Назад

14 июня 2024

Белёвское кружево

Тульский регион, кроме областного центра, может похвастать целым каскадом древних населённых пунктов, которые по праву вошли в число туристических жемчужин края – Епифань, Алексин, Белев и другие. Последний славится большим количеством памятников старинного зодчества и духовных святынь (Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь и Спасо-Преображенский мужской монастырь), а также рядом исконных народных промыслов. Все знают белёвскую пастилу, но местное кружево – также один из брендов, народный промысел, которому не один век.

В неизменный восторг гостей старинного Белёва приводят воздушные кружевные салфетки, косынки, воротники коклюшечного кружевоплетения, палантины, манжеты и полотенца, выполненные в технике плетения кружевом. Это особо актуально в силу одной из тенденций современной моды, заключающейся во включении в одежду этнографических мотивов.

В августе 2022 года Белёв отметил своё 875-летие. И в Книгу рекордов России вошёл представленный на торжествах 875-метровый плетешок — основной элемент, скрепляющий узоры кружева, связывающий детали орнамента.

Белёвское кружево получило распространение в XIX веке. А первыми начали заниматься им монахини местного Крестовоздвиженского монастыря ещё в XVII веке. Они плели мерное многопарное кружево из золотой и серебряной канители. Это тонкое кружево шло исключительно на отделку платьев знати, праздничных одежд священнослужителей. Характерный признак монастырских кружев — отсутствие даже стилизованных животных или растений: орнамент состоял из геометрических мотивов – разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек». К середине XIX века искусство монастырских кружевниц ушло в народ — в помещичьи усадьбы, мещанские и крестьянские дома. Оно постепенно приняло форму народного промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.

К 1873 году четверть населения города занималось плетением кружев, плело их всё бедное население, мещанки, выходцы из обедневших купцов. Кружевной промысел носил исключительно семейный характер, обучение которому начиналось с 7-8 лет. К 10 годам девочки становились помощницами в своих семьях, чья работа приносит доход. Заработок мастериц зависел от многих условий: фасона, материала и сложности изготовляемой вещи. Сбытом кружев, как правило, занимались торговки, которые вывозили свой товар в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.

Плетение мастерицы обогащали сканью — введением дополнительной более толстой или цветной нити. Этот приём использовался для придания рисунку чёткости и усиления рельефа. Применение в белёвском кружеве как основных, так и дополнительных элементном плетения давало возможность мастерицам создавать кружево различных форм. Владея многообразными элементами, они создавали мерное кружево; оно выплеталось в виде непрерывной полосы любой длины с повторяющимся рисунком, пришивалось к краям ткани — полотенцам, скатертям или простыням. В белёвском кружеве помимо мерного встречаются оплёты, цельные каёмы носовых платков, дорожек, скатерти, покрывала, занавески. Специалисты говорят, что разнообразие форм и присутствие характерных элементов в белёвском кружеве делают его отличным от вологодского, захожского и других кружев России.

В конце XIX века кружевной промысел в Белёве начинает приходить в упадок, а после 1917 года началось его стремительное угасание. В 1929 году в Белёве трудились всего 73 мастерицы, 45 из которых были объединены в кооператив, преобразованный затем в артель, которая в 1950-е годы из-за нерентабельности была закрыта. Однако народная традиция не угасла, и в современной России началось возрождение этого промысла. 

О секретах плетения белёвского кружева могут многое узнать гости Тульской области, и не только. Так, в феврале 2024 года в столице на Международной выставке-форуме «Россия» прошел День культуры. В его рамках прошла яркая творческая программа, которую подготовили учреждения культуры региона. В числе прочего, гости своими руками могли создать элементы белевского кружева.

Широко известны работы народного мастера России – тулячки Ольги Скворцовой, владеющей техникой белёвского, вологодского, михайловского и смешанного кружевоплетения.  В фондах музея-заповедника «Куликово поле» также есть изделия мастеров кружевоплетения на коклюшках. В экспозиции Музея купеческого быта в Епифани можно увидеть предметы быта и дамские аксессуары – салфетки, воротнички, детали женского платья. Это предметы, выполненные кружевницами прошлого, в том числе и в белёвской технике, были собраны этнографами на Куликовом поле и переданы в музей хранителями старины.