Назад

09 декабря 2016

История одного предмета. Памятные предметы иконописца Никиты Дмитриевича Люличева

Многие предметы из фонда музея-заповедника попали к нам благодаря людям, которые дорожат памятью о своих предках. Новая публикация – это история об иконописце Никите Дмитриевиче Люличеве и его потомках, передавших в музей памятные предметы.

Знакомство правнучки Н.Д. Люличева Галины Владимировны Шацкой с сотрудником музея и известным тульским краеведом Сергеем Васильевичем Кусакиным состоялось в 2009 году. На Куликово поле Галина Владимировна приехала однажды в поисках могилы сестры своей бабушки Клавдии Никитичны Люличевой. В семье помнили, что она учительствовала в Епифани и Монастырщино, и на старинном  епифанском кладбище Галина Владимировна пыталась отыскать могилу родственницы. Поиск не увенчался успехом. Г.В. Шацкая обратилась в местный музей. Так произошла ее встреча с Сергеем Кусакиным. В то время он работал над первым томом своей книги «Храмы Куликова поля» и фамилию Люличевых встречал в архивных документах, но не касательно Епифани, а села Монастырщино. Никита Люличев был мастером-иконописцем, спроектировавшим и изготовившим главный иконостас монастырщинского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Галина Владимировна Шацкая оказалась его правнучкой по линии старшей дочери Александры Никитичны. О том, чем прославился предок, она и не подозревала, хотя в семье говорили, что Никита Дмитриевич был талантливым художником. Сохранилась необычайно светлая и воздушная икона Николая Угодника, написанная им. В фонды музея Галина Владимировна Шацкая передала кисти своего предка и его подлинную фотографию.

Никита Дмитриевич Люличев родился в 1845 году в семье казенного крестьянина села Монастырщино. В детстве у него обнаружился огромный интерес и любовь к рисованию. Обладая незаурядным талантом к живописи, с 27 лет он стал профессионально заниматься иконописным промыслом, писал святые иконы по заказу. Через несколько лет художник Люличев получил свидетельство от Тульской духовной консистории на право проектирования и изготовления иконостасов, и написания для них икон.  

В январе 1878 года Никита Дмитриевич женился на дочери пономаря местного приходского храма Ольге Михайловне Полетаевой. В ноябре того же года у них родилась дочь Александра. Всего в семье Люличевых было три дочери и сын. 

В 1890 году завершилось строительство настоящей церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино. На проектирование и изготовление главного иконостаса в ней члены строительного комитета подрядили местного мастера-иконописца Никиту Люличева. Это был первый крупный заказ для молодого художника. Одновременно с выполнением этого подряда, в 1893 – 1895 годах он ремонтировал иконостас в Архангельской церкви села Муравлянка-Гагарино и писал для него иконы. 

10 сентября 1896 года благочинный округа Сергей Сергеевич Дружинин представил в Тульскую духовную консисторию опись настоящего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, составленную при участии местных священников Ивана Васильевича Богоявленского и Михаила Лукича Никольского. Тело трехъярусного иконостаса, изготовленного Никитой Дмитриевичем Люличевым по собственному проекту, было сделано из соснового леса и выкрашено светло-розовой краской. По колонам и отдельным местам его украшала резьба, вызолоченная на полименте. В нижнем местном ярусе помещались шесть икон, написанных «по золотому фону чеканной работы». Искусно художник выполнил изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на царских вратах, архангелов Михаила и Гавриила на южной и северной дверях. Во втором ярусе иконостаса располагались семь образов. Он отделялся от верхнего ряда алтарной преграды полукруглой аркой, в которой помещались десять икон круглой формы в позолоченных рамках. В середине третьего яруса стоял образ Покрова Пресвятой Богородицы. Слева от него – царь Давид, справа – пророк Исайя. Завершал вертикаль иконостаса деревянный крест. 30 сентября, по благословению епископа Тульского и Белевского Иринея, благочинный округа Сергей Дружинин освятил главный алтарь Богородицерождественской церкви. 

Через два года после этого знаменательного события члены церковно-приходского попечительства Никитского храма села Никитского на Дону подрядили Никиту Дмитриевича Люличева на поправку и окраску тела иконостаса, и написание для него святых икон. По смете они «договорились» с живописцем «ценою за 1000 руб.» Благочинный округа в письме епархиальному начальству писал, что все работы производимые художником Люличевым в «нашей местности, как оказалось на деле впоследствии: добросовестны, прочны и довольно изящны». Тульская духовная консистория разрешила произвести возобновление алтарной преграды с использованием  800 рублей из средств церковно-приходского попечительства и 200 – из церковных сумм. Работы по ремонту иконостаса и написанию образов Никита Дмитриевич выполнил на высоком профессиональном уровне. 

21 августа 1901 года причт и церковный староста церкви Рождества Пресвятой Богородицы при общем согласии прихожан решили возобновить иконостас в приделе Архистратига Михаила. В письме епархиальному начальству просители написали, что он был устроен в строящейся церкви 31 год назад с тем, «чтобы поскорее приблизить отправление Богослужения», и поэтому на фоне богатого благолепного убранства храма выглядел «убогим и грязноватым». Предстояло сделать новую лицевую сторону иконостаса, украсить ее приличной резьбой, позолотой и хорошей живописью. 

На все перечисленные работы по обновлению придельного алтаря был подряжен художник-живописец Никита Дмитриевич Люличев – «человек добросовестный и честный». Он подготовил план-рисунок лицевой части алтарной преграды Архангельского предела и составил смету на 1100 рублей. Тульская духовная консистория разрешила причту и старосте использовать на устройство нового иконостаса 800 рублей церковных денег и 300 – пожертвованных прихожанами. 

Лицевая сторона алтарной преграды была сделана заново из соснового леса «с приличною резьбою, хорошей живописью и позолотой». Иконы в ней располагались в три ряда. В середине первого ряда располагались царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов, справа от них образа – Спасителя и Собор Архистратига Михаила, слева – Богородицы с Предвечным Младенцем и святителя Митрофана Воронежского. Во втором ярусе по обеим сторонам от «Тайной вечери» помещались «поясные» иконы святых князей великомучеников: справа – Бориса, слева – Глеба. За ними стояли «двуличные изображения святых пророков: справа – Даниила и Сафония, слева – Моисея и Ионы. Над ними, в верхнем ряду располагался образ Спасителя, сидящего на престоле. Святой Крест Господень с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом завершали вертикаль иконостаса. 

Согласно смете художник Люличев написал два запрестольных образа в алтарь – Распятие Иисуса Христа и Знамение Пресвятой Богородицы, искусно сделал под них тумбы с позолоченной резьбой, отреставрировал Боголюбскую икону Божьей Матери, поправил и вызолотил киот на ней. Возобновленный иконостас придал внутреннему убранству храма более благолепный и торжественный вид. 

25 сентября 1902 года благочинный 4-го округа Епифанского уезда священник села Бахметьева Федор Федорович Успенский освятил предел во имя Архистратига Михаила. 

Время не пощадило убранство монастырщинской церкви. В 30-е годы XX века она была закрыта, иконы и утварь пропали, помещение стало использоваться в качестве зернового склада. Главный иконостас дожил до наших дней в плачевном состоянии. Не сохранилось икон и центральной части, фигурная резьба алтарной преграды была утрачена практически на 98 %. И все же в 2010 году реставраторы смогли сохранить и восстановить иконостас на сохранившемся теле, изготовленном Никитой Дмитриевичем Люличевым. 

В письменных и архивных источниках иконостасу, к сожалению, было уделено незначительное внимание. Восстанавливать алтарную преграду пришлось, опираясь на сохранившиеся образцы убранства храмов 19 века, а также по незначительным свидетельствам былого изящества – по сохранившемуся элементу резьбы на падуге (переход от плоскости стены к поверхности потолка), по оставшимся отпечаткам резьбы, следам нагара свечей и вековой пыли. Специалисты очистили и укрепили сохранившиеся детали алтарной преграды, отреставрировали боковые киоты и падугу. По эскизам, разработанным еще в преддверии празднования 600-летия Куликовской битвы, создали центральную часть алтаря. Восстановили позолоченные резные элементы декора. Новые иконы были написаны в соответствии с традициями XIX столетия.  

В архивном документе за 1913 год Никита Дмитриевич Люличев показан домохозяином под № 181 села Монастырщино Куликовской волости Епифанского уезда. Возраст - 67 лет, вдов, грамотный, работает по заказу круглый год в течение 40 лет. Среднегодовой заработок Люличева составлял 300 рублей. В справке упоминается сын Николай. 27 лет, холост, грамотный, преподаватель в гимназии, с годовым доходом 1800 рублей, из которых 300 ежегодно высылал отцу в родное село. Было и две дочери девицы: Клавдия (29 лет) и Екатерина (25 лет). Известно, что Клавдия Никитична Люличева была учительницей в Епифани и Монастырщино (награждена Орденом Ленина). Похоронена на епифанском кладбище. Старшая дочь художника – Александра - имела семью. Ее внучка Галина Владимировна Шацкая и открыла для музея новые факты рода Люличевых.