Назад

18 октября 2025

Брить или не брить? Вот в чем исторический вопрос…

18 октября – День без бороды. Необычный праздник придумали в США, он посвящен гладковыбритым мужчинам. Оставим заокеанских мачо сбривать на спор бороды, не будем подглядывать в окна ставших модными и у нас барбершопов, а обратимся к традициям ношения бород и брадобрития в мировой истории и в России.

Фонды подтверждают: борода очаровывает

Бритвенные принадлежности начала XX века на выставке «Очаровательная повседневность. История провинциальной моды» в Музее купеческого быта в Епифани

Несколько лет назад в Музее купеческого быта в Епифани была организована выставка «Очаровательная повседневность. История провинциальной моды». Благодаря этнографической коллекции музея-заповедника «Куликово поле» в уютном мирке ушедшего в прошлое купеческого города вспоминали не только о тяге женщин к привлекательности и изяществу на рубеже XIX – XX веков, но об эволюции модных пристрастий мужчин. Дамские туалеты, нижнее белье, зонтики, кошельки, щипцы для завивки и щипчики для подола платья спорили с сорочкой и фраком, цилиндром и съемными воротничками, запонками, пенсне и … бритвенными принадлежностями. Музей купеческого быта демонстрировал предметы начала XX века производства Великобритании, Германии и России. Это опасные складные бритвы и разборный станок с лезвиями, футляры для них, емкости для бритья – мисочка, стаканчик, тазик, в том числе и сделанные руками тульских артельщиков товарищества «Наше будущее», точильные принадлежности – камень, промышленное и кустарное правила для лезвий. Есть в фондах тульского музея и бритвенная полочка, на которой модник мог разместить все необходимое для совершения туалета, сохранились флаконы от российского одеколона…

Опасная бритва начала XX века компании Золингер (Германия) с надписью "ПЕРЕЖИВЕТЪ МОЕГО ПРАВНУКА" из этнографической коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Но ведь мужчины брились и до эпохи модерн, про которую рассказывала выставка! Даже не разбираясь глубоко в истории, все мы помнит про реформу Петра I, когда российский император повелел брить бороды на европейский манер…  

Бритва IX-X веков в экспозиции «Дон. Вся история на берегах одной реки» в селе Монастырщино. Предмет из фонда археологии Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

«Бритвы известны со времен Римской империи, но у нас это довольно редкая находка, - ответил на вопрос об археологических доказательствах брадобрития кандидат исторических наук, ученый секретарь Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Алексей Воронцов. – Бритва – высокотехнологическое изделие, ее редко теряли».  Вслед за этим Алексей Михайлович, и сам обладатель бороды, шутит на вопрос о русских мужчинах: «Россия – страна бородатых, холодно без бороды-то!»

Но только ли желание спрятать ланиты от щекоток Матушки-зимы заставляли соотечественников в разные эпохи отращивать волосы на лице, или борода пронесла сквозь века глубокие смыслы? Вот что говорят историки.  Исследователи Алексей Муравьев и Дмитрий Уруше написали о волосяном покрове на лицах мужчин целый трактат «Прения о бороде»

Бородатые факты 

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля трактует «бороду» как «волос на щеках и подбородке: у раскольников отечество». 

Многие архаические культуры на Ближнем Востоке, в Месопотамии, хетты, персы считали бороду нормой для мужчин, признаком мужественности и силы, царственности и мощи. Лишиться бороды считалось оскорблением, поражением, унижением, символом скорби и раскаяния.

Месопотамские жрецы выбривали лицо и все тело во время ритуалов и жертвоприношениями, считая, что волосы препятствуют общению с богами.

У жителей Древнего Египта борода была вместилищем  силы, но волосы у мужчин росли плохо и редкую поросль сбривали. Бороду носил только фараон, да и то искусственную. В Древней Греции задолго до распространения христианства борода была мужской нормой и знаком отличия мужчины от мальчика. У Гомера она стала священным атрибутом воина.

В еврейской Библии борода считается нормой для мужчины в силу ее естественности. В Ветхом Завете Бог, даруя на горе Синай пророку Моисею Тору, дает израильскому народу бороду как символ новой свободы. В законе новой веры, в «Книге Левит», среди норм жизни для верующего есть наказ не брить и не стричь волосы на лице. Псалтырь в 132 псалме упоминает о бороде первосвященника Аарона, на которую стекает священный елей. Поэтому историки полагают, что апостолы – ученики Христа и первые проповедники Евангелия, а также первые христианские епископы бороды не брили и не ровняли. С тех пор на христианском Востоке ношение бороды стало нормой благочестия, отличием христианина от язычника. 

В Ветхом Завете обритая борода была равна потере чести: Царь Давид приказал слугам не возвращаться в Иерусалим, пока они не отрастят бороду, сбритую наполовину царем аммонитян Анноном. Еще один обычай вокруг бороды описан в священной книге – при встрече мужчины в древности не пожимали руки, а брались за бороду и целовались.

Профессия брадобрея появилась в III веке до нашей эры в Риме с распространением практики бритья. Раньше – в царское и республиканское время – римляне, как и греки, носили бороды. В римской империи гладко выбритое лицо было признаком принадлежности к средним и высшим сословиям: так выглядели чиновники и военнослужащие, у них было время и деньги на эту процедуру. Первую сбритую в 21 год бороду римлянин посвящал богам. Волосы на лице носили крестьяне, мужчины в трауре и философы. 

Греческие мудрецы Сократ, Архимед, Платон, Аристотель, стоики, римские философы были бородатыми. Древнехристианские мученики Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец на иконах и фресках изображены без бороды не в силу молодости, а потому что состояли на государственной службе при императоре Диоклетиане. Дмитрий был проконсулом (правителем) Фессалоникийской области, а Георгий – военачальником.

Великомученик Георгий Победоносец. Икона Ю.В. Земцова, 2007 год. Из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

В восточном и западном христианстве сформировалось разное отношение к бороде в силу  разных обычаев греков и римлян. Римская церковь не настаивала на ношении бороды. В греческой - в позднеантичное время ношение бороды считали обязательным священнослужители и монахи, необязательным это было для мирян. В византийском богослужебном сборнике VIII века «Евхологии Барберини» сохранилась молитва на подравнивание бороды. Ее произносили над отроком, у которого начинали расти волосы на лице, призывая благословение на молодого человека.

У викингов-варягов борода считалась нормой для воина и архаичным признаком мужественности. В древнейшем своде законов - «Русской правде» - борода уже выступает важным элементом облика мужчины, и за ее порчу был предусмотрен штраф, как за выбитый зуб или удар чашей… 

Никоновская летопись дает описание внешности князя Дмитрия Донского в «Сказании о Мамаевом побоище», упоминая и бороду: «Беаше же сам крепок зело и мужествен, и телом велик и широк, и плечист и чреват велми, и тяжек собою зело, брадою же и власы черн, взором же дивен зело». Борода тут явно усиливает образ сильного, храброго, статного по-мужски правителя Руси и победителя Мамая. 

Фотокопия с гравюры «Дмитрий Донской» начала XIX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

До середины XVII века на Руси бороду не брили и не стригли, но знать иногда позволяла себе смену имиджа. Так, Василий III, чтобы казаться для второй жены Елены Глинской моложе «обрил бороду и пекся о своей приятной наружности». При его сыне – Иване Грозном – Стоглавым собором было установлено ходить при бороде всем православным, а ослушникам без бороды помнить: «недостоит над ним служити, ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь, с неверными да причтется». 

При царе Алексее Михайловиче в XVII веке произошел раскол Русской церкви. Московское православие – приверженцы византийских и древнерусских традиций – ушло в старообрядчество и сохранило окладистую бороду как признак истинной веры, опирающийся на архаические библейские нормы. В то же время двор царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, ориентировавшийся на вкусы Польши, сделал нормой укороченную или подбритую бороду.

Царь Петр I в сближении России с Европой ополчился на длинную бороду. В 1698 году вышел первый указ о бритье бород всем сословиям, кроме крестьянского. В 1699 году появился «бородовой знак» -  жетон за уплату налога за сохраненную растительность на лице. Сумму представители разных сословий платили каждый свою – от 600 до 30 рублей ежегодно. Крестьяне могли ходить бородатыми, но не в городе – за появление в неугодном царю облике отдавали по копейке. 

Русский человек в петровское время понимал брадобритие как что-то противоестественное, считалось, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров». Многие сохраняли свои отрезанные при Петре бороды, чтобы их положили в гроб для предъявления на том свете.  

При Александре I мужчины снова носят усы и бакенбарды, а вот военные и чиновники служат гладко выбритыми. При Александре II чиновникам уже дозволяется отращивать бороды. Александр III и сам носил солидную русскую бороду, и разрешил не бриться военным. При Николае I борода стала демонстрацией независимости и противостояния западничеству, непременным атрибутом русской традиции. «Стоит только русскому Императору отпустить себе бороду, и он непобедим» - сказал Наполеон, подразумевая в ней духовность и нравственность русского народа, накопленную за века.

Епифанский купец Антон Евграфович Байбаков в старости из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Образ купца с густой и объемистой бородой тоже нам хорошо знаком. Исследователь истории Епифани Сергей Кусакин пересмотрел десятки ретроснимков местного купечества XIX – начала XX века. «Судя по фотографиям, я бы выделил три периода ношения бороды среди епифанских купцов, - размышляет Сергей Васильеич. - Первые два поколения – это отцы и их дети, родившиеся и жившие в ХIХ веке. В их числе и Антон Евграфович Байбаков, в усадьбе которого находится наш Музей купеческого быта. Он носил окладистую бороду до конца своих дней. Представители следующего поколения, родившиеся во второй половине XIX столетия, старались выглядеть более элегантно. Они носили аккуратную испанскую бородку. Ближе к 1917 году большинство молодых людей были с усами или чисто выбриты»

Семья купца Николая Ивановича Расторгуева. Фото начала XX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

После революции 1917 года борода становится в госпропаганде принадлежностью врагов советской власти – кулака и попа. В 1930-е годы брадобритие стало одним из пунктов в борьбе за гигиену в быту. Во время Великой Отечественной войны борода вновь становится посылом мужественности через образы на агитационных плакатах с героями прошлых веков - Мининым и Пожарским, Дмитрием Донским и Александром Невским. 

После войны, в 1950-х годах, кубинская революция и ее бородатые лидеры Эрнесто Че Гевара и Фидель Кастро говорят своим имиджем о духе свободы. В нашей стране бороды носят в середине XX века стиляги и творческие личности – журналисты, художники, музыканты. Спустя десятилетие, в 1960-е,  появляются еще и другие бородатые персонажи - геологи, археологи, туристы-дикари. Телевидение, пришедшее в глубинку, потихоньку насаждает моду на гладковыбритое лицо в среде сельских жителей. Борода исчезает... но не навсегда!  

Бородатый анекдот

В буквальном смысле очень милую историю про бороду передают старожилы музея-заповедника «Куликово поле» молодому поколению - сказ о том, как кандидат исторических наук, исследователь Куликова поля, заместитель директора по научной работе Андрей Николаевич Наумов сбрил бороду, чтобы добиться руки любимой девушки Татьяны. 

Хранитель тайн Куликова поля Андрей наумов на раскопках

В конце 80-х молодой историк и археолог работал в краеведческом музее. Будущая супруга, также окончившая наш педуниверситет, уехала на практику в пионерлагерь в Алексин. Именно туда, без бороды приехал делать предложение Андрей Наумов. 

«Борода у него была окладистая, как у дедушки Ау. В то время и моды на нее не было, Андрей Николаевич выбивался из круга мужчин, - вспоминает кандидат исторических наук, хранитель фонда археологии Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Наумова. – Он мне сказал:  приеду делать предложение. А я ему – сбрей бороду, тогда выйду замуж. Позже его мама вспоминала, что подумала, увидев сына: раз бороду сбрил, значит, дело серьезное. Она его не раз просила это сделать».

Татьяна Владимировна признается, что хотела на Андрея Николаевича посмотреть без бороды. Никогда в другом образе его не видела, а увидев, приказала отращивать заново. 

«Андрей приехал без бороды, но с усами, очень был похож на Мамая ну или татарского воина, - смеется женщина. – Щетина черная очень сильно пробивалась, отчего даже бритое лицо казалось заросшим. Какой смысл в бритье?».  

Свадьба Татьяны и Андрея Наумовых: день без бороды соединил навсегда. Фотография из архива Романа Клянина

Пара поженилась в 1990 году, за спиной 35 лет счастливого и плодотворного брака, двое взрослых дочерей, партнерство в археологической работе и написании научных трудов. 

Что за археолог без бороды?

Музей-заповедник «Куликово поле» богат на бородачей. Среди специалистов Тульской археологической экспедиции, с которой начиналось учреждение культуры, у могикан и молодежи, превалирует бородатость – окладистая, выровненная и стильная, легкая щетина. Бессменный директор музея-заповедника «Куликово поле» носит бороду с тех самых пор, как решил стать археологом.  

Андрей Наумов и Владимир Гриценко на раскопках в Мельгуново 1992 года. Фото из архива А. Наумова

«Что это за археолог без бороды, это его неотъемлемая часть, - смеется Владимир Петрович Гриценко и делится своим опытом. – В экспедиции бриться очень сложно, зачем себя обременять. Уже не езжу, конечно, и мог бы бриться, но привычка сохранилась и как-то будет странно, если я сбрею бороду. Хотя если вспомнить сказку про старика Хотабыча, когда он выдергивал волосы из бороды и творил чудеса, то я был бы готов остаться полностью без волосяного покрова на голове, если бы можно было так легко изменить в этой жизни что-то к лучшему!»

Владимир Гриценко преображает Куликово поле посадкой дубов на исторических территориях