12 декабря 2024
Деревянная домовая резьба и не только
Белёвское кружево из Тульской области знает вся Россия, и не только. Два века петербуржцев и гостей города на Неве приводит в восторг ажур орнамента ограды Летнего сада, выкованный на Тульском заводе купца Денисова. Но с полным основанием определения «кружево» и «ажур» применимы и к такому, казалось бы, далёкому от тонкого художества и привычному в быту россиянина материалу, как дерево.
Во время прогулки по патриархальной Туле времён Глеба Успенского и Викентия Вересаева нельзя не заметить кружевной орнамент кровельных свесов и деревянных наличников (увы, в основном уже ветхий) на домах: их украшают где просто замысловатые завитушки, а где – петухи, лучи солнца и тому подобное.
Старинные технологии обработки дерева для этой цели называют по-разному: выпиловкой, кружевной прорезью, накладной, рельефной, скульптурной, а ещё резьбой по кольцу и контуру… Чаще всего деревянная домовая резьба «по-тульски» выполнена сверлением и дальнейшим пропиливанием узоров. По большому счёту, этим навыком – при наличии подходящей доски, сверла и лобзика – может овладеть и школьник на уроке труда. Но вот произведение «деревянного искусства» на уровне наших предков у школяра вряд ли получится: этому ремеслу в народе пару веков назад учились долго, да и то не у всякого получалось: кроме умения держать лобзик, требуется ещё и способность взглянуть на материал взглядом художника.
Кстати, деревянная домовая резьба — украшение экстерьера дома разнообразными фигурами и орнаментами – сегодня вновь стала популярной в дизайне, и в коттеджных посёлках, нет-нет, да и попадётся дом с богато украшенными наличниками, дверями, въездной группой, петухом на коньке крыши и прочим.
Не известно точно, когда человек впервые задумался: а не украсить ли жилище? Ясно только, что это – седая древность. Материал жилища мог быть любым: камень, дерево. Но всё же деревянная домовая резьба – в силу податливости стройматериала – стала наиболее выразительным народным промыслом и «домашним» искусством. Некоторые учёные считают, что на территории Руси традиция резного украшения дома возникла чуть ли не в Х веке как подражание варягам, которые не только путешествовали, но и вели оседлый образ жизни, строя основательные бревенчатые дома, которые старались украсить. У славян в ходу были собственные узоры, но что-то у варягов они подсмотрели. В частности, в образцах деревянной домой резьбы попадаются мотивы, основанные на рунах, правда, с приданием им славянами более мирского и мирного характера. Это были своего рода обереги: считалось, что такие наличники оберегали дом от злых духов.
Кроме того, мастера домовой резьбы могли использовать и цвет, окрашивая наличники и прочие резные элементы, что придавало им ещё большую художественность.
С течением времени домовая резьба стала популярной и в крестьянской, и в городской архитектуре. В разных регионах Руси отмечались свои особенности домовой резьбы: в одних местах орнаменты были более геометрическими, в других – органическими с изображением растений, животных. К примеру, в украшении наличников часто использовались изображения змей: сначала – с реальными их чертами, а затем упрощёнными до извилистых линий. Популярно было и изображение солнца, что символизировало свет, жизнь, надежду. «Народное деревянное зодчество» многое может рассказать о жизни и своеобразии людей, живших в той или иной местности.
Есть в домовых деревянных резных элементах и что-то общее. Ряд учёных выделяют во всех из них наличие глобального кода – отражения в орнаменте универсальных сакральных знаков, издревле общих практически у всех народов. Говорят ещё и о национальном коде, отражающим в тех же наличниках своеобразие на основе единства территории и жизненного уклада.
По украшению дома можно было судить и о статусе хозяина. В тульских деревянных домах XIX — начала XX века, сохранившихся до наших дней, можно это проследить. Так, в 1900-е годы Тула — это крупный промышленный, металлообрабатывающий, оружейный центр, что создавало благоприятные предпосылки для формирования художественных качеств деревянной городской застройки. Состоятельные горожане заказывали для своих домов щедрый резной декор, дабы подчеркнуть свой нерядовой статус.
Как рассказывает Илья Кошкин, автор книги «Тула — деревянная летопись», большинство сохранившихся в Туле образцов наличников наследуют классические черты из каменной архитектуры: наборные колонки, широкие капители боковых колонн, массивные карнизы. Например, в окрестностях улиц Свободы, Бундурина, Льва Толстого и Фридриха Энгельса, где жили туляки с высоким положением и доходами, наличники имеют «дворянские» черты. В районе улиц Жуковского, Тургеневской и Пирогова деревянная домовая резьба чрезмерной роскошью не отличалась: здесь жили в основном духовенство, интеллигенция, купечество. Мотивы декора – более строгие, линии – прямые, карнизы – без массивных конструкций. А вот в Оружейной слободе (ныне – Заречье) авторитетные заводские мастера старались украсить окна своих домов максимально пышно и ярко, «модно». Ну, а там, где жили рабочие и мещане (Чулковская слобода), на окнах были лаконичные наличники без «излишеств», а то и простые доски обрамляли окна.
А если говорить о том самом глобальном коде, то можно обратить внимание на любопытный узор, который можно встретить на наличниках в Туле, — меандр. Это геометрический орнамент, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. Это – один из самых древних орнаментов в истории человечества. Он встречается в украшении древних храмов Палестины, жилых домов в Греции и триумфальных зданий в Риме, дворцов во Франции.
В начале прошлого века в Туле была распространена практика, когда архитектурные деревянные элементы для украшения дома покупались на рынке (там их продавали артельщики), а уже потом собственноручно устанавливались хозяином на наличники. То есть наличник собирали, как конструктор по вкусу домовладельца.
Образцы деревянного зодчества можно увидеть в поселке Епифань. Музей-заповедник «Куликово поле» позаботился о том, чтобы туляки и гости региона могли прикоснуться к патриархальной жизни вековой давности. Здесь работает Музей купеческого быта. Это уникальное этнографическое учреждение разместилось в усадьбе купца Байбакова, относящейся к памятникам архитектуры. Центральная часть комплекса – деревянный дом с «богатыми», наличниками, характерными для дома купца. Для гостей по соседству в доме мещан Соболевых оборудованы номера в стиле XIX века. Будни в торговой лавке, уютные посиделки за чаем, щегольство молодой купчихи и русская смекалка хозяина – Музей купеческого быта поможет перенестись на сто лет назад и ощутить всю прелесть провинциальной мещанской жизни. Экспозиционное и усадебное пространство дают наглядное представление о том, как наши предки умели работать с деревом.
Епифан у Музея купеческого быта
– Домовая резьба – это и явление национальной культуры России, и ценный исторический артефакт, – рассказывает специалист экспозиционно-выставочного отдела Николай Шатров, известный тульский мастер – «деревянщик», всё знающий об этом материале. Он – автор знаменитого Епифана, деревянной скульптуры, настоящего украшения Музея купеческого быта. Николай Васильевич также работал над многими экспозициями и выставочными проектами «Куликова поля», в которых используется в оформлении дерево, в частности именно он «срубил» музейную избу для «Тульских древностей».
– Главное, что нужно брать во внимание, это то, что дерево – в отличие от металла или, скажем, пластика – материал живой, он дышит, меняется от времени года, температуры.
Самым стабильным материалом в наших краях считается осина, самым лёгким в обработке – мягкая липа, самым выносливым и долговечным – дуб (хоть он и тяжёл в обработке). Что касается наличников, то их издавна изготавливают прорезным способом: сверлят отверстия в доске, а затем прорезями их соединяют, получая орнамент. Так рентабельнее и быстрее, в экономическом смысле. Я знал только одного мастера по дереву (хотя основная работа его была на «Тулачермете»), который в наше время те же наличники делал из массива дерева, вручную кропотливо вырезая все орнаменты.
Познакомился в своё время и с ещё одним уникальным мастером по дереву, когда готовили экспозицию на Красном холме: он из дерева вырезал даже корпуса часов (!), которые экспонировались повсюду, в том числе и в Европе. В той экспозиции деревянный пояс также вырезался строго вручную.
Дерево требует к себе уважения – тогда изделие долго проживёт. Например, изготовление фигуры Епифана для Музея купеческого быта у меня заняло примерно месяц, и ещё много времени было потрачено на поиск состава, которым скульптура из сосны покрыта – ведь Епифан сидит под открытым небом…