» светло-серой гаммы создаёт необходимый смысловой контраст. 

В Московском театре-студии под руководством О. Табакова с 2016 года идет спектакль «Епифанские шлюзы». Жанр спектакля: драма. Режиссер: Марина Брусникина.

В «Табакерке» сюжет повести Платонова помещен в «рамку» в виде урока в средней школе. Современные недоросли (их играют совсем юные выпускники Театральной школы Олега Табакова) сходятся в класс неохотно, заданную повесть Платонова никто не читал. Тогда за дело берутся учителя.  Один за другим они проникают в кабинет и «примеривают» на себя образы, созданные писателем. Получается, «Епифанские шлюзы» в «Табакерке» – урок для всех: и для героев спектакля, и для актеров, и для зрителей. Но это не «скучный урок» – в спектакле танцуют, поют, разыгрывают сценки-анекдоты из жизни строителей шлюзов. 

Отрадно, что память о повести Андрея Платонова «Епифанские шлюзы» жива.

 

Ольга Мещерякова

Экскурсовод Музея купеческого быта

 

Для написания статьи использовались следующие источники:

 

1. http://fb.ru/article/183564/andrey-platonov-biografiya-i-tvorchestvo

2. https://24smi.org/celebrity/3968-andrei-platonov.html

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Епифанские_шлюзы

4. Юркин И.Н. Епифанские шлюзы: как собирали и как разбрасывали их камни // Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.16-24.

5. https://tulalmanac.blogspot.com/2015/12/blog-post_21.html

6. https://spbbilet.ru/info/drama-n-comedy/teatr-jestrady-im.-a.i.rajjkina/spektakl-epifan/

7. https://www.culture.ru/movies/3713/epifanskie-shlyuzy

8. https://www.kulpole.ru/news/2683

 

Информацию об экспонатах, находящихся в Историко-мемориальном музейном комплексе «Бобрики», предоставила заместитель директора по научно-просветительской деятельности Мазурук Ольга Николаевна.