09 апреля 2025
Что посеем и пожнем на Куликовом поле в этом году?
В середине апреля Государственный музей-заповедник «Куликово поле» планирует посевные работы на границе Куркинского и Кимовского районов - у деревни Хворостянки и села Монастырщино. Около 1300 гектаров памятной территории будут засажены пшеницей, овсом и ячменем. Эти зерновые культуры местные крестьяне сеяли и в конце XIX – начале ХХ века. Предлагаем сравнить опыт предков и современников и узнать, насколько изменился характер посевных работ спустя столетия.
Посевная на Куликовом поле
Как вели сельское хозяйство на Тульской земле
В течение многих столетий сельское хозяйство было традиционным занятием и главным источником продовольствия жителей русских деревень, а также богатой кормовой базой для скота. Российский исследователь, автор 80 книг хозяйственного содержания Василий Левшин в своем труде «Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год» рассказывает, что в регионе в начале XIX века крестьяне сеяли пшеницу трех видов – озимую, ледяйку и яровую, а также рожь, ячмень, овес, гречиху и горох.
По информации из этнографических отчетов специалистов Государственного музея-заповедника «Куликово поле» 1998-2000 годов, на территории Первого ратного поля России в конце XIX – начале ХХ века основными посевными культурами были рожь, гречиха, овес, просо. Пшеница как зерновая культура была введена лишь в колхозное время – в 1930 годах. Сажали на Куликовом поле и технические культуры: в Журишках высевали лен, а повсеместно - коноплю. Ее называли также «семечки», «семя», «мочёльник», «мочённик» и использовали для ткачества, витья веревок и выжимания масла. В ХХ веке на Куликовом поле стали сеять также ячмень, горох и чечевицу. В качестве кормовых культур выращивались кукуруза и вика.
Поля пшеницы на Куликовом поле
Непосредственному посеву вышеназванных культур предшествовали серьезные подготовительные работы. Одной из главных задач крестьянина было удобрить перед пахотой землю навозом. Его готовили просто – вычищали конюшни и складывали в одном месте. «В куче навоз перегорает и лежит до времени, в которое вывозят оный в поле, - говорит Василий Левшин. – Вывозят его большей частью в июне, ибо время сие необходимо принуждает очистить и просушить скотские хлевы и дворы». Исследователь отмечает, что в начале XIX века в Епифанской и Богородицкой окру́гах, которые входили в большое понятие Куликова поля, были самые плодородные почвы в Тульской губернии. Сформированные растительностью лесостепи, они, благодаря толстому слою чернозема, удобрений не требовали.
Реконструкция сохи с археологическими сошниками в экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» музея «Тульские древности»
Что касается сельскохозяйственного орудия, то российский исследователь Василий Левшин утверждает, что в начале XIX века плугов и их разновидностей - косуль и сабанов - в Тульской губернии не применяли. Исследователь пишет, что при посеве деревенские жители использовали сохи, которые были дешевыми и каждый крестьянин мог сделать и починить их своими силами, и севальни - круглые лубочные лукошки. В них насыпали хлебные зерна и затем рассеивали их по полю.
В конце XIX - начале XX века картина была иной. Согласно отчетам фольклорно-этнографических экспедиций сотрудников музея-заповедника «Куликово поле», в селе Никитском Воловского района Тульской области до Великой Отечественной войны поля пахали сохой, на лошадях, а в Заборовке и Грязновке до 1950-х годов в работах использовали специальные одно- и двухлемешные плуги.
Купить лошадей и другой скот, а также сельскохозяйственный инвентарь и запчасти – грабли, колеса, дуги и прочее можно было на ярмарках. В Михайловском, например, торговля на Петров день шла вплоть до 1930-х годов.
Земледельческие обряды
Распорядок крестьянского труда подчинялся сезонным циклам, а готовились к посевным работам загодя: к весенне-летней страде надо было привести в порядок соху, борону и телегу, собрать навоз. Немалую роль играли и обрядовые действия, к примеру, поздравительно-заклинательные колядки в Рождественский сочельник и период Святок. Роль этих хвалебных песенок в задабривании будущего урожая описывает фольклорист Владимир Пропп в своем собрании трудов «Русские аграрные праздники». Молодежь, парни и девушки, собирались ватагами и ходили от избы к избе, прославляя хозяев и выпрашивая угощения. Крестьянину певцы желали то, что ему было важнее и нужнее всего, - здоровье, урожай, приплод у скота, сытость и довольство. Одну из подобных русских колядок Владимир Пропп приводит в пример:
Ой авсень, ой коляда!
Дома ли хозяин?
Его дома нету,
Он уехал в поле
Пашаницу сеять.
Сейся пашаница,
Колос колосистый,
Колос колосистый,
Зерно зернисто.
В этой песне встречается термин «авсень», а в других колядках - «овсень», «баусень», «тусень», «таусень», «таусинь». Это варианты названия поздравительных святочных песен у разных народов. Владимир Пропп утверждает, что овсени не так разнообразны и богаты содержанием, как колядки, а пели их часто под Новый год, а не в Святочный период. Российский фольклорист Иван Снегирев относил термин «овсень» к словам «овес» и «сеянье» и связывал с обрядом обсыпания зерном. В этнографических отчетах музея-заповедника «Куликово поле» говорится, что в деревнях Ивановке, Куликовке, Прилипках, Журишках и Татинках - употребляли и такие диалектные вариации «овсеней» - «афсени», «офсени» и «авсяни».
Примечательно, что в деревне Вишневой овсени исполняли только девушки, а в Ивановке у хозяев спрашивали разрешение на авсянь. В ответ на поздравление колядующим полагалось угощение – в Себино давали сало и яйца, в Прилипках – пироги, в Татинках – мясо, а в Селезневке - свиные ноги.
Среди других интересных обрядов, связанных с подготовкой к сельскохозяйственным работам, Владимир Пропп описывает традицию «посевания» овсом и шествия с плугом. Во время первого в Новый год детишки бегали по избам и бросали зерна в «красный» угол с иконами и пели колядки о богатом урожае зерновых. Второе обрядовое действо – шествие с плугом - по верованиям наших предков, должно было обеспечить в наступающем году легкую обработку земли и обильные всходы. Однако в XVII году подобные шествия были запрещены правительством. Об этом говорится в Указе царя Алексея Михайловича «Царская грамота в Белгород 1648 года об исправлении нравов и уничтожении суеверия». От правительства не отставала и церковь – патриарх Московский и всея Руси Филарет в одном из своих указов требовал «чтобы коледы и овсеня и плуги не кликали».
Урожай пшеницы на Куликовом поле
Собираясь сеять зерно на поле, крестьяне следовали и народным приметам. По верованиям куликовцев, сажать сельскохозяйственные культуры под исход месяца было нельзя, для роста зерновых требовалось обязательно дождаться месяца молодого.
Богатые урожаи наши предки пытались привлечь не только песнями, шествиями и наблюдениями за природой, но и… обрядовой выпечкой! Согласно этнографическим отчетам музея-заповедника «Куликово поле», в марте на праздник Со́роки на Первом ратном поле традиционно пекли булочки в форме птичек, которые называли жаворонками, куликами. С печевом в Березовке ходили в поле, бросали его в овсы или пшеницу, а в Орловке дети крошили булочки на рожь, чтобы Господь давал хороший урожай.
Жаворонки, они же кулики от поваров музея-заповедника
Наряду с народными обычаями, следовали крестьяне и православным традициям. Пахота, сев, сенокос, жатва, молотьба – словом, все работы, ложившиеся на плечи простых людей, не совершались без Божьего благословения. На Куликовом поле, по данным этнографических отчетов, перед началом посевных работ были распространены крестные ходы и освящение земли. Вплоть до 30-х годов прошлого века в церкви освящали семена ржи.
Что растят на Куликовом поле в наши дни?
«С древнерусского этапа освоения Куликово поле является центром зерновой специализации сельского хозяйства, - говорит руководитель научно-исследовательского отдела природоведческих дисциплин музея-заповедника «Куликово поле» Ольга Бурова. - В научно-практические задачи музея-заповедника входит сохранение традиционного землепользования и выращивание исконных зерновых культур на памятной территории».
Сейчас на Куликовом поле растет 446 гектаров озимой пшеницы, засеянной прошлой осенью и недавно подкормленной. Под пар отведено 395 гектаров земли – ее специалисты обработают от сорняков и подготовят к новому вегетационному периоду. В сельскохозяйственных работах заняты 15 сотрудников и 8 единиц спецтехники – тракторов, МАЗов и кранов.
Землепашцы музея-заповедника
В апреле планируется посев яровых культур – ячменя, пшеницы и овса – общим объемом 451 гектар. О том, что пора начинать полевые работы, сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» понимают, наблюдая за почвой. «Если верхушки комков пашни, оставшиеся после осеннего дискования, становятся сероватыми, можно приступать к боронованию – так мы «запечатаем» влагу в земле, - говорит начальник производственной базы Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елена Алпатова. - После этого, при необходимости, мы проведем культивацию и приступим к непосредственному посеву».
Изучение и возрождение традиционных форм природопользования
В полном объеме многолетний опыт коллектива музея-заповедника «Куликово поле» по изучению и восстановлению традиционных форм природопользования будет представлен в новом музее «Русское поле», созданном в селе Монастырщино к 650-летию Куликовской битвы в 2030 году.
Ретротехника для будущей экспозиции музея «Русское поле»
Узнать историю земледелия на Первом ратном поле России и сравнить опыт предков и современников можно уже сегодня. В экспозиции Музея Куликовской битвы в Моховом посетители могут выяснить, что сеяли средневековые жители, и увидеть пахотные орудия XII-XIV веков, найденные на Куликовом поле. В кафе Музейного комплекса «Куликово поле» гостям предложат русский обед, куда входит плов с полбой – прародительницей пшеницы, выращенной на памятной территории.
Полбяная каша в обеде русского воина в кафе Музея Куликовской битвы
Знакомство с традициями земледельцев прошлых веков ждет и посетителей тульских филиалов музея-заповедника «Куликово поле». В экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» музея «Тульские древности» представлено археологическое зерно – овес, пшеница и просо, а также орудия землепашцев первой половины ХХ века. В экспозиции «10 000 лет до Тульского кремля» Музея-лаборатории Пространства «Археология» можно наглядно сравнить разные злаки - пшеницу, ячмень, рожь, овес, полбу, а на исторической кухне - попробовать блюдо из прародительницы пшеницы в рамках интерактивной кулинарной программы, рассказывающей о Средневековье. В течение календарного года участники тематических мастер-классов в Пространстве «Археология» пекут жаворонков и другую обрядовую выпечку, сохранившую верования тульских земледельцев. Частичку Куликова поля можно унести из музея домой - шлифованная недробленая полба продается во всех сувенирных лавках музея-заповедника «Куликово поле».
Куликовские сувениры: купи и приготовь дома!
Анастасия Голубкова, Любовь Котикова,
специално для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания «Аргументы и факты в Туле» https://tula.aif.ru/ , приуроченного к празднованию 645 годовщины Куликовской битвы и 650-летия со дня сражения.
Использованы материалы этнографических отчетов Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и источники:
Левшин В.А. Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год. - Тула, 2006.
Наумова Т.В. Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол. - Тула, 2014.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.
Фотографии Романа Солопова.